Виды изобразительного искусства. Урок ИЗО 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Тронина Вера Леонидовна

Конспект урока и презентация "Виды изобразительного искусства" разработаны для первого (вводного) урока в шестом класссе по программе Б.М. Неменского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              МОУ «Нылгинская СОШ»

                                                                                                        Учитель ИЗО и черчения

                                                                                                        Тронина В.Л.

Виды изобразительного искусства и

основы их образного языка

Урок ИЗО 6 класс

Цели урока:

  • построение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка;
  • формирование познавательной активности, развитие мышления учащихся, умения анализировать и обобщать;
  • воспитание эстетического вкуса учащихся.

Методы и приемы:

приемы критического мышления, частично-поисковый метод, информационно-рецептивный, использование ИКТ технологии.

Формы работы:

индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока:

Для учителя:  компьютер, проектор, экран.

Для учеников:  творческие тетради, цветные ручки.

ХОД УРОКА

Стадия Вызова

В начале урока учащиеся работают в парах, обсуждают задания и выполняют записи в творческих тетрадях.

  1. Учитель предлагает учащимся выполнить задания:
  • Составить кластер на тему «Виды искусства», раскрыть в нем информацию о разновидностях искусства и основах их образного языка.
  • Составить собственную формулировку понятия «искусство».
  • На доске высказывание Бертольта Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Нужно раскрыть, в своем понимании, смысл этой фразы.
  1. Учащиеся делятся своими мыслями с классом и сравнивают свои результаты с информацией на слайдах презентации. Слайды 2 и 3.
  2. Учитель предлагает, изучив изображения на слайде 4, ответить индивидуально на вопрос: «Как и почему зарождались разные виды искусств в первобытном обществе?» и поделиться своим мнением с классом.

Формулируется вывод: творчество – это естественное самовыражение человека.

Стадия Содержания (осмысления)

  1. Учащиеся работают индивидуально и фронтально с учителем. Учитель использует метод

 работы «Лекция с вопросами».  

Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Как вы думаете, какой из видов искусств станет предметом обсуждения сегодня на уроке?
  2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?  

Вводное слово учителя:

Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем главное в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они выражают.

Произведения искусства живописи, скульптуры и графики напрямую отображают окружающий мир. А что сказать о декоративно-прикладном искусстве? Что изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для обозначения этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства».

Пластические искусства - это те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.

Произведения пластических искусств создаются посредством обработки вещественного материала. Поэтому их образность определяется как замыслом автора, так и качествами материала. Слайд 5.

  1. Физкультминутка:

потягивание; круговороты головой, плечами, туловищем; встряхивание рук и ног;    упражнения для глаз.

  1. Построение знаний по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного

языка».

Учитель предлагает ученикам в процессе изучения нового материала выполнить записи цветными ручками в творческой тетради в форме кластера и зафиксировать в нем информацию об основных видах изобразительного искусства и основах их образного языка, то есть средствах выразительности.

  • Пластические (изобразительные) искусства бывают изобразительными (графика, живопись, скульптура, фотоискусство) и неизобразительными (декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн). Слайд 6.
  • Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.

      Графика объединяет рисунок как самостоятельную область и различные виды

      печатной графики: гравюру на дереве, на металле, на камне и др.

      Средства выразительности в графике: линия, штрих, пятно. Слайд 7.

      Виды графики: станковая, монументальная, декоративная, компьютерная. Слайд 8.

Вопрос для учащихся: «Как вы думаете, какие материалы в своей работе

используют художники графики?»

  • Живопись (переводится как «писать жизнь») – это произведения искусства, выложенные красками.

      Различают масляную, темперную, акварельную, гуашевую живопись и др.

Вопрос для учащихся: «Почему они так называются?»

            Основное средство выразительности – цвет. Слайд 9.

Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная, иконопись,

декорационная, миниатюра. Слайд 10. 

  • Скульптура (от лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.

      Основные средства выразительности – объем, форма и пластика. Слайд 11.

      Виды скульптуры: станковая, монументальная, скульптура малых форм

      (мелкая пластика). Слайд 12.

Вопрос для учащихся: «Какие материалы и приемы работы использует

художник скульптор?»

  • Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и др.

            «Декор» в переводе с латыни означает «украшать».

      Средства выразительности: цвет, пластика, объем, линии, фактура и др. Слайд 13.

      Виды декоративно-прикладного искусства. Классификация по материалу - это

металл, дерево, керамика, текстиль, художественное стекло и др. Классификация

по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, плетение, набойка, литье,

чеканка и др. Слайды 14 и 15.

Вопрос для учащихся: «Чем отличается декоративно-прикладное искусство

от живописи, графики, скульптуры?»

  • Архитектура (от гр. «искусство располагать, строить и украшать здания») – зодчество, искусство проектировать и строить.

 Средства выразительности: пластика объемов, масштабность, ритм,

 пропорциональность, конструкция, фактура и цвет поверхностей.

        Виды архитектуры: градостроительство, зодчество, ландшафтная архитектура,

      интерьер. Слайды 16 и 17.

Вопрос для учащихся: «Чем отличается архитектура

от простого строительства»

  • Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования предметного мира, художественное конструирование.

Средства выразительности: цвет, линия, форма, пластика, конструкция, фактура,       текстура, пропорциональность, объем и др. Слайд 18.

Виды дизайна: индустриальный, графический, дизайн одежды, арт-дизайн, архитектурный, компьютерный. Слайд 19

Учитель предлагает подробнее рассказать ученикам о видах дизайна.

4.  Учащиеся в парах выполняют взаимопроверку составленных в ходе беседы кластеров, дополняют недостающую информацию.

Стадия Рефлексии

1. Учащиеся продолжают работать в парах.

Учитель предлагает учащимся обобщить полученные знания, составив синквейн на тему  «Изобразительное искусство»

Правила написания синквейна (от англ. «путь мысли»):

  1. Первая строка: одно слово – существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  2. Вторая строка: два слова – прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  3. Третья строка: три слова - глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  4. Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.
  5. Пятая строка: одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

2. Полученные синквейны зачитываются в классе.

3. Домашнее задание: разделившись на творческие группы, собрать дополнительную информацию по видам изобразительного искусства, подготовить сообщения. Придумать кроссворды по теме «Виды изобразительного и основы их образного языка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".

Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразитель...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I вида Тема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I видаТема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Конспект урока изобразительного искусства для 5 класса С(К)К 8 вида

Разработка урока для учащихся 5 класса С(К)К 8 вида...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...