конспект урока и презентация "Набросок фигуры человека с натуры"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
конспект урока и презентация "Набросок фигуры человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока набросок фигуры человека с натуры | 20.31 КБ |
презентация набросок фигуры человека с натуры | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока «Набросок фигуры человека с натуры» 7 класс.
Цели урока:
Обучающие: развитие глазомера, совершенствование навыков рисования и работы с натуры, координация руки и быстрая ориентация, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображения объектов.
Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса, воли, характера, целеустремлённости.
Развивающие: развитие творческих способностей, зрительной памяти, кругозора, мыслительной деятельности, внимания.
Задачи урока: выполнить наброски фигуры человека с натуры, используя новые технические приёмы. Найти правильное композиционное размещение в листе, передать верно пропорции и характер модели, сделать свой рисунок наиболее выразительным, используя графические средства выражения.
Тип урока: сообщение новых знаний с закреплением их практической работой.
Оборудование урока:
Для учителя: образцы работ учащихся по данной теме, учебные таблицы и планы-схемы с пропорциями фигуры человека, карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберт, натурщик(модель).
Для учащихся: карандаши простые, разной мягкости, перьевые и гелевые ручки, бумага белая размера А-3, бумага тонированная графическим карандашом формата А3, резинки, кнопки, мольберты, натурщик (модель).
Список используемой литературы.
1. Н. Ли Основы учебного академического рисунка. М., изд-во Эксмо. 2005 г.
2. П.Станьер, Т.Розенберг Практический курс рисования ООО «Попурри», 2004 г.
План
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного материала.
3. Объяснение новой темы. Наброски. Упражнения (рисование жестом, координация руки и глаза, рисование непрерывной линией, силуэтный рисунок, вынутый тон). Учитель демонстрирует методику выполнения каждого технического приёма.
4. Самостоятельная работа учащихся после каждого технического приёма.
5. Обсуждение проделанной работы.
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1.Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе.
2.Учитель объясняет тему урока. Повторяет с учащимися пройденный материал. На примере натурщика разбирает законы рисования фигуры с упором на одну ногу или на две ноги, передачи пропорций фигуры человека. ( Отметка линии центра тяжести, которая начинается от яремной впадины или седьмого шейного позвонка, отметка основания стопы и уровня лобкового сочленения, уровень и направление плеча и таза, размер головы, размер и ширина таза, отметка коленных суставов).
Учитель демонстрирует планы-схемы, учебные таблицы, наброски и зарисовки фигуры человека, рассматривает их как необходимый подготовительный этап в рисовании фигуры человека.
3-4.Учитель объясняет значимость занятия набросками при обучении рисунку.
Слово «набросок» говорит само за себя и означает «набросать», т.е. за короткий промежуток времени передать основную характеристику изображаемого объекта. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Зарисовки более продолжительны по времени и служат другим целям. Например, работая над длительным рисунком, чтобы разобраться подробнее в отдельных узлах модели, следует выполнять отдельные зарисовки мест, вызывающих затруднение, с разных положений.
Наброски бывают линейные и тональные. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а так же его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Наброски следует выполнять различными графическими материалами и не бояться экспериментов. Это позволяет почувствовать разницу между ними и одновременно придать наброскам разнообразие и характерную выразительность.
Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает очень полезно не «думать», а просто быстро и много рисовать. В результате что–то получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняешь наброски, тем лучше они получаются.
Рисование жестом. (2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, бумага).
Жест – это действие, несущее смысловую нагрузку, - преподносите ли вы букет цветов или проводите карандашом по бумаге. В рисовании «жестом» называют движение руки с инструментом, которое повторяет движение глаза, исследующего модель.
Глаз сканирует визуальное поле, выискивая и отбирая характерные детали и увязывая их со способами осмысления. Рисование жестом – зафиксированный итог визуального поиска значимости; поиск должен быть быстрым, когда наблюдение и перенос всей фигуры на бумагу происходит почти мгновенно.
Выполнение. Рисовать следует в разумном масштабе по отношению к размеру листа, потому что страх перед неудачей выражается в уменьшении масштаба и робких прикосновениях инструмента к бумаге. Приступать к упражнению следует с уверенностью. В конце концов, вы рискуете только стоимостью листа бумаги. Представьте, что ваша рука связана с глазом; не фиксируйте взгляд или карандаш на деталях, а переходите от общего к частному. Позвольте вашему карандашу двигаться по бумаге молниеносно, сверху вниз и из стороны в сторону, пока не обозначиться вся фигура.
Не отождествляйте рисунок с реальным миром. Наносимые вами линии должны соответствовать манере вашего наблюдения за моделью, как бы переносить на бумагу ваш взгляд, следуя за скольжением глаза по фигуре модели. Рисунок похож на каракули, но в нём нет неестественности и больших погрешностей.
Вместе с учащимися учитель определяет позу модели и расстояние от неё до рисующего. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры. За тем предлагает учащимся выполнить наброски натурщика, используя в работе новый технический приём.
(Самостоятельная работа учащихся.)
Координация руки и глаза. ( 1-2 наброска по 5-7 минут каждый. Материал: карандаш, бумага).
Цель данного упражнения – разрушение всех стереотипных представлений о конечном виде рисунка.
Выполнение. Выполняя это задание не сводите глаз с модели. Всё время, пока карандаш движется по бумаге, ваш взгляд должен быть устремлён на натуру. Хотя это и трудно, постарайтесь не подсматривать. Вы можете несколько раз взглянуть на рисунок, но только когда карандаш не касается бумаги.
Цель этого упражнения – координация глаза и руки. ( сравнение с игрой в теннис. Играя, мы смотрим на мяч, а не на ракетку.)
Учитель меняет позу модели, демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры.
(Самостоятельная работа учащихся.)
Рисование непрерывной линией.( 2-3 наброска по 5-7 минут каждый, материал: карандаш, гелевая ручка, бумага).
Непрерывная линия в действительности таковой и является. Рисунок выполняется непрерывно, с постоянной скоростью, без отрыва карандаша от бумаги. Старайтесь рисовать ритмично, постоянно сравнивая элементы и детали модели и рисунка. В данном случае линия проводится медленнее, чем при рисовании жестом. Рисунок больше похож не на каракули, а на цельный моток проволоки.
Выполнение. Поставьте карандаш на бумагу и убедите себя, что точка соответствует конкретной точке тела модели. Перемещайте ваш взгляд и руку с постоянной скоростью по контуру модели, фиксируя детали и не глядя на бумагу. В ходе упражнения вам придётся избегать углов, сравнивая и сопоставляя взаимное расположение точек. В процессе поиска вы сможете определить грубые пропорции изображаемой фигуры.
Учитель меняет позу модели. Учитель выполняет набросок с натуры.
(Самостоятельная работа учащихся.)
Силуэтный рисунок. ( один десятиминутный набросок. Материал: карандаш, резинка, бумага.)
Этот тип рисунка имеет сходство с линейным в том, что внешние контуры модели должны быть очерчены непрерывной линией, но в данном случае линия проводиться сознательно и гораздо медленнее, чем в двух предыдущих упражнениях.
Выполнение. В силуэтном рисунке линия ни в одной точке не должна углубляться внутрь контура, но при этом следует очерчивать пустые пространства между, например, рукой и телом, через которые виден фон, - их называют негативными пространствами. Для исправления ошибок можно пользоваться резинкой.
Натурщик меняет позу. Учитель демонстрирует технический приём, выполняя набросок с натуры.
(Самостоятельная работа учащихся.)
Вынутый тон. Зарисовка. ( один получасовой рисунок. Материал: карандаш, тонированная графическим материалом бумага, резинка.)
Полностью зачерните бумагу графическим материалом, разотрите её слегка газетой, чтобы выровнять тон. В рисовании тон является индикатором света. Линии, штрихи и пятна наносятся с помощью графических материалов различной тональной насыщенности, что позволяет осуществить градацию светлых и тёмных элементов. Осветите модель сильным направленным светом, необычным образом.
Выполнение. Работайте жёсткой резинкой, лёгкими линиями наметьте положение фигуры и окружающих предметов. На этом этапе не забывайте о композиции. Прищурьтесь, чтобы лучше различить светлые и тёмные тона. Пока вы будете наблюдать прищурившись, решите для себя, какие участки отнести к той или иной тональной категории, и постарайтесь не отступать от принятого решения.
Продолжайте рисунок, вытирая самые светлые участки композиции. Подобная работа резинкой может оставить выразительные следы (которые иногда выглядят как резьба по дереву). Не забывайте уделять одинаковое внимание всем деталям картины – фигуру и фону. Затем переходите к участкам, попадающим в группу полутонов.
Помните, что вы пытаетесь изобразить эффект света, падающего на формы в поле вашего зрения, и ваша задача – наполнить композицию смыслом и глубиной.
Учитель меняет позу натурщика и демонстрирует технический приём.
(Учащиеся выполняют задание.)
5. Учитель переходит к обсуждению работ с учащимися.
Вопросы:
• Что вы пытались выразить в рисунке?
• Что вам удалось выразить?
• Что от вас ускользнуло?
• Можно ли было выразить это как-нибудь по- другому?
• Насколько удался рисунок – в смысле сходства модели с изображением на бумаге?
• Что бы вы сделали по- другому, если бы у вас было больше времени, - скажем, шесть часов?
• Что вы бы успели сделать за 10 минут?
• Что вы бы проработали особенно тщательно за время шестичасового сеанса? Каким образом? Сумели бы вы сделать рисунок более правильным? Если да, то что это значит и почему это желательно? Как этого достичь?
6. (Учитель вместе с учащимися выставляет оценки за занятие.)
Учитель подводит итог урока.
Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков – они будут жалкими и неуклюжими, но это только поначалу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться всё лучше и лучше.
Упражнения по наброскам следует выполнять целенаправленно. Систематические занятия позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а также оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они развивают глазомер, координацию руки, умение наиболее точно выявлять самое существенное.
Набросок даёт возможность работать раскованно, сосредотачивать внимание на главном, исключая второстепенное. Для этого вам потребуется огромная любовь к избранной вами профессии, воля, характер и целеустремлённость.
Учитель даёт домашнее задание. Выполнить серию набросков, используя в работе новую методику.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать наблюдая за позой настоящего человека.
Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой. Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.
В. Серов Скучный Серов
Портрет балерины Т.П. Карсавиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кто такой успешный человек? Биография М.В.Ломоносова"
Класс: седьмой.УМК: «EnjoyEnglish» 8 (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).Тема: «Кто такой успешный человек?»Подтема: «Биография М.В. Ломоносова».Тип учебного занятия: Обобщение и ...
Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"
Цель:раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в фактах истории, узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных спосо...
Собственная методическая разработка урока по ИЗО «Фигура человека»
Собственная методическая разработка урока по черчению «Фигура человека». В этом материале вы можете найти поэтапное рисование фигуры человека. ...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Урок. Набросок фигуры человека с натуры
Рассказать учащимся о наброске как виде рисунка, его особенностях, видах; поговорить о выразительности в изображении фигуры человека; научить учеников созданию набросков с натуры; развивать в уч...
Конспект урока математики «Геометрические фигуры и тела» 7 класс(по адаптированной программе.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний...
НАБРОСОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ
Академический рисунок – одна из основных дисциплин в системе художественной подготовки. Основу обучения составляет изучение и выполнение длительных многосеансовых рисунков с натуры. Однако важны...