Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.). Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.
Приводимый здесь материал может быть использован на уроке "Цвет в произведениях живописи". 6 класс. Программа Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort._osenniy_buket.docx | 23.5 КБ |
prezentatsiya.osenniy_buket.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Учитель ИЗО ГБОУ школа №355 Базанова Лариса Александровна.
Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт «Осенний букет». (Рисунок, живопись 2 ч.)
Цели и задачи урока:
- Работать над достижением гармоничного единства в натюрморте.
- Отрабатывать технику работы гуашевыми красками, а так же приемы изображения мазком, создавая игру цветовых пятен, ведя работу «по-сухому».
- Вырабатывать умение у учащихся правильно располагать свой рисунок с учетом замысла, выделением композиционного центра, с передачей взаимосвязи объектов между собой и пространства в которое они входят.
- Повторить рисование с натуры предмета комбинированной формы и передачи с помощью цвета, объема.
- Вызвать эмоциональный отклик, учиться передавать свое отношение, свое видение натуры в работе.
- Воспитывать аккуратность, уважение к работе другого.
Оборудование: натурная постановка, вода, гуашь, кисти, работы из методического фонда.
Презентация.
План-конспект.
Орг. моменты.
Вступительная беседа.
А) сообщение темы и целей урока.
Посмотрите на доску. Тема урока закрыта.
Наша задача ее открыть.
2 слайд. ПОСМОТРИТЕ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД (И. Грабарь «Хризантемы», И. Э.Хруцкий «Цветы и плоды», К.А. Коровин « Розы и фиалка»). К какому виду ИЗО искусства относятся данные репродукции? ( Живопись)
К какому жанру? (натюрморт)
Что общего? (содержание, цветы).
Попробуйте сформулировать тему урока.
3 слайд. Тема нашего урока: «Рисование с натуры. Натюрморт. Цветы».
Наша задача построить и выполнить в цвете натюрморт, работать над достижением гармоничного единства в натюрморте.
А что обозначает это слово?
(Это французское слово, в буквальном смысле – «мертвая природа»).
Наверное, справедливо было бы сказать о натюрморте как о «тихой жизни вещей», поскольку в каждой такой картине зримо чувствуется присутствие человека, а предметы как бы несут на себе тепло его рук.
Б) Чтение эпиграфа . 4 слайд.
Прочитайте эпиграф. Подумайте, какое отношение эпиграф имеет к нашему уроку.
«Работая с натуры, необходимо, конечно помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа…» ( В.В. Мешков)
(В своей работе мы должны передать свое отношение, свое видение, свое понимание, постараться донести до зрителя собственные чувства, настроение).
В) Художественная пятиминутка.
5 слайд. Посмотрите на репродукцию К.А. Коровина, крупного мастера начала 20 в.
В центре натюрморта мы видим красивый букет роз. И картина называется «Розы и фиалки»(1912 г.)
«Розы» художник писал в любое время - утром, днем, вечером; в интерьере, на открытой террасе с видом на море. И в любом случае они пленяют зримой красотой натуры, живописным размахом.
Что еще составляет содержание натюрморта? ( Сервированный для вечернего кофе стол; мы видим город за окном. (Париж)).
-Какое настроение вызывает натюрморт? ( радостное)
-Каким образом это удается художнику? ( Художник показал яркий блеск серебра, яркие рефлексы на подносе, яркие розы, теплое свечение апельсина. Все это создается цвето-световыми «колебаниями» мазков.
6 слайд. И.Э. Грабарь. «Хризантемы».
Художнику удалось передать радость, красоту простого, обыденного. «Хризантемы» написаны, чистыми, яркими красками, мелкими, дробными мазками, которые передают сверкание света и голубизну воздуха.
Оба художника работали в технике «раздельного» мазка. Накладывая близко положенные раздельные мазки, добивались эффекта оптической смеси цвета, создавали ощущение вибрации, подвижности, световоздушной среды.
Давайте и мы сегодня напишем натюрморт.
Анализ натурной постановки.
Прежде чем приступить к написанию натюрморта, художник заботливо отбирает предметы.
-Что входит в наш натюрморт? (цветы-астры, крынка, драпировка, плоскость стола).
-Какое название можно дать натюрморту? ( Осенний букет).
Ранее мы уже рисовали и выполняли в цвете крынку, поэтому наша задача вспомнить полученные ранее знания, умения и применить их в работе, а цветы – это новый объект изображения.
а) анализ крынки.
В ходе повторения устанавливаем, что в основе формы крынки лежат простейшие геометрические тела: шар, цилиндр, усеченный конус.
( Составляем на панно из геометрических фигур крынку). Устанавливаем, что высота больше чем его ширина, определяют основные цвета (коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый и др.)
Самое яркое пятно - это блик на крынке, самые глубокие по силе темного-справа, внизу, остальные цвета между этими крайними.
б) Анализ астр.
- какова особенность цветов (по форме напоминают шар, эллипс, узкая форма лепестков).
- что вы можете сказать о движении цветов? ( некоторые цветы обращены к земле, некоторые повернуты вверх, их не много. Некоторые листья закрыты цветками, другие перед ними.
Обратите внимание, что лицевая сторона листьев темно-зеленая, а обратная светлее.
- что можете сказать о цвете букета? (многообразие: белый, желтый, красный, оранжевые, фиолет., бордо, синий и их оттенки.)
в) Драпировка.
Назовите основной цвет драпировки? (оранж.-желтый).
Обучающие упражнения.
А) Демонстрирующие последовательности построения линейного рисунка. (учащиеся работают на доп. листах)
1) Определяем положение альбомного листа ( вертикальное, т.к. постановка занимает в ширину места меньше чем в высоту.). Рисуем прямоугольник ( изобр. альб. лист).
2) намечаем короткими штрихами крайние точки предметов по высоте и ширине.
3) отмечаем высоту крышки, сравнивая с высотой цветов.
4) определяем самое широкое место крышки, сравниваем с шириной группы цветов.
5) определяем границы нижнего и верхнего основания крышки.
6) после того как отмечены верх и низ предмета, место соединения горлышка с резервуаром, основные пропорции крышки и размер горлышка, уточняем симметричность предмета. Далее прорисовываем общую форму крышки. Уточняем. Прорисовываем основания. В процессе изображения этой части рисунка напоминаю, что нужно постоянно сравнивать его с натурой.
Цветы.
Затем намечаем общее движение стеблей, контур цветов и листьев, их композиционное размещение. Рисуя контур цветов и листьев, обращаем внимание на их положение: поднять их головки или склоняются, повернуты лицевой или обратной стороной; ближе - дальше. Стараемся передать пространство.
Уточняем рисунок.
Намечаем границы света, полутени, места бликов. Затем тонкими линиями намечаем драпировку.
- какое правило необходимо помнить, выполняя линейный рисунок? (работа ведется от общего к частному).
2. Выполнение упр. в цвете.
А) Составление цветовых смесей, получение промежуточных тонов для рисования цветов.
Б) Техника выполнения цветов показывается на листе, прикрепленном к доске. Учащиеся работают на дополнительном листе. Начиная работу, вспоминаем, что краски перед работой следует разводить в отдельных чашечках (крышках), из банки краску брать не следует. Напоминаю, чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем необходимо кисть предварительно смочить в воде и только после этого брать краску.
Работу ведем по-сухому, используя разный вид мазка ( широкий, мелкий ( мазок «штрих-дождик», «вальс» и др.).
Получается своеобразная игра цветовых пятен, вписываем один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Старайтесь избегать многократного перекрытия слоев краски.
2.Т.к. крынку мы уже ранее рисовали, на этом уроке подбираем только цветовую палитру.
Задача: Подобрать как можно больше цветовых оттенков.
Выясняем у кого она самая богатая.
Повторение. Последовательность выполнения натюрморта.
7-9 слайды.
-С чего начнем работу?
( Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, выявление основных пропорциональных отношений и конструкции предметов. Работу ведем от общего к деталям.)
-Каким образом будем работать в цвете? (Сначала выполняем подмалевку. Первую прокладку локальных цветов предметов и драпировки. Затем выявляем цветовые и тоновые отношения. Прорабатываем и уточняем детали светлым по темному и темным по светлому. Гуашь позволяет вносить изменения в работу, если что-то не получилось, можно перекрыть один цвет другим. После уточнения, завершаем работу.)
Творческая работа учащихся.
Рефлексия. Анализ работ. 10 слайд.
-Что хорошего в работе?
-Над чем надо работать?
Цвет, композиция, аккуратность, настроение. Достижение гармоничного единства в натюрморте.
Итог.
Литература.
1.Г.В. Беда «основы изобразительной грамоты» М.1989 г.
2. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство. Основы живописи». Кн.2, 1996
3. Журнал «Юный художник» 11-12, 1997 г. С.24-27
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите тему и задачи урока .
Тема урока : «Рисование с натуры. Натюрморт . Цветы ». Наша задача построить и выполнить в цвете натюрморт.
Прочитайте эпиграф. Подумайте , какое отношение эпиграф имеет к нашему уроку. Работая с натуры, необходимо, конечно помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа …. ( В.В. Мешков)
К.А. Коровин «Розы и фиалка ». 1912 г. Поднос и посуда блестят и мерцают - И мы ощутить можем их холодок. Контрастно всему в этот миг оживает И рдеет насыщенно каждый цветок!
И.Э. Грабарь «Хризантемы». -Какое настроение вызывает натюрморт? -Каким образом это удается художнику?
Последовательность выполнения натюрморта. С чего начнём работу?
Каким образом будем работать в цвете?
Варианты творческих работ.
Подведем итоги! - Что хорошего в работе? - Над чем надо работать? Композиция Цвет Аккуратность Настроение Достижение гармоничного единства в натюрморте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе на тему "Рисование с натуры осеннео букета".
На данном уроке учитель знакомит учащихся с новым приёмом рисования - набрызгом....
Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...
Методическая разработка, план-конспект урока, тема "Educational Institutions".
Данная презентация помогает добавить страноведческий аспект в тему "Education". Предназаначена для учащихся 6-7 класса. Последние слайды содержат вопросы для проверки понимания темы слушателями и закр...
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...
Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021.
Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021....
Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021.
Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021....
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).
Цели урока:образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг чи...