5 класс" Внутренний мир русской избы "4урок
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Виноградова Наталья Евгеньевна

Тема: Внутренний мир русской избы" 5 класс

Тип урока. Урок комплексного применения знаний

Вид урока.  Тематическое рисование

Цель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Виды деятельности.

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

 Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.

Находить в них черты национального своеобразия.

 Создавать композицию внутреннего пространства избы

Скачать:


Предварительный просмотр:

" Внутренний мир русской избы "4урок

5 класс

Тип урока. Урок комплексного применения знаний 

Вид урока.  Тематическое рисование

Цель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Виды деятельности.

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

 Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.

Находить в них черты национального своеобразия.

 Создавать композицию внутреннего пространства избы

Результат.

 Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные.  Оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные.  Преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Оформление.  Презентация предметов быта, выставка предметов быта, Оборудование.  Интерактивная доска.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

2. Сообщение темы урока.

 Слайд № 1   Внутренний мир русской избы    ???????

Слайд№2     интерьер

Чтобы правильно построить ИНТЕРЬЕР, что мы с вами должны знать? (правила перспективы)

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы? (Дерево.)

- Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Слайд №3  Мы с вами знаем, самое важное в избе? (печь)

Слайд № 4-6   Какую роль печь играла и играет сейчас?

Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является   источником существования и благополучия. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори.

Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор.

А сколько сказок было рассказано детям на печи.

Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!»

Слайд  №7   Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Слайд №8 Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Печь в избе располагалась возле двери.

Слайд  №9   Красный угол. В переднем углу избы располагался красный угол. Это был – духовный центр дома Его еще называли большой, святой. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Люди очень  заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь. Красный угол был обращен к юго-востоку,  олицетворял собой зарю. Он принимал первые лучи утреннего солнца. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Ребята, а теперь давайте вспомним предметы и вещи находящиеся  в крестьянской избе? Ответы детей.

Русская изба крестьян не отличалась большим разнообразием мебели.

В красном углу стоял обеденный стол. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

Слайд  №10   А чем скамья отличалась от лавки? Ответы детей.

Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.

Слайд  №11   Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

Слайд  №12   Около печи укрепляли деревянный настил – полати. Полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. Её деревянные настилы, сооружаемые под потолком.

На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении).

Слайд  №13   Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.

Слайд  №14   Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?

Она изготовлена была из дерева и глины.

Слайд  №15   С чем можно сравнить ковш?

Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.

Слайд  №16   Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни.

Назовите этот загадочный предмет? (прялка)

С ней мы познакомимся на следующих уроках.

4. Инструктаж.

Слайд  №17-18   Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.

5. Итог работы.

Рассмотрим ваши работы .

Возможно ли использовать старинный декор в современном интерьере?

Наш урок, помог вам лучше узнать традиции нашего народа  и обустройства своего быта?

6.Домашнее задание.

Подобрать материал о русских народных прялках


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...