Конспект урока математики «Геометрические фигуры и тела» 7 класс(по адаптированной программе.
план-конспект урока по математике (7 класс) на тему

Павловская Елена Юрьевна

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Геометрические фигуры и тела».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Основные цели:

  • Повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Геометрические фигуры и тела».
  • Проверить знания учащихся в ходе выполнения практической и самостоятельной работы.
  • Показать связь изученного материала с практикой.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление.
  • Формировать умения и навыки умственного труда.
  • Прививать любовь к математике.

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа со всем классом, самостоятельная работа, практическая работа.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и демонстрационный материал: проектор, геометрические фигуры и тела, чёрный ящик, презентация, ножницы, клей, фломастеры и карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Встали ровно, подтянулись, и друг другу улыбнулись.

Урок наш начинается, нам солнце улыбается,

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Наш урок мы назовём « урок обобщения и

систематизации знаний», вы сами будете сравнивать, делать выводы, работать парами самостоятельно и оценивать себя на листах самооценки.

  1. Подготовительный этап.

 Сформулируй тему урока . (Сравнение геометрических тел и фигур.)
Учитель проводит рукой по крышке учительского стола и напоминает учащимся, что это часть плоскости. По просьбе учителя учащиеся, не вставая с места, показывают плоскую поверхность крышки ученического стола. Учитель просит учащихся показать в классе части плоскости на других предметах (доске, стенах, подоконнике и др.).

Учитель показывает ученикам модели геометрических фигур.
http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/22/d-21575/21575_html_m3d7a479a.png

http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/22/d-21575/21575_html_5c802952.pnghttp://izlov.ru/tw_files2/urls_1/22/d-21575/21575_html_64433b6c.png


Учитель спрашивает: как можно назвать все многоугольники, круги, отрезки, углы вместе, добиваясь от них ответа: «Это геометрические фигуры».
Учитель показывает учащимся модели геометрических тел. Учащиеся называют каждое из них.

http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/22/d-21575/21575_html_m2e773468.png

Учитель спрашивает, как можно назвать одним выражением (двумя словами) все эти модели. Учащиеся должны дать ответ: «Все перечисленные модели (куб, цилиндр, шар, параллелепипед, пирамида и др.) – это геометрические тела».

А теперь помогите мне сформулировать тему нашего урока!
Дети: У нас сегодня урок  по теме: «Геометрические фигуры и тела».

  1. Актуализация знаний

Задание №1.Работа с геометрическим материалом.

– Рассмотрите плакат. Подпишите  изображенные геометрические фигуры.

Задание №2. Отгадайте загадки о данных фигурах. О каких фигурах нет загадок?

1) Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.

    Все четыре стороны одинаковой длины.

    Вам его представить рад. Как зовут его?(Квадрат.)

2) У круга есть одна подруга,

    Знакома всем ее наружность!

    Она идет по краю круга

    И называется – ... (окружность).

3) Три вершины тут видны, три угла, три стороны, –

    Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь?

                            (Треугольник.)

4) Эта странная фигура,

    Ну, совсем миниатюра!

    И на маленьком листочке

    Мы поставим сотни...(точек).

5) Он от солнца прилетает,

    Пробивая толщу туч,

    И в тетрадочке бывает

    А зовется просто – ... (луч).

6) Едет ручка вдоль листа

    По линеечке, по краю –

    Получается черта,

    Называется... (прямая).

7) Он и острый, да не нос,

    И прямой, да не вопрос,

    И тупой он, да не ножик, –

    Что еще таким быть может?(Угол.)

Задание №3.Названия каких фигур нет в загадках? (Прямоугольник, отрезок).

 Дайте определения данным фигурам и допишите их. (Прямоугольник – плоскостная геометрическая фигура, четырехугольник, у которого все углы прямые. Отрезок – плоскостная геометрическая фигура, часть прямой, у которой есть начало и конец.

Задание №4.Где встречаются в жизни нам геометрические фигуры или что похоже на геометрические фигуры?

Задание №5. на внимание.

А) На ваших партах набор геометрических фигур и тел.

Вам надо на лист положить:

  1.  квадрат в правый верхний угол,
  2.  куб в левый верхний угол,
  3.  прямоугольник в правый нижний угол,
  4.  параллелепипед (брус) в нижний левый угол.

 Проверьте себя! (правильный ответ на слайде).

Б) Уберите фигуру, у которой 4 угла. 4 стороны, только противоположные стороны равны.( прям.)

В) Какая фигура будет из оставшихся на листе лишней и почему

ФИЗМИНУТКА ( встали, представили, что наш класс прямоугольный параллелепипед).

  1. Понимаемся на носочки, делаем вдох, поднимаем руки вверх к грани верхнего основания, опускаемся на пятки, выдох, руки вниз к грани нижнего основания (повторили пять раз),
  2. Руки на пояс, наклон влево к левой боковой грани, наклон вправо к правой боковой грани (повторили пять раз),
  3. Руки перед собой к передней грани, делаем рывок к задней грани (повторили пять раз).

Задание №6.Секретный  «Чёрный ящик» ( для тактильного восприятия )                      ( коробочка чёрного цвета).

А) Что лежит внутри коробки?

    Руками ощупать 1 предмет и сказать – какой он формы?

Б) По каким признакам вы определяете предмет? Куб это или параллелепипед (брус)?

              у -  По форме.

              у - По размерам сторон, у куба все стороны равные квадратные, а у параллелепипеда (бруса)    стороны прямоугольники (и квадраты могут быть)

В) Чем отличается один предмет от другого?

 куб от бруса?

               у – формой, видами сторон (квадраты у куба, прямоугольники и квадраты  у параллелепипеда (бруса))

IV. Обобщение и систематизация изученной темы  – создание проекта
Наши уроки математики проходят в этом кабинете. Но, стенд «Геометрические фигуры и тела» полностью не оформлен.
Давайте подберем материал для оформления этого стенда.
Каждая пара должна будет подготовить мини-проекты оформления информационного стенда по темам «Точка, прямая, отрезок, луч», «Виды углов», «Прямоугольный параллелепипед (куб)» на листах формата А4, которые заранее подготовлены и лежат у вас на партах. Ваши проекты должны отвечать следующим требованиям:

Критерии оценивания информационного стенда:
Все геометрические фигуры должны быть выполнены с помощью линейки и обозначены;
Текстовые надписи должны быть верно выбраны из предложенных и аккуратно вклеены;
Проект должен быть ярким, красочным.
На выполнение задания у вас 7 минут.
Проекты готовы. Кто желает представить свое оформление стенда?

V. Контроль усвоения знаний.

   А чтобы проверить теоретические знания по данной теме, предлагаю вам разгадать кроссворд. В этом кроссворде все слова кроме одного нужно вписывать по вертикали, то есть сверху вниз, и только единственное слово впиcано по горизонтали(ГЕОМЕТРИЯ).
Готовы? Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. Ответы на кроссворд вы можете увидеть на экране. Если вы не допустили ни одной ошибки, или единственную ошибку, то поставьте себе «5баллов», если допустили 2-3 ошибки, поставьте себе «4балла».
Кроссворд №334 стр158 .

1.Треугольник. 2. Диаметр. 3. Площадь. 4. Километр. 5. Линейка. 6. Гектар. 7. Циркуль. 8. Вершина. 9. Прямая.

Итак, давайте подведём итог урока.

1. О чем говорили мы на уроке?

2. Что вы запомнили на уроке?

3. Где пригодятся вам знания, полученные на этом уроке?

 Вы за верные ответы заработали баллы на листах самооценки:

Посчитайте их количество и поставьте по таблице себе оценку за урок.

отлично

            46-30          баллов

хорошо

            29-15     баллов

удовлетворительно

           14-10      баллов

Учитель просит подняться учащихся, которые получили отметки «5», потом «4», потом «3». Делается вывод.

Домашнее задание  (карточки каждому по теме урока).

  1. Подписать названия геометрических фигур и тел:

  1. Выписать названия по группам:

Геометрические фигуры:        Геометрические тела:

3)Творческое задание. Сделать открытку к ближайшему празднику «Новому году» используя геометрические тела и фигуры.

VI. Рефлексия.

На доске начерчен круг, разделённый на шесть секторов. Каждый сектор имеет название: было интересно, тему понял, урок понравился, было не интересно, было трудно, тему не понял. Вам нужно сделать отметку в том секторе, который соответствует вашему настроению после урока. Возьмите фигурку со стола и прикрепите к одному из шести секторов.

Лист самооценки учащихся______________________________________

1) Сформулируй тему урока(2 балла)

2)Задание №1.Работа с геометрическим материалом.(10баллов)

3 )Задание №2. Отгадайте загадки(7баллов)

4 )Задание №3.Названия каких фигур нет в загадках(4балла)

5) Задание №4.Где встречаются в жизни нам геометрические фигуры(2балла)

6) Задание №5. на внимание.

А, Б, В(6 баллов)

7)Задание №6.Секретный  «Чёрный ящик»А, Б, В(6 баллов)

8) мини-проекты(4балла)

9)Кроссворд(5баллов)

ИТОГО:

Лист самооценки учащихся______________________________________

1) Сформулируй тему урока(2 балла)

2)Задание №1.Работа с геометрическим материалом.(10баллов)

3 )Задание №2. Отгадайте загадки(7баллов)

4 )Задание №3.Названия каких фигур нет в загадках(4балла)

5) Задание №4.Где встречаются в жизни нам геометрические фигуры(2балла)

6) Задание №5. на внимание.

А, Б, В(6 баллов)

7)Задание №6.Секретный  «Чёрный ящик»А, Б, В(6 баллов)

8) мини-проекты(4балла)

9)Кроссворд(5баллов)

ИТОГО:

Точка –это геометрическая фигура….

Отрезком называют часть прямой заключенную между двумя точками.

Прямая -это линия, которая не имеет начала и конца.

Луч – это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца.

Углом называется геометрическая фигура, состоящая из точки (вершины) и двух выходящих из нее лучей.

Острым углом называют угол меньший 90 градусов.

Прямым называют угол равный 90 градусам.

Тупым называют угол больший 90 градусов, но меньший 180 градусов.

Развернутый угол это угол равный 180 градусам.

Вершина     Грань      Ребро

Вершина     Грань      Ребро

Куб         Параллелепипед (брус)

«Точка, прямая, отрезок, луч»

 «Виды углов»

 «Прямоугольный параллелепипед»

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 7, 9 классе Геометрические фигуры и тела

Слайд 2

Цели урока: Повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Геометрические фигуры и тела». Проверить знания учащихся в ходе выполнения практической и самостоятельной работы. Показать связь изученного материала с практикой.

Слайд 3

Здравствуйте ребята! Встали ровно, подтянулись, И друг другу улыбнулись. Урок наш начинается, нам солнце улыбается. Работаем старательно, слушаем внимательно.

Слайд 4

Сформулируй тему урока !

Слайд 5

Тема урока : «Геометрические фигуры и тела»

Слайд 6

Задание №1.Работа с геометрическим материалом. Рассмотрите плакат. Подпишите изображенные геометрические фигуры.

Слайд 7

Задание №2. Отгадайте загадки о данных фигурах. О каких фигурах нет загадок? 1) Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? 2) У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность! Она идет по краю круга И называется – ... . 3) Три вершины тут видны, три угла, три стороны, – Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь?

Слайд 8

4) Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленьком листочке Мы поставим сотни… . 5) Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч, И в тетрадочке бывает А зовется просто – ... . 6) Едет ручка вдоль листа По линеечке, по краю – Получается черта, Называется... . 7) Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, – Что еще таким быть может?

Слайд 9

Проверка задания №2 1) Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? ( Кв а драт.) 2) У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность! Она идет по краю круга И называется – ... (окружн о сть). 3) Три вершины тут видны, три угла, три стороны, – Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? (Тр е угольник.) 4) Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленьком листочке Мы поставим сотни ... ( точ е к). 5) Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч, И в тетрадочке бывает А зовется просто – ... (лу ч ). 6) Едет ручка вдоль листа По линеечке, по краю – Получается черта, Называется... (пр я мая). 7) Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, – Что еще таким быть может? ( Уг о л.)

Слайд 10

Задание №3.Названия каких фигур нет в загадках? Дайте определения данным фигурам и допишите их.

Слайд 11

Проверка задания №3. Прямоугольник – плоскостная геометрическая фигура, четырехугольник, у которого все углы прямые. Отрезок – плоскостная геометрическая фигура, часть прямой, у которой есть начало и конец.

Слайд 12

Задание №4.Где встречаются в жизни нам геометрические фигуры или, что похоже на геометрические фигуры?

Слайд 13

Проверка задания №4.

Слайд 14

Задание №5. на внимание. А) На ваших партах набор геометрических фигур и тел. Вам надо положить на лист: квадрат в правый верхний угол, куб в левый верхний угол, прямоугольник в правый нижний угол, параллелепипед (брус) в нижний левый угол.

Слайд 15

Проверка задания № 5 А)

Слайд 16

Задание №5. Б) Уберите фигуру, у которой 4 угла. 4 стороны, только противоположные стороны равны. В) Какая фигура будет из оставшихся на листе лишней и почему?

Слайд 17

Проверка задания №5 Б) Проверка задания №5 В) Физминутка

Слайд 18

Задание №6 . Секретный «Чёрный ящик» А) Что лежит внутри коробки? Руками ощупать 1 предмет и сказать – какой он формы ? Б) По каким признакам вы определяете предмет? В) Чем отличается один предмет от другого?

Слайд 19

Проверка задания №6. куб, параллелепипед(брус)

Слайд 20

Задание №7.Где встречаются в жизни нам геометрические тела или что похоже на геометрические тела?

Слайд 21

Проверка задания №7.

Слайд 22

Критерии оценивания информационного стенда: Все геометрические фигуры должны быть выполнены с помощью линейки ; Текстовые надписи должны быть верно выбраны из предложенных и аккуратно вклеены; Проект должен быть ярким, красочным .

Слайд 23

Кроссворд №334 стр158 . 1.Треугольник. 2. Диаметр. 3. Площадь. 4. Километр. 5. Линейка. 6. Гектар. 7. Циркуль. 8. Вершина. 9. Прямая.

Слайд 24

Лист самооценки «отлично» 46-30 баллов «хорошо» 29-15 баллов « удовлетв .» 14-10 баллов

Слайд 25

Домашнее задание : Карточки по теме урока. 1)Подписать названия геометрических фигур и тел. 2) Выписать названия по группам: Геометрические фигуры: Геометрические тела: 3)Творческое задание. Сделать открытку к ближайшему празднику «Новому году» используя геометрические тела и фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сингапурской методике в 6 классе на тему "Программа телепередач"(из цикла "Хобби") по М.З. Биболетовой

В данном уроке были использованы такие сингапурские приёмы, как Релли Робин, Тик Тэк Тое (карточки были заготовлены заранее), Континиус Раунд Робин, Финк Райт Раунд Робин...

Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта и план - конспект урока по английскому языку в 3 классе по теме «Части тела» с элементами сингапурской методики.

Технологическая карта и план - конспект урока по английскому языку в 3 классе по теме «Части тела» с элементами сингапурской методики.Урок-закрепление материала с презентацией, с игровыми элементами. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

Цели урока: ·        закрепление и обобщение знаний о геометрических фигурах, построение фигур, обозначение элементов;·        раз...

Презентация урока математики"Геометрические тела. Прямоугольный параллелепипед"

В презентации представлен урок на тему "Геомерические тела.Прямоугольный параллелепипед." Здесь наглядно продемонстированно, что есть грани, ребра и вершины параллелепипеда, что такое куб.Да...

Конспект урока математики «Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы» (закрепление) для 5 класса (по адаптированной программе)

Конспект урока математики «Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы» (закрепление) для 5 класса (по адаптированной программе)...