Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [В.Н. Шацкая, 1987, 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [В.Н. Шацкая, 1987, 35]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного занятия по ознакомлению с окружающей действительностью, Ручному труду и музыкальному воспитанию.
«Куклы наших прабабушек»
Цель: Образовательная:
- Ознакомить детей с историей русской куклы;
- Учить самостоятельно делать куклу-столбик из ткани.
Развивающая:
- Побуждать детей к сравнению предметов по внешнему виду;
- Обогащать словарь детей: внести понятие кукла-столбик; активизировать словарь-слова, обозначающие признаки предметов (твёрдая, мягкая).
- Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
Воспитательная:
- продолжать привлекать интерес к жизни и быту русской деревни, способствовать побуждению чувства любви к Родине.
Предварительная работа:
- Дидактическая игра на определение материала, из которого изготовлены вещи (металл, дерево, ткань),
- Обогатить представление о деревьях: берёза, липа, осина: рассмотреть поленья этих деревьев и сравнить их (у берёзы древесина твёрдая, у липы и осины мягкая, податливая, из неё можно вырезать фигуры).
Дидактическая игра на различение этих деревьев на прогулке.
- Работа с картой России, Владимирской области.
- Разучивание колыбельных песен, хороводов на музыкальных занятиях.
- Изготовление кукол из разных материалов.
Ход занятия.
Воспитатель, а русском сарафане в роли «Хозяйки» приглашает детей к себе в гости на посиделки.
- Проходите гости дорогие. Просим в избу. Красному гостю - красное место. Спасибо, что пришли на посиделки. Присаживайтесь. Посидим рядков, да поговорим ладком. А вот и наш сундучок с загадками:
Я загадки положила
В разноцветный сундучок,
А отгадки на печи
Улеглись все на бочок.
Ты отгадку отгадай,
Что появиться – узнай.
1. Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
И всего одна игрушка.
(Матрёшка)
2. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)
3. Я хорошая игрушка
Буду девочкам подружка,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить.
(Кукла)
Воспитатель достаёт по одной загадке, читает детям, дети отгадывают.
Вопросы: Как ты догадался что это…; почему ты так думаешь?
По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет отгадки-игрушки на стол.
- Как, одним словом можно назвать все эти предметы?
- Игрушки.
- Какие игрушки есть у вас дома?
Ответы детей.
- Ребята у вас сейчас дома у каждого много самых разных игрушек.
Но много-много лет назад на Руси, так тогда называлось наше государство, у деревенских ребятишек не было таких замечательных игрушек.
У ваших бабушек и прабабушек были другие игрушки.
Вы хотите узнать какими игрушками они играли?
- Да
- Тогда расскажу я вам историю про одного мальчика, который очень-очень давно жил на нашей Владимирской земле. Однажды этот мальчик нашёл ножик, а в то далёкое время всё железное было редкостью и очень ценилось. Три дня точил мальчик лезвие ножа а когда наточил, начал из осиновых и липовых поленьев вырезать всем соседским ребятишкам игрушки…(далее по тексту С. Голицин «Про бел-горюч камень» стр.4 до слова «игрушками»)
Показ иллюстраций.
Вопросы к детям:
- Где же деревенские ребятишки брали игрушки? (мастерили сами, им помогали мамы и папы)
- Какие игрушки они мастерили? (зверюшки, куколки)
- Из чего они их мастерили? (из полена)
- В моём сундучке есть кукла, тоже сделанная из полена.
Достаёт куклу и ставит её на стол рядом с современной куклой, остальные игрушки убирает.
- Ребята, как вы думаете, похожа эта игрушка на куклу?
- Чем? (есть голова, туловище)
- А чем отличается наша современная кукла от куклы-столбика?
- Ответы детей (у неё нет рук, ног, одежды, волос, лица).
- А из чего сделана современная кукла?
- Из пластмассы
- Если она сделана из пластмассы, значит про неё можно сказать, что она какая?
- Пластмассовая.
- Такие куклы были в самом начале – это был просто деревянный столбик, потом стали выделять верхнюю часть столбика – голова куклы (показывает). Потом стали шить ей одежду (воспитатель достаёт другую куклу-столбик в одежде).
- Во что одета эта кукла? (юбка, рубашка, платок)
- А у этой куклы есть лицо? (нет)
- А почему? (ответы детей)
- Оказывается, в те далёкие времена лицо у куклы не раскрашивалось, потому что люди верили «с лицом кукла оживает». Если такая кукла сломается, то кому-то может быть плохо.
- Ребята, а из чего же сделаны эти две куклы? (из полена, из дерева)
- Если они сделаны из дерева, то про них можно сказать они какие? (деревянные) Предложить детям подержать куклу.
- Какая кукла на ощупь? (твёрдая)
- Как вы думаете, из чего ещё можно сделать кукол? (из бумаги, из ниток, из тряпок)
- А в люльке у меня есть ещё одна кукла-столбик. Достаёт куклу и предлагает детям подержать её и определить: эта кукла твёрдая или мягкая.
- А как вы думаете, почему эта кукла-столбик мягкая? (ответы детей)
- Из чего она сделана? (из тряпки)
- А если она сделана из тряпки, то как про неё можно сказать – какая она? (тряпичная)
Вот какими куклами и играли ваши бабушки. В русских деревнях такие куклы были во всех избах. Взрослые мастерили их для своих малых ребятишек. Сворачивали кусок ткани в столбик, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали ниткой – и кукла готова. Наряжали куклу с большим старанием. Самые красивые лоскуты ситца берегли на кукольный костюм. И шился он, как настоящая одежда. Старались, чтобы в кукольном наряде было больше красного цвета, так как это любимый цвет в русской одежде. Лицо куклы вышивали цветными нитками.
Эту куклу-столбик я смастерила сама. Она мне очень нравится. Я решила дать ей старое русское имя Дуня и называю её ласково Дуняша.
- Вам хочется, чтобы у вас были такие куклы? Тогда я вас научу как надо их делать?
Но сначала мы отдохнём. Поиграем в игру «Кукла деревянная. Кукла тряпичная». Будем превращаться то в деревянную, то в тряпичную куклу:
- Раз, два повернись, в куклу деревянную превратись. (Воспитатель поясняет – деревянная кукла твёрдая, голова не двигается, ног нет).
- Раз, два повернись, в куклу тряпичную превратись. (У тряпичной куклы плечи опускаются, туловище наклоняется).
- Раз, два повернись и в ребяток превратись, мы ещё отдохнём – хоровод поведём.
Хоровод «Было у матушки двенадцать дочерей»
- Ну а теперь садитесь за стол.
1. Что будем делать? (тряпичную куклу).
2. Что нам для этого понадобится? (кусок тряпки для столбика, белая ткань для головы, шнурок, одежда).
3. Как будем делать?
Воспитатель показывает процесс изготовления.
Затем выкладывает карточки-схемы.
Воспитатель предлагает подобрать необходимый материал.
Практическая деятельность детей.
Оценка результата.
Хозяйка выражает радость, что теперь дети сами могут сделать таких кукол.
Чтение стихотворения М. Пожаровой.
«Тряпичная кукла»
Свёрнута из тряпки
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше:
Руки – словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо.
Взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит
И целует в щёчку
Маленькую дочку.
А вы любите своих тряпичных кукол? Вы можете взять их с собой в группу и играть с ними.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей.
Путешествие в прошлое
Как познакомить ребенка
с историей своей семьи.
Расскажите ребенку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ним семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами (ваша мама – бабушка, ваш папа – дедушка, ваш брат – дядя и т. д.) Рассматривая фотографии обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве, как в детстве одевались ваши родители; если на фото есть какие-либо другие детали – расскажите о них.
Вспомните в какие игры вы играли в детстве, с кем. Какие у вас были игрушки и как вы в них играли. Как выглядел дом или комната, где вы жили, на чем вы спали, где делали уроки, Чем больше мелочей вы вспомните, тем легче будет ребенку представить жизнь во времена вашего детства.
Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребенку историю этих предметов и если это старый плюшевый мишка или ваза 17 века, позвольте ему прикоснуться. Представьте, что их трогала прабабушка, когда была маленькой. Если в вашей семье нет предметов передаваемых из поколения в поколение, то возможно у вас сохранились ваша старая игрушка, которую можно передать ребенку как весточку из «маминой (или папиной) страны детства». Эта игрушка может стать талисманом. Пусть ребенок возьмет ее в детский сад, когда будет рассказывать о вашей семье.
Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребенку. Постарайтесь воспитать в нем чувство гордости за свою фамилию.
Обязательно расскажите сыну или дочке, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живете сейчас. Откуда вы приехали, на какой улице жили вы и ваши родители раньше и как вы переехали в этот дом.
Расскажите ребенку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он и его братья и сестры. О том как вы ждали их появления, как обрадовались, когда они наконец родились. Как вы выбрали для него имя. Расскажите малышу, кто помогал вам, пока он был маленьким. Вспомните смешные случаи из его детства, первые слова сказанные им. Пусть у ребенка возникнет ощущение, что он бал желанным, что близкие люди ждали его появления и приняли его как нового члена семьи.
Расскажите какой-нибудь интересный случай из вашей жизни или из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).
Вы не обязательно должны следовать именно этим пунктам и рассказывать историю в этом порядке. Начните так, как вам кажется наиболее интересным для вас и вашего ребенка. Не стоит рассказывать все за один день, очень важно остановиться до того, как ваш сын или дочь заскучают. Пусть лучше малыш с нетерпением ждет продолжения обещанного на завтра. Старайтесь искренне отвечать на все вопросы, которые возникают у вашего малыша во время рассказа. Зачастую в истории семьи есть моменты, которые мы пытаемся скрыть от детей. Конечно кроме вас, никто не может решить, о чем говорить с ребенком, а о чем промолчать, но помните, что дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослого. А вот понимать и прощать они порой могут лучше, чем многие взрослые. Чтобы не запутаться во множестве имен, нарисуйте вместе генеалогическое древо, причем тоже не за один вечер, а постепенно двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если не сохранились фотографии ваших предков, можно попросить ребенка нарисовать портреты прадедушек и прабабушек – так как он их себе представляет по вашим рассказам. Поверьте, вечер воспоминаний доставит удовольствие не только вашему ребенку, но и вам. «Семейная история» - это хороший повод, чтобы навестить и бабушку с дедушкой, если они живут неподалеку. Возможно вы тоже откроете много нового для себя.
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию (приложение 1 – в отдельном файле), которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Детство" в сочетании с парциальными программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт. Князева О.Л.), "Ритмическая мозаика" (авт. Буренина А.), "Топ-хлоп, малыши" (авт. Буренина А.),"Северное сияние" (авт.О. Грушанина), "Театр-творчество-дети" (авт. Сорокина В.)
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. Три года назад была открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, проводят интересные творческие мероприятия. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники (рисунок 1),
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные пятницы (рисунок 2),
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок (рисунок 3),
- занятия в библиотеке,
- создание книг – самоделок.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности "Волшебная кисточка" – по изобразительной деятельности, "Умелые руки" – по изонити, "В гостях у сказки" – театральный, "Волшебная мастерская" – по народным художественным ремеслам, хореографический кружок “Радость”. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. Работа изокружка осуществляется на основе региональной авторской программы О. Грушаниной "Северное сияние", театрального – в соответствии с парциальной программой В. Сорокиной "Театр – творчество – дети", техника изонити преподается по методическому пособию Н.Н. Гусаровой.
В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:
- программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
- перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;
- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.
Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Она осуществляется в нескольких направлениях:
- повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
- ежегодное проведение в ДОУ городских методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах и областных научно-практических конференциях.
- повышение квалификации на курсах в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Педагоги оформляют папки – ширмы, в детском саду выпускается журнал для родителей "Мир детства" (Рисунок 4).
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 5, городской школой искусств, Домом культуры и Домом детского творчества, другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций, дети ежегодно принимают участие в городском фестивале детского творчества "Овация".
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.
Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения подготовлена Центром аттестации раб...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.
Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, н...
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план...
Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.
Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
Рекомендации по организации обучения дошкольников с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения
В ><настоящее ><время прослеживается тенденция ><><к ><увеличению ><количества ><детей, ><имеющих ><различные ><отклонения в ><развити...
Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения
Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...