Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.
статья по музыке по теме

Бут Марина Петровна

 

    Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического  развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по взаимодействию педагогов с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_mdou_s_rod._po_hud.-estetich._vospit..doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно – эстетического развития детей.

Бут Марина Петровна, музыкальный руководитель.

 МДОУ ЦРР детский сад № 159 г.Тверь.

    Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического  развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по взаимодействию педагогов с родителями.

   Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось малышу. Для решения этих задач в каждой семье необходима домашняя детская библиотека, а в старшем дошкольном возрасте дети должны вместе со своими родителями пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.

   Чтобы эти задачи были воплощены в жизнь, педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения нужно проводить систематическую и содержательную работу с детьми и их родителями

( консультации, беседы, встречи с библиотечными работниками, учителями школы, организация выставок детской литературы, знакомство с детскими журналами, обмен опыта между родителями, проведение читательских конференций, литературных развлечений и многое другое).

   Для полноценного музыкального развития дошкольников взаимодействие с семьёй необходимо осуществлять по нескольким направлениям. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя как собственные записи, так и те, которые представляет в их распоряжение музыкальный руководитель. Интерес представляет сотрудничество педагогического коллектива со специалистами музыкальной школы.

   Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательном учреждением и семьёй, является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром. Для этого музыкальный руководитель может провести консультации для родителей, познакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями ребята могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

   Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников, направлять их интересы на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку: небольшие по объёму, с яркими мелодиями в удобном диапазоне. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок (не петь «взрослых» песен с большим диапазоном мелодии). Можно устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.

   Велика роль семьи и в развитии дошкольников в театрализованной деятельности.

   Вместе с родителями необходимо определить оптимальное время и день проведения спектаклей, инсценировок. Это необходимо для того, чтобы у маленьких актёров всегда были настоящие зрители, а родители могли постоянно наблюдать за развитием своего ребёнка и даже участвовать в театрализованных постановках. Независимо от того, как ребёнок действовал во время спектакля, он обязательно должен получить положительную оценку своих действий от взрослых. На первых порах родителям можно предложить памятку, в которой будет указано, о чём можно и нужно говорить с ребёнком после просмотра. Например, можно сказать малышу: «Я была зрителем. Такого замечательного спектакля я никогда ещё не видела. А как твой зайчик грыз морковку! Мне даже показалось, что я услышала, как она хрустит у тебя на зубках».

   Не менее важным и содержательным должно стать взаимодействие с родителями в изобразительной деятельности. Именно родители призваны способствовать постоянному накапливанию у дошкольников эстетических впечатлений. При восприятии природы необходимо обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, на совершенство строения живых и неживых объектов природы и целенаправленно воспитывать отзывчивость к красоте природы, побуждать воспринимать природу как источник красоты в искусстве.

   Для того чтобы вызвать у родителей интерес к проведению этой работы, в дошкольном учреждении могут быть организованы специальные конкурсы фото- и видеоматериалов на тему «Природа и дети», «Как прекрасен этот мир, посмотри…» и т.п.

   Особое значение в вопросах взаимодействия дошкольного учреждения с родителями имеют праздники. Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Причина кроется в самой атмосфере этих мероприятий, ни к чему не обязывающей родителей, но наполненной радостью и весельем. К сожалению, в настоящее время праздники в детском саду являются своеобразным отчётом перед взрослыми, демонстрацией достижений детей в музыкальном развитии. Зал детского сада, в котором проходят праздники, условно поделён на две части – исполнителей и зрителей. Под руководством ведущего дети-исполнители развлекают себя и родителей. Даже в том случае, если музыкальный руководитель привлекает взрослых к играм, танцам, пению и даже исполнению отдельных номеров, общую направленность праздников можно охарактеризовать как развлечение родителей силами детей и сотрудников.

   Однако значение праздников состоит в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряжённая жизнь и постоянный дефицит времени. Общение родителей с детьми в лучшем случае ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки на ночь и назиданиями по разному поводу. В результате своеобразной болезнью века стало отлучение детей от своих мам и пап. Отдавая ребёнку всё, родители в то же время лишают его… себя. Для большинства из них гораздо проще купить малышу дорогой подарок, красивую одежду, вкусную еду, чем поиграть с ним на интересующую его тему и т.п.

   Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться. К сожалению, многие взрослые не знают об этом, и только с помощью педагогов дошкольного учреждения они начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не столько о его количестве, сколько о качестве. Можно на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останется у него на всю жизнь.

   Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, если заменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.

   Перечислим основные требования к содержанию праздников, методам и приёмам их организации и проведения.

  1. Содержание праздников должно включать работу с детьми по вопросам здоровья, воспитания и развития, что позволит сформировать у родителей представление о необходимости всестороннего развития ребёнка.
  2. Доводить до сведения родителей такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществлять в домашних условиях.
  3. Полностью исключить назидания и нравоучения в адрес родителей и соревновательность между детьми и между родителями. Могут использоваться только соревнования двух команд – команды взрослых и команды детей.
  4. Воспитателям и музыкальным руководителям необходимо: исключить замечания родителям даже в том случае, если они ведут себя по отношению к своему ребёнку неправильно; проявлять терпимость к действиям родителей, сохраняя за ними право на ошибку.
  5. В работе с детьми и родителями демонстрировать:

            профессиональную заинтересованность;

            одинаковое искреннее и доброжелательное отношение ко всем присутствующим;

            проявлять тактичность в общении с детьми и взрослыми;

            заранее продумать стратегию и тактику поведения педагога-ведущего с теми детьми, которые на празднике могут вести себя вызывающе, отказаться участвовать в выполнении общего задания, пении, танцах.

  1. По окончании каждого праздника проводить коллективные обсуждения. Подробно анализировать трудные случаи, накапливать положительный опыт.
  2. Чаще хвалить детей и их родителей. Постоянно дарить грамоты, значки за малейшие достижения.
  3. Деликатно интересоваться мнением родителей о проведённой работе.

   Работу по подготовке к празднику надо начать с педагогического коллектива, заранее ознакомив всех с памяткой.

Примерное содержание памятки для педагогического коллектива.

   В Толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова слово «праздник» разъясняется как «день массовых игр, развлечений», «счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием». Для педагогического коллектива праздник – это возможность общения в непринуждённой, радостной обстановке с родителями и детьми одновременно. На праздниках мы с гордостью демонстрируем родителям свои достижения.

   Вместе с тем всем педагогам хорошо известно, что с каждым годом у нас становится всё больше «проблемных» детей. Ситуация осложняется тем, что родители (не виной, а бедой которых является низкий уровень педагогической культуры) своими поступками (грубые окрики, одёргивание и т.п.) зачастую усугубляют неадекватное поведение ребёнка.

   Вы знаете, как трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы - родительские собрания, педагогические университеты и др. – не оправдали себя, поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием.

   Одной из таких форм, наиболее любимой родителями, являются праздники в детском саду.

   В настоящее время, когда многие семьи испытывают экономические трудности, именно атмосфера праздника может явиться той формой, которая психологически наиболее адекватна сегодняшнему времени.

   Мы можем использовать праздники не только с целью радостно провести с детьми и взрослыми время, но и как средство повышения педагогической культуры родителей. Для этого необходимо во многом пересмотреть свои взгляды на организацию праздников, их содержание, своё отношение к детям и их родителям. А для этого нам необходимо понять, что на празднике:

  1. встречаются и общаются дети и их родители;
  2. проводятся игры, развлечения, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке;
  3. ребёнок получает социальный опыт общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;
  4. родители могут увидеть своего ребёнка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей;
  5. применяются практические приёмы работы педагога с детьми в той или иной ситуации (инструктаж ребёнка для выполнения задания, разрешение конфликта между детьми, воздействие на гиперактивного ребёнка и т.п.), с которыми могут познакомиться педагоги с небольшим опытом и родители;
  6. педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опят полноценного взаимодействия со своим ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи воспитанников с нарушением зрения по вопросам художественно-эстетического развития дошкольника

Раскрыта роль художественно-эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Описаны особенности взаимодействия ДОО и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением зрения. Представлены формы взаимодейс...

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...

Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".

Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...

Семинар - практикум для детей и родителей совместно: "Совершенствование художественно - эстетического развития посредством освоения техники "терра". Картины по теме "Подводное царство""

21 января 2016 года в ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО "Останкинское" прошел семинар-практикум для детей и родителей совместно, где взрослые и дети ознакомились с новой техникой "терра"  для создания флористичес...

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, посещающих Службу ранней помощи

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи. Рассмотрены задачи, которые стоят перед психологом, ко...

Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...