Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
В статье проанализированы характерные черты изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_izobrazitelnoy_deyatelnosti_detey_s_narusheniem_intellekta.docx | 833.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта
Тематика рисунков
Большинство учащихся, особенно в младших классах, любят рисовать. И наибольшую активность проявляют в «свободном» рисовании, где их не ограничивают в выборе темы или не заставляют рисовать с натуры определенный предмет. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. В очень редких случаях ребенок находится в замешательстве и не знает, что ему нарисовать. Однако в рисунках, выполненных по желанию самих учащихся, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что они умеют. Обычно это заученные изображения, которые переходят из рисунка в рисунок, с небольшими изменениями и дополнениями. При этом в каждом последующем рисунке, зачастую, повторяются ошибки предыдущего.
Иногда рисунки детей состоят из нескольких одинаковых фигур или изображений. Это могут быть дома, машины, снежинки, звезды, птицы, капли дождя и т.д. Часто дети просто рисуют буквы или цифры, которые они выучили. Такие рисунки напоминают работы из тетрадей по письму или математике. Одно и то же изображение может повторяться бессчетное количество раз и занимать весь лист, а сами элементы располагаться прямыми строгими рядами, или быть беспорядочно разбросанными по листу.
Таким образом, многие дети, предпочитают повторять одни и те же несложные графические действия, которыми успели овладеть.
Примитивный способ передачи изображений без каких-либо изменений влияет на содержание рисунков. Детей более всего занимает сам процесс воспроизведения формы, которой они овладели. Поэтому они рисуют предметы, не отображая никакой связи между ними, не вовлекая их в какое-либо взаимодействие друг с другом.
Случается так, что школьники не могут осуществить в рисунке свой предварительный замысел. Столкнувшись с трудностями при выполнении своей задумки, они пытаются упростить ее, что-то поменять и часто вообще от нее отказываются.
Ограниченность тематики рисунков проявляется еще и в том, что учащиеся очень часто пользуются так называемыми «графическими штампами» (И.А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII»), т.е. заученным воспроизведением ранее увиденных изображений. У кого-то это хорошо всем знакомый дом с трубой, из которой под углом идет дым; у кого-то солнце с расходящимися лучами, часто изображаемое в верхнем углу листа, как четверть окружности. «Штампами» могут быть как отдельные предметы и объекты, так и сюжетные рисунки.
Рисунки некоторых учеников представляют собой целые картины с оригинальным сюжетом. При этом и техника исполнения является достаточно высокой. Они рисуют уверенными и четкими линиями, почти не испытывают трудностей при выборе цветовой палитры, и обладают феноменальной зрительной и моторной памятью. Но по прошествии некоторого времени выясняется, что они способны лишь механически копировать (с потрясающей фотографической точностью) сюжеты, которые позаимствованы ими из мультфильмов, журналов или книг. Если же предложить им выполнить какое-либо творческое задание, то это зачастую ставит таких учеников в тупик.
Встречаются и такие авторы, на рисунках которых меняется и антураж и сюжет, но всем персонажам придаются одинаковые неизменные черты, которые, опять-таки, где-то подсмотрены и заучены.
Зрительно-двигательная готовность к изобразительной
деятельности
Графические умения и навыки, необходимые для изобразительной деятельности требуют единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации. У большого количества умственно отсталых школьников отмечаются отклонения в области зрительных восприятий. Кроме того, таким детям свойственно в той или иной мере недоразвитие двигательной сферы. Это, прежде всего, нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки.
Недостатки мелкой моторики проявляются в неумении производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. Характерна также бедность и однообразность движений, замедленность их темпа, отсутствие умения вырабатывать «двигательные формулы» (Г. Е. Сухарева «Лекции по психиатрии детского возраста»).
«Одной из причин, затрудняющих развитие рабочих движений у учащихся, является нарушение общей ориентировочной деятельности. Неясное осознание цели упражнения, отход от поставленной задачи при встрече с трудностями, недостаточное критическое отношение к полученным результатам осложняет формирование двигательного образа» (А. И. Грошенков «О степени готовности учащихся коррекционных школ 8-го вида к изобразительной деятельности»). К таким причинам относится также и нарушение работоспособности (быстрая утомляемость, снижение контроля над движением).
В целом, исходя из характера графической деятельности, можно выделить три группы учащихся.
а) Первую группу составляют дети, которые сравнительно легко выполняют по показу и по словесной инструкции графические задания. Действия их уверенны, целенаправленны, достаточно расчетливы и свободны. Движения карандаша точны и ритмичны, штрихи наносятся равномерно, в одном направлении и не выходят за пределы контура.
б) Ко второй группе принадлежат учащиеся, которые в процессе рисования допускают много лишних, нецелесообразных движений, проявляют чрезмерную торопливость и расторможенность. Движения рук быстрые, размашистые, иногда импульсивные. Работать медленно и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка, этим ученикам довольно трудно. Темп движений имеет непостоянный характер.
в) Третью группу составляют школьники, для которых характерны заторможенность и вялость. Движения рук у таких детей скованные, напряженные и замедленные. Предлагаемые задания выполняются ими неуверенно вяло и пассивно. Нажим на карандаш слабый, направления движения часто теряется, мелкие движения рук плохо координированы.
В связи с этим перед началом систематических занятий важно проводить во всех классах проверку графической подготовленности школьников. И, соответственно, осуществлять на занятиях дифференцированный подход к каждому ребенку.
Литература:
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1982.
Баряева Л.Б. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996
«Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида». М., 2001.
«Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». СПб., 2002.
Барабанов С. А. Учитель изобразительного искусства специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района СПб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии
Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...
Особенности изобразительной деятельности воспитанников с нарушениями в развитии
В статьедана характеристика графической деятельности детейс ограниченными возможностями здоровья....
Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Исследование особенности памяти у детей с нарушением интеллекта.
Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти. Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его н...
Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.
В статье описаны отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....
Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.
Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. (Курсовая работа.)...
"Особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта"
Характеристика основных психических процессов умственно отсталых школьников. Особенности памяти,мыслительной деятельности. Работа над формированием высших психических функций....