Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 9 классе (Т.Я. Шпикалова)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Данный материал содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планорование уроков изобразительного искусства в 9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» 4 издание, Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы программы: Т. Я. Шпикалова, Л. В.Ершова, Г. А. Поровская. Программа «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному плану.
По учебному плану школы на изучение изобразительного искусства в 9 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с рекомендациями авторов программы углублено изучение тем блоков: «Умозрение в красках», «Искусство Палеха», «Опера и балет на рубеже 19 – 20 веков», «Карнавальное начала в искусстве», «Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга», «Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России».
Таким образом, тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе предусматривает следующее количество часов на изучение тем блоков:
Православный храм как синтез искусств. | 4 часа | Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей. | 9 часов | |
«Умозрение в красках». | 3 часа | - «Поэзия садов». | 1 час | |
- Иконописные школы России. | 1 час | - Декор из металла в садово-парковом ансамбле. | 2 час | |
- Интерьер храма и его внутреннее убранство. | 2 часа | - Парковая скульптура и ее особенности. | 2 часа | |
Искусство Палеха. | 4 часа | - Прогулка по парку. | 1 час | |
- История возникновения палехской лаковой миниатюры. | 1 час | - Праздник в парке. | 2 часа | |
- Изображение героев былинного эпоса. | 1 час | - Приглашение на музыкальный вечер в твоем исполнении. | 1 час | |
- Палехские мотивы в твоей композиции. | 2 часа | Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России. | 6 часов | |
Опера и балет на рубеже 19 – 20 веков. | 5 часов | - Фестиваль искусств – праздник и встреча с художественными традициями народов России. | 1 час | |
- Синтез искусств в театральных постановках. | 1 час | - Кукольное представление как традиция народного праздника. | 2 часа | |
- Художник в работе над художественным образом. | 2 часа | - Фестиваль искусств народов России в твоей школе. | 1 час | |
- Твой сценический костюм к опере «Золотой петушок» | 2 часа | - Памятные подарки для фестиваля искусств. | 1 час | |
Карнавальное начало в искусстве. | 3 часа | - Искусство оформления массовых празднеств. | 1 час | |
- Традиции карнавалов народов мира. | 1 час | |||
- Твоя маска для карнавала. | 2 часа | Итого: 34 часа. |
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (9 КЛАСС)
Тема года: Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия.
№ | № | Раздел. Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Информационно-методическое обеспечение | Дата |
Православный храм как синтез искусств - 4 часа. | ||||||||
1-2 | 1-2 | «Дорога к храму». | Уроки живописи. | Духовный лик России и философское осмысление бытия в пейзажной живописи 19 века | Формирование понимания места и значения художественного наследия России в мировом культурном процессе; углубление представлений о духовном начале искусства. | Этюд пейзажа с храмом по памяти или по представлению. Передача пространства средствами воздушной и линейной перспективы. | Живопись – И.Левитан «Вечерний звон» «Тихая обитель», Н.Рерих. Серия этюдов, посвященных архитектуре Великого Новгорода. | |
3-4 | 3-4 | Русское храмовое зодчество как воплощение духовных идеалов общества. | Уроки декоративного творчества. | Храм как синтез искусств. Виды культовой архитектуры в России. | Углубление представлений учащихся о духовном начале искусства на примере православного храмового зодчества; ознакомление с региональными особенностями архитектуры соборов и церквей на территории России. | Выполнение декоративных панно «Русь соборная», «Звоны России», «Золотое кольцо России». Техника аппликации. | Архитектура – храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор в Московском Кремле,Исаакиевский собор, Храм Спаса на Крови, храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного в Москве и др. | |
«Умозрение в красках» - 3 часа. | ||||||||
5 | 1 | Иконописные школы России. | Урок-беседа. | Образы и сюжеты древнерусской живописи. | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное, бережного отношения к культурному наследию. | Подготовка сообщений о древнерусских иконописцах. | Живопись – портреты священнослужителей работы художников И.Репина, П.Корина, М.Нестерова; литература – Е.Трубецкой «Три очерка о русской иконе». | |
6-7 | 2-3 | Интерьер храма и его внутреннее убранство. Иконостас. | Уроки графики. | Интерьер храма и его внутреннее убранство. | Углубление представлений о духовном начале искусства на примере иконописи России, обогащение опыта художественно-творческой деятельности учащихся. | Зарисовки схемы древнерусского иконостаса. | Иконопись – икона «Богоматерь Владимирская», фрески и иконопись локальных школ России, работы Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия, Н.Гурьева, Г.Никитина, С.Ушакова. | |
Искусство Палеха - 4 часа. | ||||||||
8 | 1 | История возникновения палехской лаковой миниатюры. | Урок графики. | Традиции русской иконописи как основа стилистики изображения в палехской миниатюре. | Формирование знаний учащихся об истории возникновения палехской лаковой миниатюры, развитие образного представления. | Копирование элементов изображения пейзажа в палехских композициях. | Таблицы из книги Н.Зиновьева «Стилистические традиции искусства Палеха». | |
9 | 2 | Изображение героев былинного эпоса в палехской миниатюре. | Урок графики. | Искусство Палеха – высочайшая культура поэтики народной жизни и народного духовного начала. | Передача условности пространственных отношений с эпическим строем миниатюры как отражение иконописной традиции изображения людей. | Копирование фигур людей в палехских композициях. | Таблицы из книги Н.Зиновьева «Стилистические традиции искусства Палеха». | |
10-11 | 3-4 | Палехские мотивы в твоей композиции. | Уроки живописи. | Палехские мотивы в твоей композиции | Формирование представлений о соответствии условно-символического языка палехской живописи песенным мотивам и сказочным сюжетам. | Выполнение иллюстрации к русской былине, сказке в манере палехской лаковой миниатюры. | Живопись – И.Голиков «Курган», «Битва», «Тройка», А.Котухин «Сказка о царе Салтане», Н.Зиновьев «Конек-Горбунок», П.Баженов «Василиса Прекрасная». | |
Опера и балет на рубеже 19-20 вв. – яркое проявление взаимосвязи национальных традиций и художественного новаторства в русском искусстве - 5 часов. | ||||||||
12 | 1 | Синтез искусств в театральных постановках. | Урок-беседа. | Русские сезоны в Париже – триумф русской культуры в Европе. | Формирование представлений учащихся о триумфе русской культуры в Европе – Русские сезоны в Париже. | Сообщения о художественном театре Русских сезонов в Париже. | Музыка – П.Чайковский «Спящая красавица», И.Стравинский «Петрушка», Н.Римский- Корсаков « Золотой петушок». | |
13-14 | 2-3 | Художник в работе над художественным образом спектакля. | Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. | Условность декоративно-театральной живописи. | Активизация творчества учащихся по созданию эскиза и макета декораций к опере с использованием элементов художественного конструирования. | Разработка проекта декораций к опере «Золотой петушок». Выполнение декорации в объеме-макете. | Музыка – Н.Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок». Живопись – И.Билибин, Н.Гончарова. Эскизы декораций к опере «Золотой петушок». | |
15-16 | 4-5 | Твой эскиз сценического костюма к опере «Золотой петушок». | Уроки графики. | Особенности сценического костюма в опере Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок». | Формирование умения придерживаться в работе единства формы и декора, ритма цветовых пятен и элементов; навыков создания единого художественного образа. | Творческие эскизы театральных костюмов к опере «Золотой петушок». | Графика – П.Пикассо. Эскиз костюма китайца к балету «Парад»; живопись – Э.Дега «Балерины», З.Серебрякова «Снежинки», В.Лебедев «Спящая красавица». | |
Карнавальное начало в искусстве - 3 часа. | ||||||||
17 | 1 | Традиции карнавалов народов мира. | Урок декоративного творчества. | Карнавал – синтез искусств. | Формирование знаний о традициях ряжения и раскрепощения, игры в европейском карнавале и народном традиционном обрядовом празднике. | Разработка эскиза карнавального костюма. | Живопись – П.Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», Н.Сапунов «Ряженые», «Ночное празднество», Т.Назаренко «Карнавал». | |
18-19 | 2-3 | Твоя маска для маскарада. | Уроки художественного конструирования. | Карнавальная маскарадная маска. | Знакомство учащихся с личиной - маской в ритуальном и обрядовом действе народов мира; развитие умения работать в различных техниках и материалах, проявляя творческую активность. | Выполнение маски и элементов карнавального костюма. Приемы работы в технике бумажной графики. | Живопись – П.Гаварни «Маски и лица», П.Сезанн «Пьеро и Арлекин», К.Сомов «Арлекин и дама», «Пьеро и дама», Ю.Судейкин «Венецианские куклы»,А.Дерен «Арлекин с гитарой». | |
Дворцовые архитектурно-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей - 9 часов. | ||||||||
20 | 1 | «Поэзия садов». | Урок графики или живописи. | Синтез архитектуры и среды в садово-парковом искусстве. | Формирование представлений о видах и стилях парков 18-19 вв. в Европе и России, о единстве природы, ландшафтной архитектуры и скульптуры в русских садово-парковых ансамблях 18-19 вв. | Зарисовки по памяти, представлению, описанию уголка парка или сада. | Графика – французская миниатюра «Сад природы 15 в.», гравюра 17 в. «Голландский сад», Ф.Зубов «Летний сад», А.Васнецов «Сад князя Жемчужного» и др. | |
21-22 | 2-3 | Декор из металла в садово-парковом ансамбле. | Уроки декоративного творчества. | Художественный металл в архитектуре. | Формирование знаний о стилях орнаментов в декоре памятников архитектуры; знакомство с разнообразием изделий из литого и кованого металла в ландшафтной архитектуре парков. | Повтор элементов орнаментов разных стилей (классика, ампир, модерн). Выполнение эскиза одного элемента (ограды). | Архитектура – Летний сад, Петергоф, ансамбль Царицыно: «Арка с шипами», «Виноградные ворота», «Хлебные ворота»; металлические ограды Михайловского дворца и др. | |
23-24 | 4-5 | Парковая скульптура и ее особенности. | Уроки лепки. | Скульптура Летнего сада. | Знакомство учащихся с мифологическими героями и аллегориями явлений природы – основными темами в парковой скульптуре 18-19 вв.; закрепление знаний о пропорции фигуры человека в классической скульптуре. | Выполнение эскиза аллегорической парковой скульптуры. Передача пропорций, характера движения фигуры. | Архитектура – Летний сад, Петергоф: Большой Екатерининский дворец, фонтан «Данаида»; Петровский дворец с парком в Москве; Павловск: Большой дворец. Парковый фасад и др. | |
25 | 6 | Прогулка по парку. | Урок графики. | Парк как одна из форм массового художественного досуга. | Закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе при изображении глубины и многопланового пространства парка, передача лирического настроения в графической композиции. | Графическая композиция парка с включением элементов ландшафтной архитектуры и скульптуры. | Графика – Ф.Зубов «Екатерингоф», «Зимний сад в Московском манеже»; живопись – А.Бенуа «Прогулка короля», В.Борисов- Мусатов «В парке», И.Бродский «Летний сад». | |
26-27 | 7-8 | Праздник в парке. | Уроки живописи. | Русские традиции гуляний в садах и парках. Аттракционы и концерты в парке. | Формирование представлений о русских традициях гуляний в садах и парках, о передаче колорита народного праздничного гулянья. | Выполнение многофигурной композиции «Праздник в парке». | Живопись – А.Ватто «Общество в парке», К.Сомов «На катке», С.Судейкин «Гулянье», «Карусель». | |
28 | 9 | Приглашение на музыкальный вечер в твоем исполнении. | Урок графики. | Стили шрифта. | Формирование представлений о стилевом единстве графики шрифта и декора в приглашении; отражение стиля музыки в графической композиции. | Разработка эскиза приглашения на музыкальный вечер. | Живопись – А.Ватто «Общество в парке», К.Сомов «На катке», С.Судейкин «Гулянье», «Карусель», Н.Сапунов «Ночное празднество», Н.Милоти «Вечерний праздник». | |
Фестиваль народного искусства как праздник многонациональной культуры России - 6 часов. | ||||||||
29 | 1 | Фестиваль искусств – праздник и встреча с художественными традициями народов России. | Урок-беседа. | История фестивального движения. Фестиваль народной культуры России. | Знакомство учащихся с историей фестивального движения, с видами фестивалей, с организацией работы фестиваля. | Подготовка сообщений о фестивальном движении в России. | Фото костюмов народов разных национальностей, плакаты, реклама, пригласительные билеты различных фестивалей. | |
30-31 | 2-3 | Кукольное представление как традиция народного праздника. | Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. | Типы кукольных театров и виды театральной куклы. | Формирование знаний о традициях народного праздника – кукольном представлении, об особенностях тростевой куклы. | Выполнение театральных тростевых кукол в народных костюмах разных регионов России. | Фото костюмов народов разных национальностей; музыка – записи выступлений фольклорных ансамблей разных регионов России; устное народное творчество: потешки, прибаутки. | |
32 | 4 | Фестиваль искусств народов России в твоей школе. | Урок декоративного творчества. | Фестиваль искусств народов России | Развитие умений учащихся обобщать формы и стилизовать изображение с учетом изобразительного материала и назначения изделия. | Выполнение эскиза национального костюма разных регионов России для куклы. | Фотоматериалы: русский народные костюмы разных регионов России; записи выступлений фольклорных ансамблей разных регионов России. | |
33 | 5 | Памятные подарки для фестиваля искусств народов России. | Урок декоративного творчества. | Декоративно-прикладное искусство народов разных регионов России. | Углубление и обобщение знаний о декоративно-прикладном искусстве народов России. | Выполнение эскизов изделий школ народных мастеров разных регионов России. | Фотоматериалы из музейных коллекций: изделия школ народных мастеров разных регионов России. | |
34 | 6 | Искусство оформления массовых празднеств. | Урок графики с элементами графического дизайна. | Символика фестиваля народной культуры. | Знакомство учащихся с видами печатной продукции, сопутствующей работе фестиваля: программой, афишей, приглашением; единство стиля в оформлении графической продукции: шрифт, декор, цвет. | Выполнение эмблемы фестиваля искусств народов России. | Мультимедийные технологии: видеофильмы, отражающие специфику и разнообразие декора национального костюма народов России, музыкального и устного народного творчества. | |
ИТОГО: 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания. 7 класс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Программа: А.И. Кравченко, И.С. Хромова. Обществознание. Программа курса для 5-7 классов Общеобразовательных учреждений, Москва «Русское слово» 2006 г.Учебник: Кра...
Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе по учебнику "Английский язык нового тысячелетия".
Данное планирование составлено таким образом, что темы уроков совпадают с учебными записями в школьном журнале....
Календарно-тематическое планирование уроков СБО 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков по СБО в 5 классе...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...