Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_6_klass.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Владимирской области
НОУ «Православная гимназия преп. Серафима Саровского» г. Вязники
ПРИНЯТО решением педагогического совета от ___ _________2014 года Протокол № ___ | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора __________________ от___ ________20 14 года Приказ № _____ |
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
(указать предмет, курс, модуль)
Учитель Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2011.__________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в I четверти - 9
Количество часов во II четверти - 7
Количество часов в III четверти - 10
Количество часов в IV четверти - 8
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: методическое пособие/Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- общие правила построения изображения головы человека;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать техники коллажа, обладать первичными навыками лепки:
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов: пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы:
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти:
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
- Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение. 2007.
- Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского /авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков /авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
Дополнительные пособия для учащихся:
- Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.
- Платонова, Н. И. Энциклопедический словарь юного художника / Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Учебно-тематический план 6 кл.
№п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | Изобразительное искусство и семь пластических искусств | 1 |
Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | ||
Линия и ее выразительные возможности | 1 | ||
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | ||
Цвет. Основы цветоведения | 1 | ||
Цвет в произведениях живописи | 1 | ||
Объемные изображения в скульптуре | 1 | ||
Основы языка изображения | 1 | ||
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 |
Изображение предметного мира - натюрморт | 1 | ||
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | ||
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива | 1 | ||
Освещение. Свет и тень | 1 | ||
Натюрморт в графике | 1 | ||
Цвет в натюрморте | 1 | ||
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | 1 | ||
3 | «Вглядываясь в человека. Портрет» | Образ человека - главная тема искусства | 1 |
Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | ||
Изображение головы человека в пространстве | 1 | ||
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека | 1 | ||
Портрет в скульптуре | 1 | ||
Сатирические образы человека | 1 | ||
Образные возможности освещения в портрете | 1 | ||
Портрет в живописи | 1 | ||
Роль цвета в портрете | 1 | ||
Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | ||
4 | «Человека и пространство в изобразительном искусстве» | Жанры в изобразительном искусстве | 1 |
Изображение пространства | 1 | ||
Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | ||
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | ||
Пейзаж-настроение. Природа и художник | 1 | ||
Городской пейзаж | 1 | ||
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 |
Средства обучения
1. Печатные пособия.
- Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства: 30 портретов русских и зарубежных художников: в 2 ч. - М.: Дрофа, 2006.
- Искусство. Цветоведение: учебный альбом из 18 листов. - М.: Спектр, 2007.
2. Информационно-коммуникационные средства.
- Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
- Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).
- Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал (СD).
- Что такое искусство (СD).
- Великий Эрмитаж (СD).
3. Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD.
Календарно-тематическое планирование 6 класс.
№ урока | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся. Художественно-творческое задание | Форма и виды контроля | Оборудование и материалы. ЭОР | Дата проведения | ||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||
Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека» 1 четверть. Тема «Виды изобразительного искусства и основы образного языка » (9 часов) | |||||||||
1 | Изобразительное искусство в семье пластиче-ских искусств | Виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. | . Объяснять, роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему | Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение | Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура | Сгрупируйте предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических искусств) | Мультимедийная презентация. | |
2 | Художественные материалы | Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественный материал и художественный изобразительный язык. Художественный материал и художественные техники. Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения. Графические материалы и их особенности. Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника. | Иметь представления и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. | Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. | Называть и давать характеристику основным графическим и живописным материалам. | Устный опрос. Практическая работа. | Заготовочный материал. Мультимедийная презентация. | ||
3 | Рисунок - основа изобразительного творчества | Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности. Значение особенности художественного материала в создании художественного образа. Основные скульптурные, художественные, графические материалы и их особенности. | Иметь представление о различных художественных материалах. Приобретать навыки работы различными материалами. Развивать композиционные навыки | Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества. Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы. | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Овладевать навыками рисунка с натуры. Овладение навыками работы графическими материалами. | Зарисовки с натуры отдельных веточек или растений (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) Материалы: карандаш, уголь, фломастер | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | Мультимедийная презентация. | |
4 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова. | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. |
| Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. | Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация. | |
5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой | Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики. | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. | Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | Просмотр и анализ работ | Мультимедийная презентация. | ||
6 | Цвет. Основы цветоведения. | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов. | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов. | Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация. | |||
7 | Цвет в произведениях живописи. | Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря». | активно воспринимать произведения станковой живописи. | передавать эмоциональное состояние средствами живописи; | Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; | Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д. | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет» | Мультимедийная презентация | |
8 | Объемные изображения в скульптуре. | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова. | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Выполнение объемных изображений животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | |||
9 | Основы языка изображения (обобщение темы). | Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. | Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства. | Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. | Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина. | Подведение итогов викторины | Заготовочный материал. | ||
2 четверть. Тема «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов) | |||||||||
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения. | Характеризовать смысл художественного образа реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. | Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. . | Понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства? | Фронтальный опрос | Мультимедийная презентация | |
11 | Изображение предметного мира – натюрморт. | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции. | Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | ||
12 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Изображать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. | Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | |
13 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости. | Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры. | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. | Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | ||
14 | Освещение. Свет и тень. | Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. | Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Заготовочный материал | ||
15 | Натюрморт в графике. | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского. | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. | Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики. | Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне. | Просморт и анализ работ | Мультимедийная презентация | ||
16 | Цвет в натюрморте | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра. | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. д. | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества | Заготовочный материал | |||
17 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна. | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие | Фронтальный опрос. (устно) | Мультимедийная презентация | |||
3 четверть. Тема «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 часов) | |||||||||
18 | Образ человека - главная тема искусства. | Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин. | Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр. | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдаю-щихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | ||
19 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека. | Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. | Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. | Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | |
20 | Изображение головы человека в пространстве. | Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности черт лица. | Индивидуальные особенности человека. | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дю- рер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры. | Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | |||
21-22 | Портрет в скульптуре. | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека. | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | |||
23-24 | Графический портретный рисунок. | Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение в графическом портрете. материалов. | Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты. | Приобретать интерес к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох. | Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение | Просморт, анализ и оценка работ | Мультимедийная презентация | ||
25 | Сатирические образы человека. | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского. | Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа. | Получить представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мультимедийная презентация | ||
26 | Образные возможности освещения в портрете. | Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. | Уметь применять полученные знания при работе с натуры | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. | Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. | Просморт, анализ и оценка работ | Мультимедийная презентация | ||
27 | Роль цвета в портрете. | Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура. | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.) | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?» Просмотр и анализ работ | Мультимедийная презентация | |||
28 | Великие портретисты прошлого. | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения» | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Презентация проектов.Анализ и оценка результатов проектной деятельности | Мультимедийная презентация | |||
4 четверть. Тема «Человек и пространство. Пейзаж» (7 часов) | |||||||||
29 | Жанры в изобразительном искусстве. | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. | Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства | Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. | Знать жанры изобразительного искусства. | Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина. | Сгруппировать предложенный произведения по жанрам | Мультимедийная презентация | |
30 | Изображение пространства. | Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. | Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. | Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. | Формирование новых знаний | Тест | Мультимедийная презентация | ||
31 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день». | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе. работ | Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета. | Соотнести репродукции произведенийразных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Просмотр, анализ и оценка | Мультимедийная презентация | |||
32 | Пейзаж – большой мир. | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. | Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан) Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись. | Мультимедийная презентация | ||||
33 | Пейзаж настроения. Природа и художник | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. Юона. | Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению | Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот-много музыки»?». Просмотр, анализ и оценка работ | Мультимедийная презентация | |||
34 | Городской пейзаж. | Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Выразительность графических образов мастеров. Печатная графика. | Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве. | Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне. | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества | Мультимедийная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...