конспект урока литературы в 5 класе "Поэзия времён года.Весна"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, посвящённых весне. Сопоставление "Времён года " Чайковского и картин русских художников с поэтическими произведениями русских поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе.
Учитель: Енина А.А.
Тема: «Поэзия времён года. Весна».
Цели урока: познакомить с изображением весны в поэзии, музыке, живописи; развить наблюдательность, воображение; совершенствовать речевые умения;прививать чувство любви к природе, Родине.
Оборудование: презентация с репродукциями, аудиозаписи с музыкальными
произведениями, портреты поэтов, художников, компьютер.
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
– Добрый день! Я очень рада, что мы собрались сегодня опять вместе, чтобы ещё раз заглянуть в удивительный мир поэзии, А что значит удивиться? (слайд 1)
/радоваться, восхищаться, благоговеть, восторгаться/.
– Какие удивительные слова! Так говорят о свойствах души человека: внимательности, чуткости, доброте. И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться.
– А чему вы сегодня удивились?
/ ………………………………………./
– Я, например, удивилась сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому. Я подошла к окну и увидела, как порхают и радостно щебечут птички, ласково светит солнышко, согревая своими лучами нежную изумрудную зелень – всё живое радуется весне, приветствует обновление природы.
Ученик. Звенит, смеется как младенец,
И смотрит солнышку вослед,-
И меж берез, домов, поленниц,
Горит, струясь, небесный цвет!
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею после гроз,
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез.
И сладко, сладко ночью звездной
Ей снится легкий скрип телег…
И вдруг разгневается грозно,
Совсем, как взрослый человек!
Как человек богоподобный,
Внушает в гибельной борьбе
Пускай не ужас допотопный,
Но поклонение себе…
Николай Рубцов «Природа»
- Ребята, кто внушает поклонение себе? (Природа)
-Что значит поклоняться?
(Поклоняться – относиться к кому-нибудь с почитанием, благоговейно
Чтить).
- Природа – это то, что нас окружает. Мир природы огромен. А человек - это «цветок, который украшает вершину его».
Ученик: О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - «Благодать!»
Самуил Яковлевич Маршак
- Ребята, объясните значение слова «Благодать», как оно
связано с природой?
(Благодать – 1.Изобилие земных благ, благодатное место (разг.)
(Словарь русского языка С.И. Ожегова.
-В какое время года мы встречаемся с изобилием земных благ,
благодатными местами в природе? (весной, летом, осенью)
Тема нашего урока: «Поэзия времён года .Весна.» (слайд 2)
Цель нашего урока: увидеть ,как отражают красоту родной природы великие русские поэты, поучиться у них красоте русского слова.
Эпиграфом к уроку мы возьмём слова великого русского поэта Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Действительно, наблюдая за природой, в минуты общения с ней художники слова, кисти, музыки испытывали ликующие моменты счастья, вдохновившие их на творение прекрасных произведений. Сегодня на уроке прозвучат стихотворения, вы увидите картины, услышите музыку. Объединяет это творчество - тема ВЕСНЫ
(слайд 3)
-Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится.
-Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним.
-Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…
3. Проверка домашнего задания.
Чтение учащимися сочинения-миниатюры «Весна – природы обновленье»
4. Анализ стихотворений Тютчева, Фета. (слайд 4)
-Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!
О весне писали, её восхваляли многие поэты и писатели. Мы обратимся к стихотворениям Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды».
Сообщение подготовленного ученика:
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873).(слайд 5)
Родился в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.
Домашним воспитателем его был Семен Раич, молодой поэт-переводчик. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил древнеримского поэта Горация.
Тютчев начал печататься рано, с 16-ти лет, однако его творческое наследие за все годы невелико – всего около 300 стихотворений.
Впервые его стихи заметили после того, как некоторые из них были напечатаны Пушкиным в журнале «Современник». Но известность Тютчев получил лишь с конца XIX века.
Слайд 6
Чтение учеником стихотворения «Зима недаром злится…»
Слайд 7
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Какие мысли и чувства вызывает?
- Имеет ли название? Что в нем отражено?
- Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нём способ рифмовки?
- Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
(слайд 8)
- Давайте вспомним средства выразительности, которые помогают поэтам создавать прекрасные стихи , что такое эпитет, олицетворение, сравнение. метафора?
- Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ весны и одновременно выразить собственные чувства и настроения? Выпишите эпитеты.
- Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов – в третьей?
– А с каким народным праздником вы соотнесли бы сюжет этого стихотворения? (Масленица, проводы зимы.)
Слайд 9
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева« Весенние воды».
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете?
-Имеет ли название? Что в нем отражено?
- Кого или что олицетворяет в нём поэт? Что перед нами предстаёт словно живое?
– (Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)
-Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нём способ рифмовки?
-Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
-Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ весны и одновременно выразить собственные чувства и настроения? Выпишите эпитеты.
Слайд 10
- Посмотрите, как изобразил художник Левитан это время?
- Какими средствами пользуется художник? Какие цвета преобладают?
- Какое настроение создаёт картина?
Слайд 11
-Давайте рассмотрим картину Саврасова «Грачи прилетели».
- Что изображено на картине?
- Какое настроение она создаёт?
- Послушайте стихотворение поэта 19 века А Жемчужникова?
- что общего в этих двух произведениях?
- Почему картина ранней весны изображается по-разному? Чем пользуется художник, а чем поэт при изображении пейзажа?
Слайд 12
5.Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь».
-Другой поэт, создающий удивительные стихотворения о природе, А.А. Фет.
Слайд 13
Послушайте его стихотворение «Весенний дождь» (читает ученик).
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Двекаплибрызнуливстекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
-Какое настроение создаёт это стихотворение?
- Найдите средства выразительности.
-Весна своей жизнью вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку.
(слайд 14)
П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы слышите. Мы слушаем пьесу П.И.Чайковского «Апрель».
(Чтение учителем на фоне музыки Чайковского стихотворения Жемчужникова «Весна») (слайд 15)
- Как музыкальное и поэтическое произведения передают весеннее обновление природы?
6. Стилистический эксперимент (слайд 16).
- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли поэта. Чтобы убедиться в красоте и точности авторского слова, вставим пропущенные слова в стихотворение А.А.Фета
- Кто подобрал более точные и выразительные эпитеты?
Слайд 14
8. Подведение итогов. Выставление оценок.
– Литературовед Юрий Селезнев в послесловии к книге «Времена года» писал:
«Нельзя любить Родину, не живя одной душой с “жизнью любимой березки”! Нельзя любить “весь мир”, не имея Родины».
– Как вы понимаете его слова?
(Любовь к Родине – это прежде всего любовь к родной природе. Это чувство родства с родной землей, с этой родной “березкой”, с нашими бескрайними и густыми лесами и широкими полями.)
9. Домашнее задание.
– На сегодняшнем уроке вы познакомились со стихотворениями некоторых русских поэтов XIX века о родной, русской, природе. Вам понравились эти стихотворения?
Выучите дома наизусть понравившееся стихотворение о природе поэтов 19 века Тютчева, Фета, Плещеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...