конспект урока литературы в 5 класе "Поэзия времён года.Весна"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Енина Алла Алексеевна

Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, посвящённых весне. Сопоставление "Времён года " Чайковского и картин русских художников с поэтическими произведениями русских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе.

Учитель:  Енина А.А.

 Тема:     «Поэзия времён года. Весна».

Цели  урока: познакомить   с  изображением   весны  в  поэзии, музыке, живописи; развить    наблюдательность,  воображение; совершенствовать    речевые   умения;прививать   чувство   любви   к  природе, Родине.

Оборудование: презентация с репродукциями, аудиозаписи с музыкальными

 произведениями, портреты   поэтов, художников, компьютер.

Эпиграф    к    уроку:

                  Не   то,  что   мните   вы,  природа:

                  Не   слепок,  не  бездушный   лик –

                  В   ней  есть  душа,  в ней  есть   свобода,

                  В  ней   есть  любовь,  в  ней   есть  язык…

Ход       урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

– Добрый день! Я очень рада, что мы собрались сегодня опять вместе, чтобы ещё раз заглянуть в удивительный мир поэзии, А что значит удивиться? (слайд 1)

/радоваться, восхищаться, благоговеть, восторгаться/.

– Какие удивительные слова! Так говорят о свойствах души человека: внимательности, чуткости, доброте. И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться.

– А чему вы сегодня удивились?

/ ………………………………………./

– Я, например,  удивилась сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому. Я подошла к окну и увидела, как порхают и радостно щебечут птички, ласково светит солнышко, согревая своими лучами нежную изумрудную зелень – всё живое радуется весне, приветствует обновление природы.

Ученик.  Звенит, смеется   как    младенец,

                    И   смотрит   солнышку   вослед,-

                    И   меж   берез, домов,  поленниц,

                    Горит, струясь, небесный    цвет!

                    Как  над   заплаканным   младенцем,

                    Играя  с  нею   после   гроз,

                    Узорным   чистым   полотенцем

                    Свисает   радуга  с  берез.

                    И   сладко, сладко   ночью   звездной

                    Ей  снится  легкий   скрип   телег…

                    И   вдруг  разгневается    грозно,

                    Совсем, как   взрослый   человек!

                    Как   человек    богоподобный,

                    Внушает   в   гибельной   борьбе

                    Пускай   не  ужас   допотопный,

                    Но  поклонение  себе…

Николай   Рубцов    «Природа»

-  Ребята,  кто  внушает   поклонение   себе? (Природа)

-Что   значит   поклоняться?

(Поклоняться – относиться  к   кому-нибудь  с  почитанием,  благоговейно  

Чтить).

-  Природа – это  то,  что  нас  окружает. Мир   природы   огромен.  А    человек -  это   «цветок,  который   украшает  вершину   его».

Ученик:        О   том, как   хороша    природа,

                     Не    часто   говорит   народ

                     Под  этой   синью   небосвода,

                     Над    этой   бледной    синью   вод.

                     Не   о   закате, не о  зыби,

                     Что   серебрится    вдалеке,-

                     Народ   беседует   о  рыбе,

                     О  сплаве   леса  по   реке.

                     Но, глядя  с  берега    крутого

                     На   розовеющую    гладь,

                     Порой  одно    он  скажет    слово,

                     И   это   слово  -  «Благодать!»

Самуил Яковлевич Маршак

- Ребята,  объясните   значение   слова  «Благодать»,  как  оно  

                                            связано   с природой?

(Благодать – 1.Изобилие   земных  благ, благодатное  место (разг.)

(Словарь русского языка С.И.  Ожегова.

-В какое время года мы встречаемся с изобилием земных благ,

 благодатными местами в природе?  (весной,  летом,  осенью)

Тема нашего  урока:  «Поэзия времён года .Весна.» (слайд 2)

Цель нашего урока: увидеть ,как отражают красоту родной природы великие русские поэты, поучиться у них красоте русского слова.

Эпиграфом к  уроку мы возьмём слова великого русского поэта Ф.И. Тютчева:

                Не   то,  что   мните   вы,  природа:

                  Не   слепок,  не  бездушный   лик –

                  В   ней  есть  душа,  в ней  есть   свобода,

                  В  ней   есть  любовь,  в  ней   есть  язык…

Действительно, наблюдая за  природой, в минуты общения с ней художники слова, кисти, музыки испытывали ликующие моменты   счастья, вдохновившие их на творение прекрасных произведений. Сегодня на уроке прозвучат стихотворения, вы увидите картины, услышите музыку. Объединяет это творчество -  тема ВЕСНЫ

(слайд 3)

-Что связано для вас со словом весна?   Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится.

-Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним.          

-Предлагаю первую фразу:  при слове весна я вижу…., представляю…

3. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися сочинения-миниатюры «Весна – природы обновленье»

4. Анализ стихотворений Тютчева, Фета. (слайд 4)

-Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!          

О весне писали, её восхваляли многие поэты и писатели. Мы обратимся к стихотворениям  Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды».

Сообщение подготовленного ученика:

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873).(слайд 5)

Родился в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.

Домашним воспитателем его был Семен Раич, молодой поэт-переводчик. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил древнеримского поэта Горация.

Тютчев начал печататься рано, с 16-ти лет, однако его творческое наследие за все годы невелико – всего около 300 стихотворений.

Впервые его стихи заметили после того, как некоторые из них были напечатаны Пушкиным в журнале «Современник». Но  известность Тютчев получил лишь с конца XIX века.

Слайд 6

Чтение учеником стихотворения «Зима недаром злится…»

Слайд 7

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-  Какие мысли и чувства вызывает?

- Имеет ли название? Что в нем отражено?

- Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нём способ рифмовки?

- Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?

(слайд 8)

- Давайте вспомним средства выразительности, которые помогают поэтам создавать прекрасные стихи , что такое эпитет, олицетворение, сравнение. метафора?

- Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ весны и одновременно выразить собственные чувства и настроения? Выпишите эпитеты.

- Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов – в третьей?

– А с каким народным праздником вы соотнесли бы сюжет этого стихотворения? (Масленица, проводы зимы.)

Слайд 9

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева« Весенние воды».

– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете?

-Имеет ли название? Что в нем отражено?

- Кого или что олицетворяет в нём поэт? Что перед нами предстаёт словно живое?

(Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)

– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)

-Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нём способ рифмовки?

-Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?

-Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ весны и одновременно выразить собственные чувства и настроения? Выпишите эпитеты.

Слайд 10

-  Посмотрите, как изобразил художник Левитан это время?

- Какими средствами пользуется художник? Какие цвета преобладают?

- Какое настроение создаёт картина?

Слайд 11

-Давайте рассмотрим картину Саврасова «Грачи прилетели».

- Что изображено на картине?

- Какое настроение она создаёт?

- Послушайте стихотворение поэта 19 века А    Жемчужникова?

- что общего в этих двух произведениях?

- Почему картина ранней весны изображается по-разному? Чем пользуется художник, а чем поэт при изображении пейзажа?

Слайд 12

5.Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь».

-Другой поэт, создающий удивительные стихотворения о природе, А.А. Фет.

Слайд 13

Послушайте его стихотворение «Весенний дождь» (читает ученик).

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Двекаплибрызнуливстекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

-Какое настроение создаёт это стихотворение?

- Найдите средства выразительности.

-Весна  своей жизнью вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку.

 (слайд 14)
    П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы  слышите. Мы  слушаем пьесу П.И.Чайковского «Апрель».

(Чтение учителем на фоне музыки Чайковского стихотворения Жемчужникова «Весна») (слайд 15)

- Как музыкальное и поэтическое произведения передают весеннее обновление природы?

6. Стилистический эксперимент (слайд 16).

- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли поэта.  Чтобы убедиться в красоте и точности авторского слова, вставим пропущенные слова в стихотворение А.А.Фета

- Кто подобрал более точные и выразительные эпитеты?

Слайд 14

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

– Литературовед Юрий Селезнев в послесловии к книге «Времена года» писал:

«Нельзя любить Родину, не живя одной душой с “жизнью любимой березки”! Нельзя любить “весь мир”, не имея Родины».

– Как вы понимаете его слова?

(Любовь к Родине – это прежде всего любовь к родной природе. Это чувство родства с родной землей, с этой родной “березкой”, с нашими бескрайними и густыми лесами и широкими полями.)

9. Домашнее задание.

– На сегодняшнем уроке вы познакомились со стихотворениями некоторых русских поэтов XIX века о родной, русской, природе. Вам понравились эти стихотворения?

Выучите дома наизусть понравившееся стихотворение о природе поэтов 19 века Тютчева, Фета, Плещеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...