конспект урока "Твои книжки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе «Твои книжки».
Тип урока: Комбинированный урок.
Вид деятельности: (Конструирование, оформительская и изобразительная деятельность)
Задачи:
- Развитие у ребят умения видеть и ценить труд художников-иллюстраторов, создавших книги. Формирование у детей представление у детей о книге, как о величайшей драгоценности.
- Формирование творческого участия детей в создании эскизов книжек.
- Формировать навыки работы с ножницами и бумагой, знакомство детей с новыми словами: оформление, иллюстратор, буквица и др. Дать представление детям о творчестве И. Билибина, Ю. Васнецова и др. художников-иллюстраторов.
Задание:
Создание проекта книжки-раскладушки к детской сказке “Колобок”, оформление обложки, создание иллюстраций
Материалы: бумага, ножницы, любые художественные материалы, фломастеры.
Зрительный ряд: пособия, выполненные учителем, лучшие детские работы, обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), книжки-игрушки, детские книжки. <Рисунок4>
Содержание и ход урока:
- Организационный момент. Подготовка рабочего места.
- Сообщение темы урока. Беседа.
- Первые Книжки появляются в нашей жизни рано. Малыш делает всего лишь первые шаги в познавании мира, а родственники и близкие люди уже дарят ему первые книги. Эти книги особенные и сделаны из особого материала.
Вопрос: “Из чего же они сделаны?”
Дети отвечают правильно: “Из картона”.
Педагог задает ребятам новый вопрос: “А почему именно из картона?”
Звучат ответы детей.
- Говорите, что бы не порвали? Правильно, ребенок еще ни чего не понимает, и вид яркой нарядной обложки вызывает лишь одно желание потрепать ее, и попробовать на вкус. Но не только картон главное условие для такой книги. Книжки для малышей особенные.
Опять вопрос: “Какими еще должны быть детские книги?”
- Опять звучат ответы детей. Слышны разные прилагательные: красивые, яркие. Кто-то из детей замечает: “Простыми!”
- Правильно, простыми, то есть выразительные лаконичные образы и минимум текста - вот главное условие!
Учитель показывает ребятам несколько детских книг.
- Посмотрите, всего две страницы, а мы уже видим здесь бедную кошку, у которой сгорел дом. А обратите внимание на текст: его мало и напечатан он крупными буквами, что бы ребенку лучше было видно.
Сообщение новых знаний.
- Эти буквы в тексте называются шрифтом. (Учитель пишет слово на доске на доске) И шрифт, как и вся книга, бывает разным.
Но книга не всегда была такой. Первые книги делались из дерева, камня, позже папируса и совсем не похожи были на книги. На Руси книга всегда были величайшей драгоценностью. Их переписывали вручную и очень красиво украшали.
Вопрос: “Какая самая популярная книга была на Руси? Ее знали многие, а уж слышали о ней все жители государства”.
Дети радостно отвечают: “ Сказки!”
Педагог просит ребят подумать и напоминает, что сказки долгое время были устным творчеством.
Дети притихли. И, наконец, Сережа вспоминает: “Библия!”.
- Правильно Библия и Евангелие – это самые известные и любимые книги в народе, так как наши предки вели духовный образ жизни. И вот первая буква, с которой начинался текст, любовно называлась “Буквицей”. (Учитель пишет слово на доске). Буквица по-особому затейливо украшалась. Демонстрация ребятам детской азбуки. Педагог предлагает обратить внимание на причудливость орнамента.
- А теперь давайте поговорим о современной книге. Какая она?
Ребята узнают о том, что книга, как и человек, имеет свое лицо. Посмотришь иной раз на лицо человека и уже представляешь, какой он. По лицу книги – обложке – тоже можно узнать, о чем она. Если строга, сдержанна, сурова – не жди сказки, сказочных приключений. Если веселая, яркая, забавная – значит, такой будет и сама книга. К тому же обложка это еще и реклама книги. Детская книга, которая имеет строгую сдержанную обложку, вряд ли найдет себе хозяина.
А, глядя на эту обложку, можете догадаться, о чем будет книга? А эта? Смотрим картинки в книге. Некоторые из ребят, достаточно просвещенные, взбунтовались: это не картинки, а иллюстрации! (К сожалению, это бывает все реже и реже). Правильно, а художник, который работает над книгой, называется художником-иллюстратором!
(Учитель пишет это слово на доске).
- А представьте себе, если бы книга не имела иллюстраций? Вся она сплошной текст, глазу не на чем задержаться.
Ребята вовлечены в активный разговор. Вспоминают себя, когда они были совсем маленькими. Каждый из них испытал волшебное воздействие иллюстраций, только об этом никогда ни задумывался.
- Вспомните о книжках- игрушках. Открываешь ее, и целый сказочный мир встает перед вами!
Ребята опять тянут руки. Выясняется что эти детские книги до сих пор дороги их сердцам.
- А еще иллюстратор помогает нашему воображению представить тот или иной художественный образ. Художник, работая над книгой, отражает свое видение. К сожалению, иногда в магазине можно встретить книги-пустышки: яркая обложка, а внутри пустота, ни одной иллюстрации, а если они и есть, то настолько ужасные образы, способные скорее испугать малыша, нежели посеять доброе в его сердце. (Демонстрирование неудачных книг и детских работ).
- Теперь вы понимаете как трудно художнику?
Учитель продолжает разговор о книгах. В начале книжки есть заставка. На соседних страницах иллюстрация так и называется – разворот. В конце книги как заключительный аккорд – концовка. Обратить внимание детей на цветовое решение, на разницу в исполнении разных художников.
А вот эти книги ребята хотели сдать на макулатуру. Если бы они могли говорить, сколько бы ужасов рассказали о своей несчастной судьбе. Будьте к ним человечнее и добрее.
3. Физкульт минутка.
4. Практическая часть урока. Сегодня на уроке мы попробуем сделать книжку-раскладушку с яркой обложкой и забавными иллюстрациями. Забавными потому что наша книжка для самых маленьких и название ее “Колобок”. Давайте вспомним сюжет этой поучительной детской сказки. (Педагог читает ее вслух).
Фоном нашей будущей композиции будет служить простой лист.
- Складываем белый или цветной лист бумаги пополам в длину.
- Разрезаем.
- Делаем “гармошку” (в 3 классе все дети это умеют делать, но учителю лучше все это продемонстрировать).
Обратить внимание детей на то, что обложка является лицом книги и расположить ее удобнее всего с левой стороны.
- Важную роль в обложке играет шрифт. Какой выбрать размер шрифта и стиль обложки вы решите сами, но важно помнить, что очень маленькие буквы будут плохо видны, а роль текста здесь велика, ведь малыш впервые знакомиться с буквами. Создавать шрифт будете вы сами: из любой газеты вырезать любой шрифт, а наклеить его необходимо кверху ногами (называется “рыба”).
Не обязательно на каждой странице изображать нашего главного героя. Если не яркость цветового решения, то выразительность сказочных образов обязательна!
Итог урока подводит учитель. Необходимо отметить, что все работы интересны по-своему. В каждом проекте есть, что-то особое. Все ребята молодцы!
Педагог устраивает мини-выставку и выставляет оценки.
Выражает благодарность детям за ту радость, которую они подарили друг другу и педагогу своими работами.
5.За 2-3 минуты до конца урока сообщение домашнего задания: подобрать дома книги с обложками и иллюстрациями, отображающими разное настроение. Поговорить об этом с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная книжка
курсы повышения квалификации...
Мистические Мандалы. Книжка-раскраска.
Магия Мандалы. Раскраска. Mystical Mandala. Coloring Book.Автор: Alberta HbtchinsonМистические Мандалы. Книжка-раскраска.30 конструкций мандал. Плюс цветные примеры.Мандалы древняя форма ...
Книжки-малышки на английском языке.
Собрание сказок, рассказов на английском языке с диснеевскими рисунками. Книжки можно распечатать и собрать как книжки-малышки, используя инструкцию. Некоторые книжки можно не только читать, но и сами...
Книжки-малышки с грамматикой на английском языке.
Сборник сказок и рассказов на английском языке с диснеевскими иллюстрациями, которые можно самим раскрасить, и с заданиями по грамматике. Инструкция по изготовлению книжки-малышки прилагается....
ПЯТНАДЦАТЬ ПРИЧИН ЧИТАТЬ ДЕТСКИЕ КНИЖКИ, или как приучить маленького ребёнка любить книжки
Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать где угодно. Психологи считают: самый лучший способ приучить маленького ребенка любить книжки – это читать ему вслух. Читая вместе, взрослый и р...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Коммуникация» «Мои любимые книжки. Звук и буква «С» (в рамках проекта «По страницам книг писателя К.И.Чуковского»)
формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте через закрепление знаний о звуке и букве «С»....
В записную книжку учителю-логопеду (конспекты занятий)
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей,подготовительной групп, имеющими ОНР 3 уровня....