Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 8 классе (Т.Я. Шпикалова).
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе, которое составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» 4 издание, Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы программы: Т. Я. Шпикалова, Л. В.Ершова, Г. А. Поровская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» 4 издание, Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы программы: Т. Я. Шпикалова, Л. В.Ершова, Г. А. Поровская. Программа «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному плану.
По учебному плану школы на изучение изобразительного искусства в 8 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с рекомендациями авторов программы углублено изучение тем блоков: «Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве», «Реалистический и мифологический образ человека в искусстве», «Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края», «Авангардное искусство».
Таким образом, тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе предусматривает следующее количество часов на изучение тем блоков:
Исторические события в зеркале искусства. | 3 часа | Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края. | 6 часов | |
Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве. | 5 часов | - Архитектура старинных русских городов. | 1 час | |
- Свадебный наряд невесты. | 1 час | - Любимые места твоего города, села. | 2 часа | |
- Красота свадебного действа и его оформления. | 2 часа | - Монументальный историзм. | 1 час | |
- Свадебный подарок. | 2 часа | - Твой плакат на тему охраны памятников культуры. | 2 часа | |
Реалистический и мифологический образ человека в искусстве. | 8 часов | Авангардное искусство. | 9 часов | |
- Портрет и автопортрет. | 2 часа | - Основные направления в искусстве начала 20 века. | 2 часа | |
- Твой автопортрет в историческом костюме. | 1 час | - Натюрморт в стиле кубизма. | 1 час | |
- Образ человека в классической скульптуре. | 1 час | - Русский авангард: агитационный фарфор. | 2 часа | |
- Изображение человека в аллегорической композиции. | 2 часа | - Абстрактная композиция в живописи. | 2 часа | |
- Кукла-оберег. | 2 часа | - Экспрессия образа в современной пластике. | 2 часа | |
Старинные книги – памятник духовной и материальной культуры народов мира. | 3 часа | Итого: 34 часа. |
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (8 КЛАСС)
Тема года: Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох.
№ | № | Раздел. Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Информационно-методическое обеспечение | Дата |
Исторические события в зеркале искусства – 3 часа. | ||||||||
1 | 1 | Историческая тема в произведениях искусства. | Урок - беседа. | Исторический жанр в искусстве. | Формирование знаний об истории народа в человеческих типах, характерах и коллизиях в картинах европейских художников. | Сообщения о произведениях исторического жанра разных эпох. | Живопись – М. Ломоносов «Полтавский бой», К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Утро стрелецкой казни». | |
2-3 | 2-3 | Исторический сюжет в твоей композиции | Уроки изобразительного творчества. | Сообщения учащихся о произведениях исторического жанра разных эпох. | Отражение красоты и величавости русского былинно-сказочного эпоса в произведениях отечественных художников. | Работа над исполнением композиции на исторические темы: «Царь», «Семья крестьянина». | В. Суриков «Боярыня Морозова», В.Васнецов «Царь Иван Грозный», «Богатыри», «Витязь на распутье», А.Бубнов «Утро на Куликовом поле». | |
Человек и круг его жизни в народной культуре и искусстве - 5 часов. | ||||||||
4 | 1 | Свадебный наряд невесты. | Урок графики. | Семейно-обрядовые традиции в русской культуре и искусстве. | Формирование знаний о свадебном обряде в народной культуре России; знакомство со свадебным костюмом и его символикой. | Зарисовки по описанию и представлению свадебных костюмов, праздничной одежды. | Живопись – П. Брейгель Старший «Крестьянская свадьба», А.Руссо «Свадьба», В.Пукирев «Неравный брак», Ф.Журавлев «Перед венцом». | |
5-6 | 2-3 | Красота свадебного действа и его оформления. | Уроки графики. | Семейно-обрядовые традиции в русской культуре и искусстве. | Закрепление знаний о русской свадьбе как синтезе различных видов искусства, свадебных обрядах в народной культуре России и его драматургии. | Выполнение по описанию и представлению фигур участников свадебного обряда. Составление коллективного панно «На свадьбе». | Материалы музейных коллекций свадебных костюмов; живопись- Д.Тенирс «Крестьянская свадьба», М.Шибанов «Празднество свадебного сговора», Ф.Журавлев «Перед венцом», Е.Честняков «Крестьянская свадьба». | |
7-8 | 4-5 | Свадебный подарок. | Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. | Традиции одаривания в свадебном обряде. | Знакомство с традициями одаривания в свадебном обряде, с видами подарков, с символикой декора на свадебных подарках. | Разработка проекта свадебного подарка жениха невесте (шкатулка для украшений). Выполнение изделия в материале. | Образцы из коллекций художественных, краеведческих музеев, фотоматериалы. М.Шибанов «Празднество свадебного сговора», Ф.Журавлев «Перед венцом», Е.Честняков «Крестьянская свадьба». | |
Реалистический и мифологический образ человека в искусстве - 8 часов. | ||||||||
9-10 | 1-2 | Портрет и автопортрет. | Уроки графики. | Основные этапы становления и развития жанра портрета. | Ознакомление учащихся с видами портретов; работа над сохранением индивидуальных черт и сходства, над одеждой и атрибутами портретируемых. | Композиционные схемы портрета. Зарисовки элементов исторических костюмов разных эпох. | Материалы музейных коллекций исторических костюмов; Леонардо да Винчи «Автопортрет»,В.Серов «Портрет Шаляпина», Рембрандт «портрет матери» и др. | |
11 | 3 | Твой автопортрет в историческом костюме. | Уроки живописи. | Печать времени в исторических портретах. | Обобщение знаний учащихся о своеобразии одежды 17-19 веков; формирование понятия стиля исторического костюма. | Поиск средств выразительности композиции и передачи внутреннего мира в образе портретируемого. | А.Ван Дейк «Портрет короля Карла 1», Г.Риго «Портрет Людовика 14», Д.Левицкий «Портрет Демидова»,Ф.Гойя «Портрет семьи короля Карла 4». | |
12 | 4 | Образ человека в классической скульптуре. | Урок-беседа. | Образ человека в классической скульптуре. | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. | Подготовка сообщений о творчестве скульпторов Ф.Шубина, В.Мухиной, Э.Фальконе и др. | Скульптура – древнегреческие статуи Аполлона, Артемиды, статуи Донателло, Микеланджело, А.Кановы, Ж.Гудона, М.Антакольского и др. | |
13-14 | 5-6 | Изображение человека в аллегорической композиции. | Уроки лепки. | Человеческое обличье в образах античных богов, олицетворяющих войну, любовь, искусство, флору в классической скульптуре. | Формирование представлений об аллегорической символике атрибутов в скульптуре, в живописных и графических произведениях; об особенностях мелкой пластики. | Выполнение скульптурного портрета времени года. Единство формы и декора в декоративной скульптуре. | Живопись – Джотто «Зависть», «Мудрость», Ф.Гойя «Колосс», Тициан «Флора», Н.Пуссен «Царство Флоры», А.Матвеев «Аллегория живописи»; образы-символы в глиняной игрушке, мелкая пластика (фарфор). | |
15-16 | 7-8 | Кукла-оберег. | Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. | Куклы-обереги в народном и декоративно-прикладном творчестве. | Формирование знаний о символике антропоморфных фигур в народном искусстве, о защитных и эстетических функциях куклы-оберега. | Выполнение куклы-оберега как рождественского подарка. | Народное и декоративно-прикладное искусство - образы-символы в глиняной игрушке, серия фигур в национальной одежде народов России. | |
Старинные книги – памятник духовной и материальной культуры народов мира – 3 часа. | ||||||||
17 | 1 | Искусство книги. | Урок графики. | Первые рукописные книги Древней Руси. Украшение крышек кодексов и рукописей. | Знакомство учащихся с единством знаков, слов и декора в оформлении старинных книг; формирование знаний о своеобразии рукописного шрифта в древнерусских книгах. | Эскиз буквицы и концовки как вариации на тему старославянской вязи. | Графика – образцы древнерусского устава 11 в., образцы круглой и угловой вязи, страницы из «Букваря» Кариона Истомина, И.Архипов. Буквицы и заставки в книге «Добрыня Никитич». | |
18-19 | 2-3 | Старинные книги в твоем натюрморте. | Уроки живописи. | Книги в произведениях художников прошлого и настоящего времени. | Формирование представлений учащихся об изображении книг в натюрморте и портрете как символе времени и мудрости, о передаче образа времени в натюрморте со старинными книгами через их декор, предметы быта. | Предварительные зарисовки с натуры отдельных книг и стопы книг. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». | Живопись – неизвестный художник 19 в. «Натюрморт со старинными книгами», П.Богомолов «Книги», И.Кучма «Фолианты»; фотографии старинных книг. | |
Архитектура и скульптура как каменная летопись страны и родного края - 6 часов. | ||||||||
20 | 1 | Архитектура старинных русских городов. | Урок графики. | Архитектурные стили в русском зодчестве 17-19 веков. | Формирование знаний о стилевом разнообразии архитектуры старого города; знакомство с планами старинных русских городов. | Зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек старинных русских городов. | Архитектура – памятники архитектуры городов Золотого кольца, историческое ядро Москвы, Новгорода, Пскова и т.д. | |
21-22 | 2-3 | Любимые места твоего города, села. | Уроки графики. | Стилистические особенности архитектуры родного края (города, села). | Ознакомление учащихся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре; формирование навыков построения фронтальной композиции здания. | Сохранение пропорций в рисунке зданий. Выполнение композиции «Мой город». | Графика – Н.Кузьмин «Московская улица»; живопись – В.Дементьев «Облачный день. Московский дворик», Л.Мурниек «Мой город Рига», Т.Насипова «Станция метро Сокол». | |
23 | 4 | Монументальный историзм. | Урок графики. | Статуарная скульптура в памятниках. Мемориальные памятники родного края. | Знакомство учащихся с ансамблями мемориальных композиций, включающих архитектурные объемы и скульптуру. | Зарисовки по памяти скульптурных памятников родного города (фронтальное изображение монументальной скульптуры). | Скульптура – Ф.Рюд «Марсельеза», И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому ,В.Мухина «Рабочий и колхозница», Н.Микешин «Тысячелетие России». | |
24-25 | 5-6 | Твой плакат на тему охраны памятников культуры. | Уроки графики. | Искусство плаката как произведения графики. Содержание плаката, нацеленного на сохранение культурных памятников Отечества. | Раскрытие специфических художественных выразительных средств в искусстве плаката, формирование у детей творческой активности. | Разработка композиции плаката «Сохраним исторические памятники страны (родного края, города, села). | Фотографии городов Золотого кольца, Москвы, Санкт-Петербурга и др. | |
Авангардное искусство - 9 часов. | ||||||||
26-27 | 1-2 | Основные направления в искусстве начала 20 века. | Урок-беседа. | Авангардное искусство 20 в. как отражение стремлений художников к открытию новых способов и средств отображения жизни. | Знакомство учащихся с основными направлениями в изобразительном искусстве 20 в. : кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, поп-арт, минимализм. | Изучение отдельных направлений в изобразительном искусстве (супрематизм, искусство граффити). | Произведения художников авангардного искусства 20 века. | |
28 | 3 | Натюрморт в стиле кубизма. | Урок графики. | Натюрморт в творчестве художников русского авангарда. | Знакомство с конструкцией и геометрическим обобщением формы предметов в творчестве художников-кубистов. | Зарисовки натюрморта со стеклянной посудой с натуры (резкая перспектива и жесткие границы света и тени). | Произведения художников-кубистов, натюрморты в стиле кубизм. | |
29-30 | 4-5 | Русский авангард: агитационный фарфор. | Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. | Тема русского авангарда в росписи фарфора (тарелок, сосудов, ваз, чашек). | Формирование представлений о современных мотивах в орнаментальных композициях бытовой утвари; о супрематизме как течении в искусстве русского авангарда. | Разработка проекта объекта (стакан под карандаши) по мотивам супрематизма. Выполнение изделия в материале. | Фотографии из музейных коллекций фарфоровой посуды и фарфоровых фигурок представителей новой, советской эпохи. | |
31-32 | 6-7 | Абстрактная композиция в живописи. | Уроки живописи. | Абстрактное искусство – беспредметное изображение. Художник-абстракционист В.Кандинский. | Формирование знаний об абстрактной композиции в живописи: эмоциональное звучание цвета и ритма цветовых пятен в абстрактной композиции. | Выполнение абстрактной композиции на темы «Весенняя песня», «Колыбельная», «Ритмы дискотеки». Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции. | Произведения художников-абстракционистов: Л.Попова «Живописная архитектоника», О.Розанова «Композиция», «Супрематизм (Беспредметная композиция)», А.Родяенко «Беспредметная композиция на желтом фоне», «Конструкция № 18», А.Шевченко «Натюрморт». Творчество художника-абстракциониста В.Кандинского. | |
33-34 | 8-9 | Экспрессия образа в современной пластике. | Уроки скульптуры. | Скульпторы-экспрессионисты. Основная цель – передача эмоционального состояния человека. | Формирование представлений учащихся о средствах выражения эмоций в скульптуре экспрессионистов: форма, жест и движение человека, об изменении пропорций человека как средстве выразительности языка скульптуры. | Изображение фигуры человека в различном эмоциональном состоянии: радость, печаль, агрессия, обида, мечтательность. Обобщение и утрирование формы человеческого тела. | Произведения скульпторов-экспрессионистов: О.Роден «Граждане Кале», «Мыслитель», А.Бурдель «Мать», «Победа», Э.Барлах «Милосердие», «Танцовщица» и др. | |
ИТОГО: 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания. 7 класс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Программа: А.И. Кравченко, И.С. Хромова. Обществознание. Программа курса для 5-7 классов Общеобразовательных учреждений, Москва «Русское слово» 2006 г.Учебник: Кра...
Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе по учебнику "Английский язык нового тысячелетия".
Данное планирование составлено таким образом, что темы уроков совпадают с учебными записями в школьном журнале....
Календарно-тематическое планирование уроков СБО 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков по СБО в 5 классе...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...