Конспект урока "Связь времён"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Конспект урока о сохранении традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_svyaz_vremyon.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 7 г. ХИМКИ
«СВЯЗЬ ВРЕМЁН»
Конспект открытого урока в 5 «Б» классе.
Подготовила учитель изобразительного искусства
Литвинова Людмила Петровна.
г.о. Химки
План урока.
1.Организационный момент.
2.Беседа,введение в проблему, подведение к теме урока.
3.Сообщение темы, объяснение нового материала.
4. Усвоение новых знаний
4.Самостоятельная практическая работа
5.Закрепление
6.Рефлексия. Итог урока. Выставка работ, анализ и оценка работ.
Цели и задачи. Обучающая. Развивающая. Воспитывающая. Оборудование: Для учащихся: Для учителя: Тип урока: Методы, формы: | Актуализировать, дополнить и обобщить знания о народном искусстве, обычаях.
1.Развивать художественный вкус и творческие способности. 2.Развивать навыки работы с художественными материалами. 3. Развивать познавательный интерес. 1.Воспитывать любовь к народному искусству, русской культуре. Осознавать важность сохранения народных традиций для последующих поколений. Бумага, художественные материалы, заготовки деревянных яиц.. Мультимедийная презентация, Схема –плакат кроссворда, музыкальный ряд: Колокольные звоны. Комбинированный. Беседа, игра. проблемный, объяснительно иллюстративный, практический. |
Ход урока.
- Организационный момент.
- Беседа, введение в проблему, подведение к теме урока.
Ребята, мы с вами с начала учебного года изучаем и говорим о декоративно прикладном искусстве в жизни человека. О древних корнях народного искусства.
Вопрос. - Что же мы выяснили?
(ОТВЕТ. С древних времён человека окружали загадочный мир природы, полный таинственных непонятных явлений, древние люди верили в силы природы, одушевляли её, украшали свои дома, предметы быта различными знаками.)
Вопрос. – А знаки эти были для красоты?
(ОТВЕТ, Знаки являлись оберегами, они по мнению древних, защищали их от злых сил и привлекали добрые.)
Вопрос.
Правильно ребята, ничего случайного в жизни древних славян не было.
Обратите внимание на доску. Прочтите эпиграф к нашему уроку.
Слайд 2.
«Всё-таки Время, куда ни глянь сплетает все вещи и события в одно единое непрерывное полотно»
Х. Мураками
Вопрос. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?
ОТВЕТ. (Жизнь народа, его обычаи складывались годами и веками. То, что придумали наши предки, живет и сейчас.)
III.Сообщение темы, объяснение нового материала.
Правильно. Без прошлого нет настоящего, поэтому к народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой.
Слайд 3 Тема урока: «СВЯЗЬ ВРЕМЁН»
Вопрос. Так как же мы чувствуем эту связь, в чём она присутствует в нашем времени?
ОТВЕТ. (Это те же знаки в виде орнаментов на одежде, посуде, украшении дома)
Вопрос. Скажите, а какие обычаи,праздники люди отмечали раньше и мы тоже сохранили их с своей жизни?
ОТВЕТ, (Рождество, Масленицу, Пасху и отмечаем сейчас)
Вопрос. Как вы думаете о каком обычае мы сегодня будем с вами говорить?
ОТВЕТ:(обычай красить и расписывать пасхальные яйца)
Слайд 4.
Вопрос. А чем является яйцо? (символом жизни). Как появилась традиция красить яйца?
Яйцо символ общечеловеческий оно фигурирует в мифологиях всех народов. Из него, по мнению древних людей, возникла вселенная, яйцо начало мира, начало жизни. Люди считали, что скорлупа- это небесный свод, белок это воздух и вода, а желток – земля, вот тебе и вселенная. . По многовековому обычаю к Пасхе люди красят яйца
Слайд 5.
Почему чаще всего яйца красят в красный цвет? В старину считали ,что их цвет должен быть обязательно красным. – А знаете почему?
Ответ. (Обычай этот берёт своё начало со времён римского императора Тиберия. Мария Магдалина пришла к нему со словами: «Христос Воскрес!» И тогда Тиберий сказал: «Я в это поверю, если только яйцо в твоей руке станет красным». И яйцо у него на глазах стало красным- цвета крови Христовой, пролитой за людей).
Вопрос.- А как же оформляются пасхальные яйца в наши дни? Как у вас в семье? (Рассказы детей)
Значит связь времен продолжается!
Вопрос. А вы знаете пословицы которые придумал народ и они живут и в наше время?
Слайд 6. Вот видите, как народная мудрость связывает времена!
IV. Усвоение новых знаний.
В зависимости от способа окраски яйца называли так:
Слайд 7
КРАШЕНКА- это яичко, которое варится и окрашивается в разные цвета.
Они могли быть кроме красного и желтые, и зелёные и голубые.
Применение искусственных красителей осуждалось. Краски надлежало брать у природы, у радуги, а она прятала их в цветах, травах, кореньях, коре, листьях деревьев. У хорошей хозяйки в доме всегда было припасено много всякого зелья, которое служило и лекарством, и оберегом от напасти и краской для пасхальных яиц.
Красный цвет – из луковой шелухи.
Желтый цвет- из коры молодой яблони, из травы зверобоя, горицвета.
Зелёный цвет – из листьев берёзы, клевера, петрушки.
Синий цвет – из сушёных ягод бузины или черники.
Вопрос. С крашенкой связано не мало легенд и обрядов. Что вы знаете? Приведите примеры.
Ответ. Если окрасить чабрецом , то от испуга поможет яйцо. Поводит им бабка по колыбели, по темечку дитя – и ночных страхов как не бывало. Яйца укладывали в луковую шелуху. Верили, что луковая шелуха помогает от сглаза. Яйца, окрашенные берёзовым листом помогали от головной боли. Считается, если утром в Светлое Воскресенье девушка положит в воду крашеное яйцо и умоется этой водой, то красивой весь год будет. Если болели ноги, то нужно было от подошв вверх до пупка водить яйцом, успокаивая боль. По старому поверью пасхальное яйца, предохраняют дом от молнии. Если яйцо хранить целый год, то из дома уходит всё плохое, злое. В семье царят мир и покой. Все домочадцы на Пасху умывались из серебряного блюда, в которое хозяйка опускала принесённое из церкви освящённое яйцо. В этот момент все думали о здоровье, благополучии. С яйцами шли в поле, подбрасывая их в вверх, чтобы хлеба были такими же высокими.
Вот мы вновь подтвердили связь времён.
Слайд 8
Крапанка – это ещё один вид расписного яйца. Яйцо окрашивалось в какой то цвет. А дальше зажигали восковую свечу, и капали на яичко воск. Он застывал, яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз и будет основным цветом.
Слайд 9,10,11
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Ими лечили, ими оберегали. Их дарили друг другу на счастье, здоровье, на радость.
Слайд 12.Символы в писанках.
Существуют определённые правила росписи яиц, которые нарушать нельзя. Все рисунки должны располагаться по очень четкой схеме, ведь в яйце заложено строение вселенной.
Основные цвета орнамента писанок – белый, жёлтый, красный и черный
Слайд 13.Разводы
Как расписывать яйца?
Искусство писанки доступно каждому. Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся линий. Сетка образованная пересечением кругов и овалов, называется разводом. Развод – основа орнамента писанки – позволяет легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор. Существует довольно много символов для росписи.
Слайд14. Испокон века наши предки почитали яйцо как символ жизни, плодородия, Святого воскрешения. Поэтому постепенно вошло в традицию дарить пасхальные яйца, появились «сувенирные яйца» их стали выполнять из дерева, металла, стекла, украшенные бисером. Самыми знаменитыми и дорогими яйцами стали, конечно, те которые делал придворный ювелир Карл Фаберже по заказу царя.
Вопрос. А вы дарите пасхальные яйца?
Ответ.
А сколько веселья и радости доставляли детям и взрослым обрядовые игры.
Слайды 15-16. Игры на Пасху-
- «Выкрутасы» - чьё яйцо дольше крутится.
- «Бой крашенками»- игроки бьются крашенками, чьё яйцо разобьётся, тот и проигравший.
- «Катание яиц» - чьё яйцо дальше укатится. Наклонно устанавливается желоб .Игроки по очереди скатывают по желобу яйца.
Предлагаю поиграть в игры.
V.Самостоятельная практическая работа – роспись пасхального яйца.
Вы сегодня выступите в роли народных умельцев. Наше творческое задание- роспись пасхального яйца. Итак, материалы готовы, ещё раз вспомните последовательность выполнения, цвета используемые в росписи. За работу!
V.Закрепление материала.
Кросворд.
Сегодня на уроке мы проследили, как время сплетает в единое прошлое и настоящее. Какой вывод можно сделать?
Ответ. Связь времён существует.
Правильно. Без прошлого нет настоящего. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение., поэтому к народным традициям, обычаям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой.
Звучит пасхальный колокольный звон. Под звон колоколов учащиеся размещают свои работы на доску (нарисованная корзина)
VI. Рефлексия. Вам понравился урок?
Что больше запомнилось?
Чему вы научились?
Что узнали?
VI.Выставка работ, анализ. Оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Мишень времён английского языка (12 времён активного залога и 9 времён пассивного залога) и глаголы
презентация к таблице, основанная на игре Angry Birds: https://prezi.com/aajczotrg2vg/?utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0shareПамятка для построения английского предложения с испол...
конспект урока литературы в 5 класе "Поэзия времён года.Весна"
Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, посвящённых весне. Сопоставление "Времён года " Чайковского и картин русских художников с поэтическими произведениями русских поэтов....
Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.
Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.Цель: сравнить времена глагола по единому плану:1. Название по-русски и по-английски2. Дать о...
1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке
1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена для введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка в 5-11 кла...
Дидактические материалы по истории России с древнейших времён к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций Пчелова Е.В. и Лукина П.В. “История России с древнейших времён до начала XVI века”.
Пособие содержит тестовые и занимательные задания в виде кроссвордов по истории России с древнейших времён до XII века, предназначенные для закрепления и обобщения и...