Конспект урока на тему "Василий Иванович Суриков"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Василий Иванович Суриков.
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Сурикова;
развивать в учениках творческие способности;
воспитывать чувства патриотизма и любви к России.
План урока.
- Организационный момент. (Приветствие, готовность учеников к уроку)
2.Беседа. Сообщение новых знаний.
Русский художник Василий Иванович Суриков родился в 1848г в Красноярске в семье сибирских казаков. С детства его окружала суровая природа, патриархальный быт, сильные и крепкие люди с жестким характером. Впоследствии Суриков вспоминал, как слушал в семейном кругу древние предания, народные песни, наблюдал игры, русские кулачные бои, жестокие наказания и даже смертную казнь.
Суриков начал рисовать довольно рано, первые уроки ему дал школьный учитель Н.В.Гребнев, который отдельно занимался с талантливым мальчиком. В 1868г юноша окончил школу и отправился в Петербург. Он чувствовал, что довольно слабо подготовлен к поступлению в Академию художеств, поэтому решил заниматься в рисовальной школе при обществе поощрения художников, чтобы потренироваться рисовать гипсовых моделей. Так, осенью 1869г Суриков на правах вольнослушателя поступил в Академию художеств, а через год стал полноценным воспитанником. Учился он хорошо. Особенно начинающего художника увлекали занятия по составлению композиции. Товарищи по академии даже прозвали его композитором.
В1870 г Суриков создал свое первое значительное произведение «Вид памятника Петру1 на Сенатской площади в Петербурге» Эту картину купил сибирский золотопромышленник П.И.Кузнецов. Позже эта работа поступила в Красноярскую художественную галерею.
В 1874г Суриков написал картину в историческом жанре «Княжий суд», а через год свет увидел еще одну работу-«Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники». За эти работы Суриков должен был получить награду- Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Однако этого не случилось. В тот период художнику сделали заказ- написать четыре картины, изображающие Вселенские соборы для московского Храма Спасителя. Суриков начал работать над этими произведениями в Петербурге, однако в 1877г решился переехать в Москву. Где и остался. Этот переезд полностью изменил жизнь художника. Впечатления от древней архитектуры Москвы, исторические образы и драматические события, связанные с Красной площадью. Храмом Василия Блаженного и Лобным местом, вдохновили Сурикова на написание картин о прошлом. «Приехавши в Москву, этот центр народной жизни, я сразу стал на свой путь»,- вспоминал Суриков.
Напитавшись свежими впечатлениями, без какого-либо заказа Суриков сразу же приступил к работе над большим историческим произведением «Утро стрелецкой казни»(1881).Данное произведение стало определяющим для всего дальнейшего творчества художника. Суриков выбрал для своих картин тематику- изображение русского народа в роковые минуты его истории, создание ярких национальных характеров. Он обратился к сюжете петровской эпохи- казнь стрельцов состоялась в 1698году. Для этой работы художник использовал дневники очевидца, секретаря австрийского посольства Корба. Суриков решил изобразить не сам момент казни, а минуты предшествовавшие ей. Душевное напряжение участников трагедии в тот момент достигло наивысшего накала. Художник построил композицию так, что главным стал не Петр 1, а выдвинутые на первый план группы стрельцов, обреченные на смерть. Каждая отдельная группа состояла из семей, пришедших проводить своего кормильца. Картина дышит неподдельным людским горем, и впечатление еще более усиливается из-за контрастов, которые мастерски использовал художник . В картине Суриков изобразил рыжебородого стрельца «злого и непокорного», в ком не остыло еще «пламя бунта», и его тихую и смиренную старушку мать, которая согнулась под тяжестью горя. Художник противопоставил старого седого стрельца его юному сыну и дочери, рыдающей у коленей отца. Именно при помощи контраста художник в данной картине показал две силы- народ, олицетворяющий непокорную Русь, и императора Петра1,окруженного иностранцами. Воля, мужество, бесстрашие, сила идущих на смерть людей- вот что отразил в своем произведении Суриков. Картина «Утро стрелецкой казни» была представлена на 9 Передвижной выставке и сразу же снискала одобрение художников и критиков того времени.
После этого Суриков приступил к созданию новой картине «Меньшиков в Березове» Он написал ее в 1863г. Находясь в Сибири, Суриков слышал о сподвижнике Петра1, который после смерти императора обрел сначала небывалую полноту власти, а затем бал сослан в Сибирь. На этой картине мастер изобразил Меньшикова в окружении сына и двух дочерей сидящим за столом в низенькой светелке. Художник намеренно сузил пространство и подчеркнул всю мощь Меньшикова. Рядом с ним художник изобразил хрупкую фигурку старшей дочери Марии, образ которой олицетворяет немой укор своему отцу, который принес семью в жертву придворной карьере. Кстати, после этих событий Мария, не выдержавшая трагедии, умерла. Суриков создал образ печальной девушки, зябко кутающейся в бархатную шубку. Он писал этот образ со своей жены и придавал ему большое значение. Темный колорит картины оживляют вкрапления голубого и розового цвета в одеянии младшей дочери.
В 1883г на Передвижной выставке в Москве коллекционер П.М.Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. Так Суриков получил средства для поездки за границу. В эти годы он посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, познакомился с коллекциями Дрезденской галереи, с собранием Лувра, с творениями итальянских и испанских мастеров.
Еще до зарубежной поездки у Сурикова возник замысел новой
исторической картины «Боярыня Морозова». Эта мысль даже не оставляла художника и за границей. Суриков вновь избрал своим сюжетом трагический момент русской истории.
Снег белый украсил светлицы,
Дорогу покрыл пеленой,
ПО улице древней столицы
Плетется лошадка рысцой.
На улице шум и смятенье,
Народ словно море шумит.
В санях, не страшась заключенья,
Боярыня гордо сидит.
Высоко поднявши десницу,
Под звон и бряцанье цепей,
Она оглашает столицу
Правдивою речью своей.
Она не боится мученья
И смело на пытку идет.
И к истине сердца влечение
Ей силу и бодрость дает.
Сменила пиры и палаты
На мрачный сырой каземат,
Душа ея верой богата,
ЕЙ правда дороже палат.
И верит она, не погибнет
Идея свободной мольбы,
Настанет пора, и воздвигнут
Ей памятник вместо дыбы. И.Н.Заволоко
Во время церковного раскола в середине 17в. При царе Алексее Михайловиче шла фанатическая борьба старообрядцев с нововведениями патриарха Никона. Суриков, выбрал эпизод, когда закованную в кандалы, измученную пытками, но непокорную боярыню везут по московской заснеженной улице в Пафнутьево-Боровский монастырь, в земляной тюрьме которого она и умерла.
На картине высоко поднятая рука боярыни застыла в двуперстном благославляющем крестном знамени, и бледное, со впалыми щеками лицо и слова последнего напутствия, обращенные к людям, магически действуют на толпу, которая устремляется вслед за мученицей. Лицо боярыни Морозовой поражает своей непокорностью, преданностью идее, одухотворенной красотой. Боярыня была ближайшей ученицей знаменитого раскольника протопопа Аввакума и состояла в родстве с царем. Но, несмотря на последнее обстоятельство, она неистово защищала старую веру Руси, её устои
Суриков построил композицию так, что движение саней как будто разделяет толпу на две части – справа, у стен старинной московской церкви, стоят сочувствующие боярыне, а слева- злорадствующие недруги и любопытствующие. Этот контраст оказывает на зрителя сильнейшее впечатление. С необычайным мастерством Суриков раскрыл яркие людские образы и своеобразие их характеров.
В 1895г. Суриков вновь обратился к серьезной исторической теме- он взялся на написание картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Эта работа стала ещё одной монументальной вехой в его творчестве. Историческое событие трехсотлетней давности предстает перед нами в виде боя казачьей флотилии Ермака и войска хана Кучума. Причем художник изобразил событие с достоверностью очевидца. В довольно сложной многофигурной композиции изображен подвиг русских воинов, которые борются во имя освобождения своей земли. Образ воинов полон движения и силы.
Мужеству национальных героев посвящена картина «Переход Суворова через Альпы», которую художник написал в 1899г. Люди на этой картине предстают бесстрашными, способными преодолевать неприступные заснеженные скалы. Художник подчеркивает отвагу и невероятную смелость воинов.
В1910г. Суриков закончил свою следующую историческую картину – «Степан Разин» Почти все её пространство занимает огромная ладья, плывущая по широкому волжскому простору. В центре, на покрытой ковром скамье. Мы видим фигуру Степана Разина, атамана-бунтаря, погруженного в тяжкие раздумья. В мускулистых фигурах гребцов читается напряжение и сила, они- воплощение мощи народа.
Василий Иванович Суриков и по сей день является величайшим русским живописцем, а его работы по праву можно назвать летописью нашей необъятной великой страны.
Домашнее задание: подобрать иллюстративный материал работ В.И.Сурикова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Василий Иванович Суриков
Презентация по творчеству В.И. Сурикова...
Василий Иванович Суриков
Гениальный ясновидец минувших эпох, художник, обладавший редчайшим даром прозрения,...
Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»
Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя....
Конспект урока в коррекционной школе по предмету чтение «Детство», И.Суриков
Цель занятия: познакомить детей со стихотворением «детство» Задачи: образовательные: отрабатывать навык выразит...
Василий Иванович Суриков
1.Василий Иванович Суриков - величайший русский исторический живописец.2.Исторические полотна Сурикова производят неотразимое впечатление на зрителя, несмотря на то, что были созданы много десятилетий...
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6 классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...
Конспект урока.Тема: Александр Иванович Куприн (1870-1938). Сведения из биографии.
Тема: Александр Иванович Куприн (1870-1938). Сведения из биографии. Александр Иванович Куприн – знаменитый писатель, классик русской литературы, наиболее значительными произведениями которого явл...