Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Дроздова Виктория Владимировна

Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9_klasse.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

                          Открытый урок в 9 классе

« Города Европейского Северо-Запада: история, современность и перспективы развития»»

        Образовательные задачи: формирование универсальных учебных действий: умения высказывать и развивать свои мысли, развитие речи; развитие умения выделять главное, работать с разными источниками информации (текст, устный рассказ, карты атласа, интернет ресурсы).

        Учебные задачи:  сформировать облик (образ) городов Северо-Запада; выявить  особенности их развития и роль в современной жизни России; актуализировать знания по истории России.

        Воспитательные задачи: формировать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес к её истории и будущему.

                                       Ход урока:

  1. Объявление темы и задач урока.
  2. Проверка знаний: 1) показать на карте Северо-Западный экономический район; 2) слайд шоу пейзажей разных природных зон России. Учащиеся должны назвать те из них, на которых, по их мнению, изображена природа Северо-Западного экономического района. Обосновать свой выбор. [Приложение 1].
  3. Вступительное слово учителя: Уже в раннем Средневековье от Балтийского моря начинался знаменитый путь (какой?) – «из варяг в греки», а также их Балтики в Поволжье. Здесь возникли процветающие торгово-ремесленные и культурные центры. О каких городах идет речь в следующих стихотворениях:

Ты ль предо мной, о древний град

Свободы, славы и торговли!

Как живо сердцу говорят

Холмы разбросанных обломков!

Ответствуй, город величавый:

Где времена цветущей славы,

Когда твой голос, бич князей,

Звуча здесь медью в бурном вече,

К суду или к кровавой сече

Сзывал послушных сыновей?

Когда твой меч, гроза соседа,

Карал и рыцаря, и шведа,

И эта гордая волна

Носила дань войны жестокой?

Скажи, где эти времена?

Они далёко, ах, далёко!

                 ( Д.В. Веневитинов, 1868. Великий Новгород)

Ни тучки от грозы вчерашней

На небе и в помине нет.

Зажегся над Покровской башней

Омытый ливнями рассвет.

В те времена, когда Баторий

Стоял здесь, требуя ключи,

Помножив гнев святой на горе,

Взошли на стены (псковичи).

Воспоминания доныне

Хранит легендами земля,

Как здесь о русскую твердыню

Разбилось войско короля.

Как шли под клич набатных звонов

В бессмертье русские сыны…

Молчу у тихих бастионов,

Повитых былью старины.

                 ( В. Боровиков. Псков)

Под властью «Господина Великого Новгорода» находились огромные территории – от Кольского полуострова до верховье Волги, от Балтийского моря до Полярного Урала.

Великий Новгород отличался высокой грамотностью населения, мастерством ремесленников, строителей и художников.

Псков был богатым торговым городом. В 1240-1242 гг. был захвачен рыцарями Тевтонского ордена, и лишь победа Александра Невского на Чудском озере ( как называлась битва?( Ледовое побоище)) принесла свободу.

  1. 4 учащихся  показывают подготовленные презентации о Пскове, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и Калининграде. Класс заполняет в течение урока таблицу. Тема таблицы – тема урока.  Первые две колонки таблицы заполняются на основе презентаций. Сведения в третью и четвертую колонки учащиеся ищут в учебнике, помогает учитель. Перспективы развития учащиеся могут попробовать сформулировать сами.

Город

Историческая роль, достопримечательности

Современные проблемы

Перспективы развития

  1. Вопросы для закрепления материала:

- Чем отличаются старые города от новых?

- Почему Северо-Запад имеет в своем составе так много старинных городов?

- Почему Санкт-Петербург называют «городом-музеем»?

- Какие функции вам представляются наиболее перспективными для древних городов Северо-Запада: промышленные, рекреационные, обслуживания прилегающих территорий или какие-либо ещё?

  1. Рефлексия. Выставление оценок.

  1.  Домашнее задание: работа в контурной карте — нанести достопримечательности городов Северо-Запада, отрасли промышленности, развитые в них.  Читать параграф 31 (учебник УМК «Сферы»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Европейский Северо - Запад.

" Окно в Европу" на Балтике. Урок в 9 классе...

Презентация: Машиностроение Европейского Северо-Запада. 9 класс Дронов, Баринова, Ром...

Презентация к уроку "Хозяйство Европейского Северо-Запада"...

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения"....

«Население и хозяйственное освоение Европейского Северо - Запада» 9 класс

Цели:1.      Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пу...

Логический опорный конспект по теме "Европейский Северо-Запад" (география, 9 класс).

Логический опорный конспект по теме "Европейский Северо-Запад" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство&q...

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения"....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство»

Конспект урока по географии в 9 классе.Тема: "Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство".Тип урока: изучение нового материала, исследовательский, научно-поисковый.Форма проведения: ком...