урок по изо для 5 класса на тему:"Герб как отличительный знак человеческого сообщества"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Пятаченко Дилара Асраровна

После ознакомления с темой "Что такое герб", можно предложить такой вариант урока  "Герб как отличительный знак человеческого сообщества" - урок закрепления и обобщения знаний. Форма урока: работа в группах и индивидуальная работа.К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ф.И.О. Пятаченко Дилара Асраровна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Тип урока: Закрепление и обобщение  знаний

Технологическая карта изучения темы

Тема

Герб как отличительный знак человеческого сообщества

Цели

Обобщить знания гербовой символики средневековья.

Формировать навыки построения герба, соблюдая законы композиции и цветоведения.

Развивать эстетический вкус.

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории и традициям.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формирование навыков работы в технике коллаж, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению. 

-  Регулятивные УУД: должен научиться создавать герб, используя выразительные свойства художественного материала, оценивать результат своего труда.

- Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждать результаты художественно – творческой деятельности.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний

Планируемый результат

Предметные:

Знать правила построения  средневекового герба

Уметь пользоваться символикой цвета и образа

Личностные: создать герб ремесленного цеха в коллективной   работе, поделиться с одноклассниками результатами  художественно – творческой деятельности.
Метапредметные
: повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению, оценивание результата своего труда.

Форма урока и методы Организация пространства

Объяснительно – иллюстративный; игровой

 Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Изобразительное искусство. 5 класс : поурочные планы по программе Б.М. Неменского / сост М.А.Порохневская. –Волгоргад: Учитель - АСТ, 2003.-112 с. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012 – 192 с.

 Ресурсы Интернет

Межпредметные связи

.

История, литература, география.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
  2. Схемы, рисунки-символы
  3. Компьютерная презентация, созданная PowerPoint.
  4. Раздаточный материал для учащихся, страницы с иллюстративным и текстовым материалом.
  5. Художественные материалы для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, графический материал, лист А3, наброски разных вариантов герба, поисковая работа – картинки, ксерокопии предметов быта ит.д.

Музыкальный ряд:

Французская средневековая музыка

Структура урока

..

  1.  Мотивация к учебной деятельности
  2. Формулирование темы урока.
  3. Введение в тему урока Постановка художественной задачи.
  4. Практическое выполнение задания
  5. Закрепление знаний. Анализ работ.
  6. Рефлексия учебной деятельности.
  7. Домашнее задание

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Учащиеся внимательно слушают и проверяют наличие художественного материала на столе.

Организует

-Прежде чем начать урок, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду называть, а вы проверяете.

Организация рабочего места

Личностные УУД.

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Повторение пройденного материала

(4мин)

Учащиеся внимательно слушают и рассматривают изображения герба.

Учащиеся внимательно слушают и на специальном листочке  отмечают знаками + или  - верные и неверные ответы. По окончании одна из команд зачитывает свой вариант ответа, объясняет «ложные»  варианты, другие команды проверяют.

Мы с вами продолжаем тему: «Герб - как отличительный знак человеческого сообщества» (Слайд№1)

 Герб-это ваш великий размах,

Львиные пасти и очи орла,

Рода история, знак ремесла,

Чтобы Отечества память цвела!

Начнем наш урок с небольших сообщений о наших гербах(слайд№2)

На предыдущем уроке мы познакомились с понятием «герб», «эмблема», вы узнали схему построения герба, узнали о ремесленных цехах средневекового города, их жизни и теперь обобщим наши знания. Учитель зачитывает «Ложные и истинные высказывания»(слайд3-4)

 

2 ученика сообщают небольшую информацию о гербе РФ и гербе Югры

«Ложные и истинные высказывания»

 

Знать правила построения  современного герба

РФ и герба Югры

Знать определения и  правила построения   средневекового герба

 Познавательные

Умение ориентироваться в системе своих знаний

находить, осмысливать, использовать нужную информацию

Коммуникативные УУД

III.

Введение в тему урока.

(5 мин.)

«Старший мастер» каждой команды представляет свой цех:

1-обувной

2-швейный

3-цех по выпечке мучных изделий (пекарня)

4-цех по изготовлению инвентаря для рыбалки и охоты

и  показывают свою эмблему. 

В наше время все чаще люди обращаются к теме личного герба, производственного герба. (слайд№5)

Недавно, на совещании предпринимателей нашего поселка было предложено  разработать герб для: (слайд №7)

Обувного магазина «Башмачок»,

Талинской пекарни,

Магазина для охотников и рыболовов,

Швейной мастерской.

Нам тоже предложили поучаствовать. Согласны? (да)

Старший мастер представьте свои цеха.

Заранее создать свою эмблему, разбившись по «цехам».(слайд№6)

 

 (Познавательные УУД) просмотр видеоряда.

Физкультминутка

IV Практическая часть урока (20мин.)

Каждый цех показывает действия связанные с работой в цеху.

Обувной -стучат «молоточками»,

Швейный–упражнение «ножницы»,

пекари – «месят тесто» и т.д.

Самостоятельно организуют работу в группе в рамках задания

Вместе с учениками составляет план работы (слайд№ 8)

Выводят критерии оценки (слайд№9 )

Напоминает о правилах цветоведения, композиции.

Напоминает о технике безопасности при работе с ножницами.

-кем вы будете сейчас? (герольдами) Можно использовать эти символы (слайд№10)

«Старший мастер»  показывает действия

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Уметь пользоваться символикой цвета и образа

Знать определения и  правила построения   герба

  (Регулятивные УУД).

(Познавательные УУД). .правила работы, определять возможные пути решения

 (Коммуникативные УУД).

V.Закрепление  знаний

Анализ работ.

Представители каждой команды выходят, объявляют название команды, рассказывают о символах герба, которые они выбрали, и объясняют почему. Зачитывают девиз команды и объясняют его смысл.

Комментирует, направляет, уточняет, задает вопросы.

Защита командного герба.

Самооценка своей работы.

 

Закрепление знаний

Самооценка своей работы

Уборка рабочего места

 

(Познавательные УУД)

 (Личностные УУД).

 (Регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Слушают, рассуждают, анализируют, предлагают.

Предлагает составить Синквеин.

 (слайд №11)

- Хотелось бы вам стать современным герольдом?

-Почему?

Составление Синквейна способом  рефлексивной деятельности,

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

 

VII Домашнее задание (1мин.)

Слушают. Записывают.

 Задает домашнее задание: Подобрать иллюстрационный материал с изображением европейской средневековой одежды: Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица». Графический материал.(слайд№12)

Систематизация знаний

         Приложение            

         Значение цвета

         Красный – мужество, храбрость

        Чёрный – скромность, учёность, печаль

Зелёный – надежд, изобилие, свобода

Золотой – богатство, сила, верность, постоянство

Серебряный – невинность, чистота

Голубой – величие, красота, ясность

Значение изображений

Лев – сила, мужество, великодушие

Леопард – храбрость, отвага

Орёл – власть, господство, прозорливость

Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота

Собака – верность, преданность, повиновение

Кошка – независимость

Овца – кротость

Единорог – чистота, непорочность

Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость

Ворон – долголетие

Феникс – бессмертие

Змея – вечность

Дуб – крепость, сила

Солнце – свет, богатство, изобилие

Звезда – ночь, вечность

Посох – духовная власть

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Gimn-flag-gerb-Rossii/0004-004-Sovremennyj-gerb-Rossii.jpg

ГЕРБ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АО - ЮГРА

http://www.sibznak.net/actions/image/Images_gerb/gerb_avtonomiya/big_gerb/gerb_hanty_mansy.gif

«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Описание:
Герб Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ "Кат ухуп вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета, представляющий собой прямоугольник с фигурным заострением в нижней части. Щит увенчан элементом белого цвета, выполненным в орнаментальном стиле обских угров, и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз "Югра" начертан серебряными литерами на лазоревой ленте.

Дата принятия: 14.09.1995


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Герб как отличительный знак человеческого сообщества» урок по изо в 5 классе подготовил учитель Пятаченко Д.А .

Слайд 2

ГЕРБ РОССИИ ГЕРБ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АО - ЮГРА

Слайд 3

Верные и ложные высказывания: 1-В средние века в странах Востока и Азии появились первые гербы. 2-Герб-это композиция из разных символов, которая показывает знатность рода, основные занятия и заслуги рода перед государ ством. 3- Геральдика – это вид изо, где изучается строение герба. 4-Герольд-человек придумавший герб. 5 - Строение герба: центр - щит, щитодержатели сверху и внизу корона. 6 -Герб изображается на машинах, самолетах, государственных и официальных документах. 7 -Девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. 8-Ремесленные цеха не могли иметь свой герб и свой флаг.

Слайд 4

Верные высказывания: 1-В средние века в странах Европы появились первые гербы. 2-Герб-это композиция из разных символов, которая показывает знатность рода, основные занятия и заслуги рода перед государ ством 3-Геральдика – это наука о составлении герба 4 Герольд-человек изучающий герб 5- Строение герба: центр-щит, сверху – корона, намет, щитодержатели, лента с девизом . 6-Герб изображается на флагах, монетах, печатях , государственных и официальных документах 7-Девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. 8-Ремесленные цеха имели свой герб и свой флаг

Слайд 5

Наше время Герб группы компаний «Арктика Фамильный герб Изготовление корпоративной символики

Слайд 6

Предложение- создать герб для: Обувного магазина «Башмачок», Талинской пекарни, Магазина для охотников и рыболовов, Швейной мастерской.

Слайд 7

Ремесленные цеха: 1-обувной 2-швейный 3-цех по выпечке мучных изделий (пекарня) 4-цех по изготовлению инвентаря для рыбалки и охоты

Слайд 8

План работы: 1 –продумать содержание герба 2 -выбрать лучший вариант эскиза, наброска. 3 -распределить между членами команды выполнение элементов 4 -составить композицию 5 -оценить свою работу 6 –представить свой герб

Слайд 9

Критерии оценки: 1 . Содержание герба (символы, цвет ). 2 . Правильность построения композиции . 3 . Аккуратность .

Слайд 10

физкультминутка

Слайд 11

Символы Мельничное колесо. Стрела. Меч , сабля. Ветряная мельница, ветряк. Обжиг Колос овса.

Слайд 12

Синквейн В первой строке записывается одно слово- существительное. Во второй строке надо написать два прилагательных. В третьей строке записываются три глагола. В четвертой строке размещается крылатое выражение, цитата, фраза или предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Слайд 13

Домашнее задание: Подобрать иллюстрационный материал с изображением европейской средневековой одежды: Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица». Графический материал, альбом

Слайд 14

Спасибо за внимание. вы отлично потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок и презентация урока ИЗО в 5 классе по теме: "Герб моей семьи

Данный урок  является последним этапом работы над проектом "Герб моей семьи"....

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по теме "Гербы и эмблемы"

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Б.М Неменского, тема "Гербы и эмблемы"...

урок алгебры в 8 классе по теме:Вынесение множителя за знак корня . Внесение множителя под знак корня

Урок алгебры в 8 классе по учебнику Ю. Н. Макарычева по теме: Вынесение множителя за знак корня и внесение множителя под знак корня....

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему: "Гербы и эмблемы"

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку  изобразительного искусства "Гербы и эмблемы" в 5  по программе Б.М.Неменского....

Флипчарт для урока информатики в 3 классе по теме "Общие и отличительные свойства объекта"

Флипчарт для урока информатики в 3 классе по теме "Общие и отличительные свойства объекта" имеет размер превышающий допустимый размер публикации, поэтому файл разбит на тома и только после скачивания ...

Самоанализ урока алгебры в 8 классе по теме «Вынесение множителя за знак корня и внесение множителя под знак корня»

Самоанализ содержит содержит общие сведения об уроке, цель и задачи , формы работы, методы, используемые на уроке, струкуру урока....

Конспект урока биологии для 7 класса по теме "Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие"

Данная методическая разработка урока  окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сони...