В записную книжку учителю-логопеду (конспекты занятий)
план-конспект урока на тему
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей,подготовительной групп, имеющими ОНР 3 уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadpis.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
В записную книжку учителю-логопеду (конспекты занятий)
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.
подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.
ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ЦЕЛЬ: Составлять рассказ по цепочке от первого лица.
ЗАДАЧИ: 1. Активизировать словарь детей и представления о содержании и пользе домашних животных.
2. Повторить глаголы, образованные от звукоподражаний.
Предикативный словарь: построили, заботятся, заготавливают, получают, чистят, моют, стригут, доят, лечат, поят, ухаживают, доить, берут, холят, оберегают, любят, пасутся, бегают, ходят, лежат, живут, едят, питаются, находятся, ржет, блеют, мычат, хрюкают, лает.
ОБОРУДОВАНИЕ: макет «Ферма».
ПРОВЕДЕНИЕ:
1. Ребята, вы когда-нибудь были на ферме? А что такое ферма?
Вот сегодня мы отправимся на ферму. Смотрите, вот она.
(Рассматривание макета).
2. Назовите домашних животных, которых вы видите. Вспомните,
какие звуки они издают, и назовите это действие.
Что делают животные на ферме? А чем занят сам хозяин-фермер? Для чего человек разводит домашних животных?
3. Давайте представим, что мы все фермеры.
Попробуем по цепочке рассказать, как мы заботимся о своих животных.
4. Каждый ребенок составляет свое предложение для
коллективного рассказа.
5. Итог занятия.
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.
подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.
ТЕМА: «ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: Учить составлять коллективный рассказ.
ЗАДАЧИ: 1.Закрепить знания детей об основных признаках зимы,
как и когда она наступает;
2.Расширять пассивный словарь словами: белоснежный, искристый, волшебная, замечательная, радостные, счастливые, фигуристы, лыжники, загарающие.
3. Усвоение категории предложного падежа с предлогом На.
Предполагаемый словарь: катаются, скользят, отдыхают, загорают, принимает (солнечные ванны), скатывается, наслаждаются, веселятся, хохочут, радуются; нахлобучила, насыпала, украсила, укутала, приукрасила, положила, посыпала, разбросала, покрыла, заледенела, искрится, сверкает, блестит.
ОБОРУДОВАНИЕ: макет «Зима» с сюжетом. Коллекция зайчат и лягушек. Игрушка снеговика.
ПРОВЕДЕНИЕ:
1. Ор. Момент
-Ребята, наш друг Снеговичок просит вас назвать зимние слова.
Логопед отдает игрушку в руки ребёнку, он называет слово, затем передает ее другому.
2. -Посмотрите на его подарок.(обращает внимание на макет)
-Какое здесь время года. Почему?
3 «Где это бывает?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.
Где лежит снег?
Где замерз лед?
Где катаются лягушата?
Где слепили снеговика?
Где катаются зайчата?
И т.д.
А теперь выберите себе понравившегося героя и расскажите, что он делает, что может сказать.
Я выбираю лягушку, которая слепила снеговичка. Послушайте, что я расскажу.
Я снежную бабу у дома слепил,
Три шара из снега я вместе сложил.
С обычных снежков мне пришлось
начинать,
Их долго-предолго по снегу катать. У бабы два глаза, и нос есть, и рот, Смотрите, весь в пуговках бабин
живот,
Вся шея обмотана красным шарфом, А шляпу пришлось заменить ей ведром.
Теперь замерзай, замерзай, замерзай, А время придет - помаленечку тай.
Ребята определяются с выбором и
рассказывают.
5. «Хлопни в ладоши». Я сейчас буду произносить предложение. Вы, как только услышите подходящие по смыслу слова, повторите их, хлопнув в ладоши.
Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.
Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.
6. Итог занятия.
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.
подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.
ТЕМА: «ЛЕТО»
ЦЕЛЬ: Учить составлять рассказ из личного опыта детей.
ЗАДАЧИ: 1. Активизировать знания детей для составления рассказа.
2. Расширять знания и словарь детей.
Словарь: загорают, отдыхают, проводят, развлекаются, играют, смеются, хохочут, веселятся, наслаждаются, радуются, двигаются, лежат, наблюдают, смотрят; палит, греет, светит, согревает, ласкает, касается, нагревает, печет, припекает.
ОБОРУДОВАНИЕ: Макет с сюжетом лета «Отдых слонов», монитор для демонстрации слайдов, магнитная доска с рисунком солнышка, полоски-лучики.
ПРОВЕДЕНИЕ:
- -Ребята, какое время года наступает после весны?
- Игра «Подбери слово». Дети называют слово и прикрепляют полоску-лучик к солнышку. Подбор прилагательных к слову лето: жаркое, теплое, знойное, дождливое, замечательное, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
- -Ребята, многие летом стараются выбраться, отправиться, уехать на природу, море, курорт, дети едут в лагеря. А куда вы ездите летом? Правильно, на турбазу. Там тоже очень здорово отдыхать! Правда?
4. Речевая подвижная игра «Лето». Импровизация движений в такт
стихотворению.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем летом мы играть:
Будем плавать и качаться,
Будем прыгать и кататься,
Будем бегать, загорать
И на пляже отдыхать.
- Посмотрите сюда.(Демонстрация слайдов: Индия- страна слонов) Это Индия. Жаркая страна, где живут самые большие миролюбие животные - слоны. А вот такие деревья называются пальмы. У нас они не растут. А эти слоны отдыхают на пляже (обратить внимание на макет). Давайте рассмотрим, что же они делают.
-Чем заняты вот эти друзья? Активизация словаря и называние действий. Подождите, подождите!
Давайте теперь придумаем веселый рассказ об отдыхе слонов на пляже. Дети по порядку озвучивают свой вариант ответа.
- Итог занятия.
Конспект логопедического лексико-грамматического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы, имеющими ОНР 3 уровня,
подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.
Цель: Активизация и расширение словаря по теме «Насекомые».
Задачи:1.Через загадки (новые) формировать образное мышление.
2. Узнавание и различение предлогов.
3.Активизация глагольного словаря.
4. Образование относительных прилагательных.
5. Согласование существительного и прилагательного.
6. Усвоение словаря и развитие фонематического слуха.
Оборудование: монитор, слайды, методика «Скрещивающиеся фигуры», наборы насекомых, рисунки с изображением гиперболизированных насекомых.
Проведение:
- Мы сегодня попадем в сказку. Её написал для детей писатель К.И.Чуковский. Послушайте загадку об этом произведении.
В этой книжке именины,
Много было тут гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Погубить хотел хозяйку,
И чуть-чуть не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то смелый отомстил.
Кто написал сказку о Мухе-Цокотухе? ( на мониторе идет небольшой отрывок из мультфильма)
2.- Кто же был приглашен в гости Мухой-Цокатухой?
Детям предлагается изображение нескольких наложенных друг на друга предметов(методика «Скрещивающиеся фигуры»). Отыскать в игрушках увиденные силуэты и поставить перед собой.
- Логопед загадывает загадки, у кого предмет-отгадка, тот и поднимает игрушку.
- Послушай загадку, подними отгадку. Скажи, какое это?
Называйте форму, цвет и другие особенности этого насекомого.
Называет словосочетание (прилагательное + существительное)
Я – пятнистая букашка.
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу.
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед
Большие глаза.
Кто ж она? (Стрекоза)
Может он в орех залезть,
А потом его и съесть.
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает. (Червяк)
- Веселье в разгаре. (фото на маниторе)
Пьет из чашечки жучок
Колокольчиковый сок.
Пьют веселые букашки
Сок пахучий из ромашки.
А нарядный мотылек
Земляничный любит сок.
Сока хватит всем в лесу!
Угощает шмель осу:
-Вот вам два стаканчика,
Сок из одуванчика.
- А если приготовить сок из яблок, как он будет называться?
Из груш - , слив - , малины -, крыжовника - , вишен - , и др.
Показ слайдов фруктов и ягод на мониторе.
5. Физминутка. Давайте проведем физминутку и расскажем стих о добрых, безобидных паучках.
Паучок. ( Екатерина Железнова)
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены: пальцы каждой
руки «бегут» по предплечью, а
затем по плечу другой руки.
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены
выполняем
стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/
коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами
прижаты
друг к другу, пальцы растопырены,
Паучок ползёт опять, качаем руками (солнышко светит)
А за ним ползут все детки, Действия аналогичны
первоначальным
Чтобы погулять на ветке. «Паучки» ползают на голове.
6.«Исправь ошибку» Усвоение словаря и развитие фонематического слуха.
Рядом с колокольчиком ОГРОМНЫЙ жучок. Возле пня ДЛИННЮЩИЙ червячок. В траве КРУПНЫЙ тараканчик. Около цветка ГРОМАДНЫЙ комарик. Возле муравейника БОЛЬШУЩИЙ муравьишка. На стебельке КРУПНАЯ мошка. Под кустом ЗДОРОВЕННАЯ стрекозка.
7. Имаготерапия. - Представьте себя каким-нибудь насекомым и «превратитесь» в него. А ведущий постарается назвать правильно задуманного насекомого.
8. Итог занятия.
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.
подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.
ТЕМА: «ПРАЗДНИК - НОВЫЙ ГОД»
ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык составления коллективного рассказа из личного опыта.
ЗАДАЧИ: 1.Повторить особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходят Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети наряжаются, надевают костюмы)
2.Обогащать словарь словами: искрятся, сверкают, блестят, конфетти, празднование, счастье, радость, веселье, разноцветие. Используемый словарь: ждали, готовились, встречают, провожают, нарядили, украшали, покупали, устанавливали, придумывали, праздновали, радовались, заботились, смеялись, улыбались, благодарили.
3. Учить составлять предложение по двум опорным словам.
4. Развитие фонематического слуха, образного мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: Искусственная елка с мелкими игрушками, конфетти и другие атрибуты для украшения, макет с сюжетом праздника «Новый год».
ПРОВЕДЕНИЕ:
1. -Ребята, какой праздник бывает зимой? Вам нравится этот
праздник? А кто приходит на праздник?
2. Давайте сегодня, устроим новогодний праздник для
пингвинчиков.
Расставление на макете елки, напевая песенку. Изящная и стройная,
Стоит красотка-елочка. Чем мы ее украсим?
Как с елочкой нам быть?
Конечно, на вершину ей сперва
Укрепим звездочку, Потом поосторожнее,
Шары чтоб не разбить, Повесим мишуру везде,
Искристую и яркую, Гирлянды пестрых лампочек,
Игрушек хоровод,
И наконец, под елочкой запрячем
Мы подарки,
Теперь мы все готовы,
Чтоб встретить Новый год.
Затем ставим игрушки пингвинов. Логопед сообщает цель.
- Дети, у вас был уже праздник, а сейчас мы будем рассказывать
нашим пингвинчикам, как проходит веселье в новый год у людей. Сама начинает рассказ. Дети по своей инициативе начинают рассказывать, соблюдая последовательность, не перебивая друг друга.
3. Попробуйте отстучать пальчиком стишок.
К нам на елку, ой-ё-ёй, Дед Мороз пришел большой, Дед Мороз, Дед Мороз, Он подарки нам принес.
4. Игра «Что в мешке у Деда Мороза?». Логопед в натуральный небольшой мешок помещает игрушку. Дети закрывают глаза, открыв, угадывают по силуэту мешка подарок.
-Ребята, скажите, что положил в мешок Дед Мороз. В
мешке только один подарок.
5. -Ребята, я сейчас буду говорить два слова, составьте с этими
словами предложение.
Маша - маска, Снегурочка - гости, елка - лампочки, Дед Мороз -мешок, елка - хоровод.
- Итог занятия.
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы, имеющими ОНР 3 уровня.
подготовила логопед высшей категории Бабич С.П.
ТЕМА: «ПРОФЕССИИ»
ЦЕЛЬ: Составление рассказа по цепочке.
ЗАДАЧИ: 1. Расширять знания детей о труде людей, знакомить с названиями основных профессий и предметов - помощников.
2. Обогащать словарь словами: молоток, рубанок, клещи, мастерок, шприц, рыбак, врач, ветеринар, строитель, гончар, повар, кулинар, цветовод, кузнец, пахарь
3.Усвоение категории дательного падежа.
Предикативный словарь: живут, проживают, трудятся, мастерят, лечит, пашет, копает, поливает, ухаживает, выращивает, кует, ловит, плавает, кормит, варит, готовит, кладет, нянчит, заботится, строгает, лепит, дружат, отдыхают.
ОБОРУДОВАНИЕ: макет «Город мастеров».
ПРОВЕДЕНИЕ:
1. -Ребята, сегодня мы отправимся в город мастеров Кто такие
мастера?
2. «Кто что делает?» Образование существительных от глаголов.
Учит - учитель, строит - строитель, воспитывает - воспитатель,
водит - водитель, грузит - грузчик, продает - продавец и т.д.
3. Рассмотрите, что происходит в городе этом. Возьмите в руки
понравившегося гнома-мастера. Кого же ты выбрал? Расскажите,
кто что делает?
А теперь давайте по цепочке рассказывать, так чтобы у нас получился рассказ о всех жителях этого города.
4. Профессии все важны,
Профессии все важны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.
- Ребята, а ведь каждый мастер работал с каким-нибудь предметом. Ну-ка, расскажите, что у него в руках. Как называется предмет - помощник?
- Давайте, поиграем в игру «Кого мы видели, не скажем, а что он делам, мы покажем»
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в помощь родителям. В записную книжку С чем живут ваши дети, или Один из способов преодоления проблемы отчуждения
Данная статья - это своего рода заметки о проблемах, с которыми сталкиваются родители ребенка и сам ребенок в эпоху переходного возраста. Спектр этих проблем и возможных путей их решения настолько вел...
Из записной книжки учителя.
«Чтобы летать с быстротой мыслиИли, говоря иначе, летать кудаЗахочешь, нужно, прежде всегоПонять, что ты уже прилетел».Р. Бах....
Ручной труд: Работа с бумагой и картоном: Записная книжка «Медвежонок» (урок).
Конспект урока по ручному труду в 3-м классе: Изучение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Записная книжка юнкора: лексикон современного человека
quot;Экологическая журналистика" 4, 5 группа: Записная кижка юнкора: лексикон современного человека...
Обработка материала. «Моя записная книжка»
quot;Экологическая журналистика"...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда - и учителя - дефектолога на тему "Обувь".
Занятие по этой теме было проведено для детей с умеренной умственной отсталостью в 6 классе. Даный материал могут использовать воспитатели дошкольных образовательных учреждений....