Северо-Запад России. Урок-эвокация.
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Урок, который я сегодня представляю, является отражением моих педагогических принципов: опоры на интерес, наглядности, гуманистичности, культуросообразности, активности, самостоятельности, доступности, а главное ещё одним шагом к цели, которую ставлю перед собой, обучая географии: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности.
«Улавливание» специфических черт, отражающих уникальность и индивидуальность территории – одна из важнейших задач современной географии. Поэтому свою миссию как учителя географии я вижу в создании живых образов территории на основе использования различных приёмов учебной деятельности. Суть моего опыта - в создании у обучаемых калейдоскопа «образов мест», из которых должна складываться «географическая картина мира».
Изучение того или иного региона я начинаю с урока-пролога «Образ территории», который помогает удивить, мотивировать и подвигнуть к осознанной, самостоятельной и творческой деятельности ученика.
Урок, подобный сегодняшнему я называю урок-эвокация. Предавая этому слову то значение, которое в него вкладывают французские литературные критики: эвокация - приёмы, имеющие целью не воспроизвести тот или иной объект, а передать ощущение от этого объекта. Ведь при конструировании образа можно скрупулёзно отразить все его мельчайшие детали, а можно пойти иным путём, отметив лишь наиболее характерные штрихи яркого портрета страны или региона.
В чем это будет выражаться на данном уроке «Северо-Запад. Образ территории»::
ЦЕЛЬ: способствовать созданию учащимися образа Северо-Западного экономического района;
ЗАДАЧИ: 1) Образовательные – изучить новый материал, устанавливая межпредметные связи.
2) Развивающие - развивать творческие способности детей при создании своего собственного образа данного экономического района, опираясь на собственные опыт и мировосприятие, а также на информацию о данном экономическом районе, полученную при работе с картой; развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы, умение работать в группе, коммуникативные навыки.
3) Воспитательные - повышать интерес к предмету и патриотическое воспитание.
Технологии: проблемное обучение, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
Структура урока: вызов – осмысление - рефлексия
Приемы и методы: на стадии вызова : Приемы «Определи регион» Определение региона (субъекта) РФ по краткому описанию и «Корзина ассоциаций, понятий, имен, событий…»
настраивают на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. Кстати, определение региона по краткому описанию - элемент содержания, проверяемые ЕГЭ
На стадии осмысления: анализ карт, помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Создание герба, «ментальной» карты и написание эссе
На стадии Рефлексии: защита герба региона, «ментальной» карты и написание эссе; заполнение рефлексивной карты.
Создание герба, «ментальной» карты и написание эссе - результат данного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severo-zapad_rossii._urok-evokaciya.doc | 52 КБ |
severo-zapad_rossii._urok-evokaciya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- эвокация* «СЕВЕРО-ЗАПАД. ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ»
*Устойчивый термин французского литературно-критического языка; обозначает литературные приёмы, имеющие целью не воспроизвести тот или иной объект, а передать читателю ощущение от этого объекта.
Целевая аудитория:
Учащиеся школы
Учитель
Класс:
9 класс
Предмет:
География
Цель урока:
создать образ Северо-Западного экономического района; развивать творческие способности детей при создании своего собственного образа данного экономического района, опираясь на собственные опыт и мировосприятие, а также на информацию о данном экономическом районе, полученную при работе с картой
Тип урока:
Урок-эвокация
Учащихся в классе:
1 2
Используемое оборудование:
политико-административная карта России, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки,
Используемые ЦОР:
презентации
Организационный момент(1 мин)
( сопровождается презентацией, звучит музыка Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались «.)
Здравствуйте! Меня зовут Фролова Ольга Михайловна. И сегодняшний урок начну именно этими словами: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Я рада знакомству с вами и уверена, что наше сотрудничество будет успешным и плодотворным.
Мы продолжаем изучать географические регионы России. Регион, о котором пойдет речь на уроке, вы назовете мне сами, ответив на вопросы. Я задам 5 вопросов, каждый последующий вопрос «легче» предыдущего. Если узнаете, о каком регионе пойдет речь по первому вопросу, заработаете 5 баллов, по второму 4 и так дальше. Готовы?
На востоке этого района проживает один из древнейших финно-угорских народов – вепсы
Здесь самая высокая естественная убыль населения
Самый маленький по площади экономический район
Район лидирует по концентрации памятников старины на единицу площади
На территории района расположен старейший город России – столица феодальной республики
Верно. Это Северо-Западный регион. Сегодня первый урок по теме и наша с вами цель: создать образ территории.
Посмотрим на карту и определим, какие субъекты входят в состав Северо-Запада?
Что мы знаем о Северо-Западе?
Прием «Корзина ассоциаций, понятий, имен, событий…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
Сейчас поработаем с картой
В чем особенность ГП района?
Посмотрите на экономическую карту и сравните с картой плотности населения. Почему в обоих случаях доминирует Санкт-Петербург?
Какие формы рельефа выражены на территории региона?
Как повлияло на природу С-З древнее оледенение?
Какие виды полезных ископаемых представлены в регионе?
Почему А.С. Пушкин заметил, что «северное лето – карикатура южных зим»?
Соотнесите физическую карту района и карту ПЗ. В какой ПЗ расположен С-З?
Назовите две главные отличительные черты С-З.
Две главные отличительные черты Северо-Запада – выгодное ГП с выходом к Балтийскому морю. Высокая концентрация населения и хозяйства в СПб.
Физкультминутка
Ну-ка, школьник,
Хватит грустить.
Время пришло
Себя чуть взбодрить.
Шею потянуть,
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.
Руки за голову
Локти разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.
В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь,
Почувствуй кайф.
В конце потянись,
Сон развей,
До конца урока
Будет все о· кей!
Работа в малых группах над созданием Образа территории.
Каждая группа работает согласно инструктивной карточке.
Инструктивная карточка № 1. Создание герба территории.
Щит герба Северо-Запада состоит из 5-ти частей. Каждая часть будет символизировать одну из областей и город федерального значения – Санкт-Петербург. Обсудите с товарищами, какие предметы, явления, события или люди будут символизировать ту или иную область и город Санкт-Петербург, Выберите цвет поля для каждой из областей и приступите к созданию герба. Если вы не умеете рисовать – не беда. Наскальные рисунки первобытных людей сейчас восхищают весь мир!
Подготовьтесь к «защите» созданного вами герба.
Дополнительная информация:
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству. На гербе изображаются предметы, символизирующие владельца – человека, сословие, город, регион, страну и т.п.
Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Червлень — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чернь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Инструктивная карточка № 2. Создание «ментальной» карты региона.
Придумайте каждой области С-З и городу Санкт-Петербургу свое собственное «ёмкое» название, которое выразит сущность субъекта. Например, Нижний Новгород – «карман России» (Большую известность город получил в XIX веке как место проведения самой крупной ярмарки России); «Австралия – утомленная Солнцем» (Самый сухой материк Земли)
МЕНТАЛИТЕТ - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души. . .
В нашем случае, менталитет территории – это ее главная особенность.
Подготовьтесь к «защите», созданной вами «ментальной» карты региона.
Инструктивная карточка № 3. Написание эссе.
Используя содержимое «Корзины ассоциаций, понятий, имен…», написать эссе «Образ Северо-Запада»
Подготовьтесь к выразительному чтению эссе.
Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Жанр эссе предполагает свободу творчеству
На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения.
Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:
образность;
афористичность;
парадоксальность.
Для передачи личного восприятия, освоения мира автор эссе:
привлекает многочисленные примеры;
использует всевозможные ассоциации.
Защита работ учащихся.
Сегодня, вопреки логики урока мы не будем обобщать и делать выводы. Наш урок – своеобразный пролог к большой теме «Северо-Запад» и вам предстоит на последующих уроках подтвердить или опровергнуть те образы территории, которые мы создали сегодня.
Но ваша работа на уроке, конечно, должна быть оценена. Заполните, пожалуйста, рефлексивную карту.
Предварительный просмотр:
Урок- эвокация* «СЕВЕРО-ЗАПАД. ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ»
*Устойчивый термин французского литературно-критического языка; обозначает литературные приёмы, имеющие целью не воспроизвести тот или иной объект, а передать читателю ощущение от этого объекта.
Целевая аудитория:
Учащиеся школы
Учитель
Класс:
9 класс
Предмет:
География
Цель урока:
создать образ Северо-Западного экономического района; развивать творческие способности детей при создании своего собственного образа данного экономического района, опираясь на собственные опыт и мировосприятие, а также на информацию о данном экономическом районе, полученную при работе с картой
Тип урока:
Урок-эвокация
Учащихся в классе:
1 2
Используемое оборудование:
политико-административная карта России, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки,
Используемые ЦОР:
презентации
Организационный момент(1 мин)
( сопровождается презентацией, звучит музыка Митяева « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались «.)
Здравствуйте! Меня зовут Фролова Ольга Михайловна. И сегодняшний урок начну именно этими словами: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Я рада знакомству с вами и уверена, что наше сотрудничество будет успешным и плодотворным.
Мы продолжаем изучать географические регионы России. Регион, о котором пойдет речь на уроке, вы назовете мне сами, ответив на вопросы. Я задам 5 вопросов, каждый последующий вопрос «легче» предыдущего. Если узнаете, о каком регионе пойдет речь по первому вопросу, заработаете 5 баллов, по второму 4 и так дальше. Готовы?
На востоке этого района проживает один из древнейших финно-угорских народов – вепсы
Здесь самая высокая естественная убыль населения
Самый маленький по площади экономический район
Район лидирует по концентрации памятников старины на единицу площади
На территории района расположен старейший город России – столица феодальной республики
Верно. Это Северо-Западный регион. Сегодня первый урок по теме и наша с вами цель: создать образ территории.
Посмотрим на карту и определим, какие субъекты входят в состав Северо-Запада?
Что мы знаем о Северо-Западе?
Прием «Корзина ассоциаций, понятий, имен, событий…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
Сейчас поработаем с картой
В чем особенность ГП района?
Посмотрите на экономическую карту и сравните с картой плотности населения. Почему в обоих случаях доминирует Санкт-Петербург?
Какие формы рельефа выражены на территории региона?
Как повлияло на природу С-З древнее оледенение?
Какие виды полезных ископаемых представлены в регионе?
Почему А.С. Пушкин заметил, что «северное лето – карикатура южных зим»?
Соотнесите физическую карту района и карту ПЗ. В какой ПЗ расположен С-З?
Назовите две главные отличительные черты С-З.
Две главные отличительные черты Северо-Запада – выгодное ГП с выходом к Балтийскому морю. Высокая концентрация населения и хозяйства в СПб.
Физкультминутка
Ну-ка, школьник,
Хватит грустить.
Время пришло
Себя чуть взбодрить.
Шею потянуть,
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.
Руки за голову
Локти разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.
В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь,
Почувствуй кайф.
В конце потянись,
Сон развей,
До конца урока
Будет все о· кей!
Работа в малых группах над созданием Образа территории.
Каждая группа работает согласно инструктивной карточке.
Инструктивная карточка № 1. Создание герба территории.
Щит герба Северо-Запада состоит из 5-ти частей. Каждая часть будет символизировать одну из областей и город федерального значения – Санкт-Петербург. Обсудите с товарищами, какие предметы, явления, события или люди будут символизировать ту или иную область и город Санкт-Петербург, Выберите цвет поля для каждой из областей и приступите к созданию герба. Если вы не умеете рисовать – не беда. Наскальные рисунки первобытных людей сейчас восхищают весь мир!
Подготовьтесь к «защите» созданного вами герба.
Дополнительная информация:
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству. На гербе изображаются предметы, символизирующие владельца – человека, сословие, город, регион, страну и т.п.
Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Червлень — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чернь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Инструктивная карточка № 2. Создание «ментальной» карты региона.
Придумайте каждой области С-З и городу Санкт-Петербургу свое собственное «ёмкое» название, которое выразит сущность субъекта. Например, Нижний Новгород – «карман России» (Большую известность город получил в XIX веке как место проведения самой крупной ярмарки России); «Австралия – утомленная Солнцем» (Самый сухой материк Земли)
МЕНТАЛИТЕТ - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души. . .
В нашем случае, менталитет территории – это ее главная особенность.
Подготовьтесь к «защите», созданной вами «ментальной» карты региона.
Инструктивная карточка № 3. Написание эссе.
Используя содержимое «Корзины ассоциаций, понятий, имен…», написать эссе «Образ Северо-Запада»
Подготовьтесь к выразительному чтению эссе.
Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Жанр эссе предполагает свободу творчеству
На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения.
Кроме этого, чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:
образность;
афористичность;
парадоксальность.
Для передачи личного восприятия, освоения мира автор эссе:
привлекает многочисленные примеры;
использует всевозможные ассоциации.
Защита работ учащихся.
Сегодня, вопреки логики урока мы не будем обобщать и делать выводы. Наш урок – своеобразный пролог к большой теме «Северо-Запад» и вам предстоит на последующих уроках подтвердить или опровергнуть те образы территории, которые мы создали сегодня.
Но ваша работа на уроке, конечно, должна быть оценена. Заполните, пожалуйста, рефлексивную карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по теме "Северо-Запад России"
Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...
тест по теме "Северо-Запад России"и "Восточный макрорегион"
Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...
Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс
Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...
Полевой практикум "Северо-Запад России"
РАУГ (Российская Ассоциация Учителей географии) организовала очередной ежегодный практикум по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск....
План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России"
План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России" состоит из четырёх основных разделов: 1) организационная часть 2) проверка до...
Крепости Северо-Запада России
Презентация по географии, истории и креведению для учеников 5-9 классов и воспитанников детских творческих объединений....
Участники защиты Ленинграда и боёв на северо-западе России села Солоновка Смоленского района Алтайского края
Материал содержит воспоминания фронтовиков, фамилии участников тех событий и погибших в боях под Ленинградом....