Урок для 5 класса "Народный костюм Северо-Запада (карелов, вепсов)"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Данный урок подготовлен по программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс», на тему «Народный праздничный костюм», здесь вводится региональный компонент «Костюм малых народов Северо-Запада».
Цель занятия: Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, учить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте национального костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_prazdnichnyy_kostyum_malyh_narodov_severo-zapada_-_urok.pptx | 1.99 МБ |
narodnyy_kostyum.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор урока Марченко Светлана Викторовна учитель рисования и черчения, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 403 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга
Авторский комментарий Данный урок подготовлен по программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс», на тему «Народный праздничный костюм» с введением регионального компонента «Костюм малых народов Северо-Запада».
Цель урока Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, научить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитать эстетическое отношение к красоте национального костюма.
Задачи Научить видеть в образном строе народной одежды черты её самобытности: целесообразность, изящество, величавость. Научить изображать народный костюм в единстве функционального значения и эстетических достоинств. Привить чувство уважения и гордости за историю своего народа и родного края.
Планируемые достижения Предметные: иметь представление о народном костюме, быте и занятиях предков; развивать умения видеть сочетание цветов, орнаментов в одежде и передавать единство образа, выполняя рисунок. Метапредметные : освоить навыки моделирования одежды; сформировать интерес к изучению истории своих предков.
Фольклорный коллектив
Русский праздничный костюм
Русский национальный женский костюм Северные районы России Центральные районы России
Русский национальный мужской костюм
Женские костюмы народов Северо-Запада России (Карелия)
Женские костюмы народов Северо-Запада России (Карелия)
Костюмы карелов и вепсов
Предварительный просмотр:
«Народный праздничный костюм малых народов Северо-Запада (карелов, вепсов)»
Авторский комментарий. Данный урок подготовлен по программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс», на тему «Народный праздничный костюм», здесь вводится региональный компонент «Костюм малых народов Северо-Запада».
Цель занятия: Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, учить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте национального костюма.
Задачи:
- Учить видеть в образном, строе народной одежды черты её самобытности: целесообразность, изящество, величавость.
- Учить изображать народный костюм в единстве функционального значения и эстетических достоинств.
- Прививать чувство уважения и гордости за историю своего народа и родного края.
Планируемые достижения:
- Предметные: иметь представление о народном костюме, быте и занятиях предков; развивать умения видеть сочетание цветов, орнаментов в одежде и передавать единство образа, выполняя рисунок.
- Метапредметные: освоить навыки моделирования одежды; сформировать интерес к изучению истории своих предков.
Задание: выполнить эскиз мужского или женского костюмов.
Материалы: бумага, карандаш, кисти и краски.
Зрительный ряд: компьютерная презентация по теме урока, слова - подсказки, рисунки учителя с изображением элементов народной одежды и её украшений.
Оборудование: ТСО
Ход урока:
1. Организационная часть.
Проверка готовности детей к занятию.
2. Постановка темы, целей и задач занятия.
Сегодня будем говорить о праздничном народном костюме.
- Почему мы обращаемся к этой теме?
- Скажите, в наше время в быту люди пользуются народными костюмами?
-Нет.
- Зачем нам нужно изучать эту тему?
- Чтобы быть образованными людьми, мы должны знать историю, культуру, традиции наших предков.
- Где можно увидеть людей в русском народном костюме в наши дни, кроме как в музеях краеведения?
- В современном обществе народный костюм можно увидеть на сцене.
Рассматриваем картинки, вывешенные на доске с изображением различных видов костюмов. Беседуем и обсуждаем увиденное.
Русский праздничный костюм
(женский)
Элементы костюма
Северный
кокошник сарафан рубаха душегрея лапти, сапожки
Южный
кичка, юбка-понева, рубаха-навершник, лапти, сапожки
- Какая женщина на Руси считалась красивой?
- Стройная, белолицая с легкой походкой, плавными движениями.
- Одежды на Руси шились длинные и свободные, чтобы не стеснять движение, необычайно красочные.
- Одинаковы ли были одежды людей разных регионов России?
- Костюмы отличались, особенно Южные от Центральных и Северных районов.
- Из каких частей состоял праздничный женский костюм южных районов России?
- рубаха, юбка-понева, передник, навершник, кичка.
-Из каких частей состоял праздничный женский костюм Севера и центральных районов России?
- Рубаха, сарафан, душегрея, кокошник.
. -Что представляет собой мужской костюм?
- Рубаха, порты, шапка, онучи, лапти.
Давайте рассмотрим костюмы народов Северо-запада, карелов. Рассматриваем рисунки костюмов, вывешенные на доске. Рассматривание рисунков сопровождается рассказом учителя.
В 19 веке на территории Карелии наибольшее распространение имел сарафан – высокая юбка на лямках. Передники надевали поверх юбок или сарафанов. Подол передника украшался вышивкой, куском парчи или кружевом. На рубеже 19-20 веков распад традиции ношения сарафана привел к возрождению ношения рубахи с юбкой. Это напоминало древнюю традицию. Девушки повязывали голову лентой и платком. Передняя часть убора украшалась вышивкой, бисером, жемчугом. Поверх ленты надевался платок с таким расчетом, чтобы была видна её наружная часть. Шейным украшением служили бусы из стекла, более состоятельные женщины и девушки носили бусы из жемчуга.
Традиционная мужская одежда карел состояла из рубахи, сшитой из холста, штанов, пояса и кожаных сапог. Верхняя наплечная одежда для ношения на улице шили из холста и сукна домашней выделки, покупных тканей и меха. Чаще всего она представляла собой длинный, до колен кафтан из серого сукна с длинными рукавами.
3 Выполнение эскизов костюмов мужского или женского по выбору.
Работа индивидуальная, каждый ребенок выбирает для себя технику выполнения работы, каждый выполняет задание в меру своих способностей и умений, учитель в это время наблюдает за деятельностью каждого ученика и приходит на помощь затрудняющимся детям.
4 Просмотр работ.
5 Рефлексия.
Приложение 1. «Слова – подсказки»
Лапти, порты, кокошник, тулуп, рубаха, кафтан, сарафан, сапоги, понёва, передник, платок.
Литература
1 Программа под редакцией Б.Н Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 класс»
2 Журнал «Искусство. Все для учителя» №12 2014
3 Интернет - сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северо-Запад России. Урок-эвокация.
Урок, который я сегодня представляю, является отражением моих педагогических принципов: опоры на интерес, наглядности, гуманистичности, культуросообразности, актив...
Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"
Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой....
Разработка урока географии, проведенного в 9 классе по теме: «СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОРОДА НА СТАРЫХ ВОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЯХ»
Урок в 9 классе....
Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс
Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...
План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России"
План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России" состоит из четырёх основных разделов: 1) организационная часть 2) проверка до...
План-конспект урока. Тема. Пространство Северо-Запада
Урок проводится в общеобразовательном классе. На данную тему отводится 1 час...
"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс
Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...