5 класс" Внутренний мир русской избы "4урок
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Тема: Внутренний мир русской избы" 5 класс
Тип урока. Урок комплексного применения знаний
Вид урока. Тематическое рисование
Цель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.
Виды деятельности.
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.
Находить в них черты национального своеобразия.
Создавать композицию внутреннего пространства избы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс " Внутренний мир русской избы" Урок №4 | 46.5 КБ |
Презентация 5 класс к уроку №4 | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
" Внутренний мир русской избы "4урок
5 класс
Тип урока. Урок комплексного применения знаний
Вид урока. Тематическое рисование
Цель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.
Виды деятельности.
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.
Находить в них черты национального своеобразия.
Создавать композицию внутреннего пространства избы
Результат.
Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.
Коммуникативные. Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Регулятивные. Преобразовывать познавательную задачу в практическую.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.
Оформление. Презентация предметов быта, выставка предметов быта, Оборудование. Интерактивная доска.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.
Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.
А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?
Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.
Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.
2. Сообщение темы урока.
Слайд № 1 Внутренний мир русской избы ???????
Слайд№2 интерьер
Чтобы правильно построить ИНТЕРЬЕР, что мы с вами должны знать? (правила перспективы)
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.
Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы? (Дерево.)
- Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.
Слайд №3 Мы с вами знаем, самое важное в избе? (печь)
Слайд № 4-6 Какую роль печь играла и играет сейчас?
Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори.
Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор.
А сколько сказок было рассказано детям на печи.
Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!»
Слайд №7 Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.
Слайд №8 Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
Печь в избе располагалась возле двери.
Слайд №9 Красный угол. В переднем углу избы располагался красный угол. Это был – духовный центр дома Его еще называли большой, святой. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.
Люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь. Красный угол был обращен к юго-востоку, олицетворял собой зарю. Он принимал первые лучи утреннего солнца. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.
Ребята, а теперь давайте вспомним предметы и вещи находящиеся в крестьянской избе? Ответы детей.
Русская изба крестьян не отличалась большим разнообразием мебели.
В красном углу стоял обеденный стол. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
Слайд №10 А чем скамья отличалась от лавки? Ответы детей.
Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.
Слайд №11 Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.
Слайд №12 Около печи укрепляли деревянный настил – полати. Полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. Её деревянные настилы, сооружаемые под потолком.
На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).
Слайд №13 Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.
Слайд №14 Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?
Она изготовлена была из дерева и глины.
Слайд №15 С чем можно сравнить ковш?
Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.
Слайд №16 Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни.
Назовите этот загадочный предмет? (прялка)
С ней мы познакомимся на следующих уроках.
4. Инструктаж.
Слайд №17-18 Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.
5. Итог работы.
Рассмотрим ваши работы .
Возможно ли использовать старинный декор в современном интерьере?
Наш урок, помог вам лучше узнать традиции нашего народа и обустройства своего быта?
6.Домашнее задание.
Подобрать материал о русских народных прялках
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...