Рекомендации по организации обучения дошкольников с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья ( класс) на тему
В ><настоящее ><время прослеживается тенденция ><><к ><увеличению ><количества ><детей, ><имеющих ><различные ><отклонения в ><развитии. ><Нарушения ><зрения ><занимают ><в ><этом ><перечне ><одно ><из ><центральных ><мест. ><Кроме ><того, ><с ><каждым ><годом ><растет число><чч ><детей, ><входящих ><в ><группу ><риска ><по ><зрению, ><><у ><которых ><при>< наличии ><неблагоприятных ><факторов ><могут ><возникнуть ><проблемы ><со ><зрением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации по организации обучения дошкольников в нарушением зрения | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации обучения дошкольников с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет число детей, входящих в группу риска по зрению, у которых при наличии неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
У дошкольников, имеющих зрительную патологию, затруднено умение ориентироваться в малом и большом пространстве, оценивать взаимное расположение предметов, расстояние между объектами. Дети, с нарушениями зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их форму, цвет, величину, пространственное расположение частей. Зрительные образы у дошкольников неполные, схематичные, расплывчатые, иногда просто вербальные.
Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании со стороны педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута. Тифлопедагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества – педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря активизации уникальных компенсаторных возможностей, заложенным в каждом ребенке.
Развитие ребенка дошкольного возраста независимо от состояния его здоровья происходит в различных видах деятельности, прежде всего игровой. Дети с нарушением зрения должны заниматься физической культурой, но адаптивной. Для слабовидящих детей используются подвижные игры, которые не противоречат показаниям врачей-офтальмологов. Организация физического развития детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Обязательно должна осуществляться дополнительная страховка в лазании, спрыгивании. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. Необходимо применять замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть.
Для успешной компенсации зрительных нарушений важно использовать разнообразные дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия (они включают в себя знакомство с сенсорными эталонами: с цветом, формой, величиной). В ходе игр происходит активизация и стимуляция зрительных функций, развитие различных способностей зрения: цветоразличения, фиксация, локализация. Так, в игре «Разноцветная радуга» дошкольники закрепляют знания о системе и взаимосвязи цветов спектра, основных и промежуточных цветах. На развитие цветоразличения можно применять дидактические игры: «Найди нужный цвет», «Какого цвета не стало?».
Дидактическая игра «Назови форму» направлена на узнавание и называние геометрических фигур, умение соотносить их с плоскостным изображением предметов. При знакомстве детей с величиной можно использовать следующие игры: «Сравни предметы по высоте», «Расставь по порядку», «Веселые матрешки».
Для развития зрительного внимания, памяти и мышления рекомендуются такие игры, как «Что изменилось?», «Найди картинку», «Ассоциации», «Запомни и повтори», «Узнай по описанию», «Продолжи узор».
Особое место занимают игры направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве: «Что дальше, что ближе к нам?», «Лабиринты», «Муха», «Что, где находиться?». В этих играх дошкольники с нарушением зрения учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем мире с привлечением всей сенсорной сферы.
Чтобы у ребенка с нарушением зрения развивались познавательная деятельность, речь, представления об окружающем мире и умение общаться, необходимо играть с ним в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются события из жизни. Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительной патологией является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития. Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.
Для эффективного обучения и воспитания детей с нарушением зрения необходимо:
- Ознакомиться с заключением о состоянии зрения ребенка и рекомендациями врача-офтальмолога по организации коррекционно-образовательного процесса.
- Создать соответствующие офтальмогигиенические условия для зрительного восприятия:
– Достаточная освещенность. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены, при необходимости используется дополнительное освещение над доской, на столах.
– Удобное размещение детей. Комфортное и правильное размещение каждого ребенка по отношению к свету, с учетом состояния зрения, характера косоглазия, окклюзии.
Рассаживать детей следует в соответствии с их зрением: за первые столы – страдающих амблиопией, расходящимся косоглазием, с низкой остротой зрения (-0,4); за последние – детей с более высокой остротой зрения (0,6-1) и сходящимся косоглазием.
Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если правого глаза, то – слева. При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом: 2-3 ряда, полукругом (не широким); «каре»; параллельно. Педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
– Обеспечение личной гигиены: чистота очков, прочность оклюдоров. Детям со светобоязнью рекомендуются очки с зелеными, желто-зелеными и дымчатыми стеклами, задерживающими до 50 % света.
– Соответствующая длительность зрительных нагрузок. Для оптимизации учебного процесса каждые 7-10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется 2-3-минутный перерыв.
– Организация коррекционных упражнений для зрения. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
– Доступное расположение наглядного материала. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного возраста – 2-3 объекта, старшего дошкольного – 4-5 объектов. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к доске и рассматривать представленный на ней материал.
- Оптимально использовать наглядные пособия:
– Материал должен соответствовать естественным размерам (например, машина должна быть меньше дома, помидор меньше кочана капусты), ярким, красочным, насыщенным по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета); иметь матовую поверхность. Основные признаки, имеющие наиболее важное информативное значение, следует выделять и подчеркивать. Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета и его качеств.
– Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
- Вести педагогическую работу с учетом нарушения зрения ребенка:
– При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
– Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
– При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
– Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
– Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью в процессе рисования, аппликации. Поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
В целях оказания помощи семьям в воспитании и развитии слабовидящих детей необходимо создавать в ДОУ консультативный центр с участием медицинских и педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....
Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СИРОТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Однако для воспитанников коррекционных детских домов, этот вид деятельности вызывает большие трудности. В статье описаны причины, основн...
Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях специального образовательного учреждения
Презентация к дипломной работе по специальности "Организация сурдокоммуникации"...
Обучение дошкольников с нарушением зрения пространственной и социально-бытовой ориентировке.
Материал о дошкольниках с патологией зрения, опыт работы с детьми данной категории....
Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...
Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...