Урок в 5 классе по программе С.П.Ломов( В.С.Кузин)
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Елена Михайловна Тарасова

Урок-практикум "Изображение человека". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            План-конспект урока в 5 классе

                      по теме : « Изображение человека»

программа под редакцией Кузина В. С. преподаватель Тарасова Е.М.

Проведен: 14.12.2010 г.

Вид занятия : 

         получение новых знаний;

         рисование с натуры и по памяти.

Цели и задачи урока:

  • знакомство с пропорциями изображения человека;
  • анализ пропорций фигуры человека;
  • совершенствование умений последовательного ведения работы;
  • формирование умений использования знаний о пропорциях фигуры человека.

Оборудование:

  • репродукции картин с изображением людей;
  • методические таблицы;
  • куклы объемные и бумажные;
  • книжные иллюстрации.

Ход урока

   I этап -  огранизационный.

II этап — получение новых знаний и обобщение уже имеющихся:

  1. Рассказ учителя:

        Изобразительное искусство — живопись,  графика, скульптура, архитектура — это все способ художетсвенного осмысления многообразия зримого мира. Человек — это главная тема в искусстве.

                Изображение человека часто бывает для вас одной из сложных задач.  Эту задачу решали художники разных веков и стран. И им , как ни странно, помогала математика.

Для того что-бы фигура человека была правильно нарисованна древние Египтяне разработали сложную схему. Был разработан специальный канон(правило) при котором за систему измерения (линейка) был выбран средний палец руки. Человека меряли им как линейку сантиметром. Получалось 21 1\4 вместе с головным убором. При таком сложном подсчете приходилось для изображения каждый раз вычерчивать сетку-таблицу.

        Свою систему вырабатывали др.Греки. В V веке до нашей эры скульптор Поликлет создал свой канон и даже его изобразил в виде скульптуры  «Дорифор» (копьеносец). Очень долго эту статую рассматривали как образец.

        Самую привлекательную систему разработал математик, выдающийся филосов , живший в VI веке но нашей эры, Пифагор. Он взял за основу высоту головы. И стал рассматривать сколько раз высота головы помещается в полный рост человека. Это отношение одного размера (размера головы) к другому размеру(росту человека) такое отношение называется «пропорция»(дробь).

Эту пропорцию очень долго рассматривали разные художники (Боттичели, Микеланджело) в том числе и часто упоминаемый Леонардо Да Винчи. Рассматривая пропорции он создал свой «Квадрат древних»(«Ветрувианский квадрат») .

        2. Получение новых знаний опытным путем.

Давай те же проведем свои опыты и проверим прав ли Пифагор.

Я утверждаю:

  •  что вы все скроенны по одной выкройке и маленькие и большие.

Ваша пропорция — это 1\6 (6 раз размер головы войдет в рост человека).Давайте проверим на нескольких ребятах.( вызываю 3-х ребят к доске и измеряю)

  • мои пропорции — это 1\7 (7 раз рост головы войдет в рост человека). Вызываю к доске нескольких учеников, которые пробуют измерить учителя или взрослого человека, присутствующего на уроке.

            - чем принципиально мы с вами отличаемя?(возрастом)

             Оказывается, что пропорции человека меняются с возрастом:

 у новорожденного до 2 лет — 1\4;

до 6 лет — 1\5

от 6 до 12-13 лет — 1\6

а дальше уже 1\7 (бывает 1\8  при росте более 180см)

Это из за того, что скелет человека растет намного быстрее, чем кости головы.                              

  • Середина человека. Опыт ным путем( измеряя нескольких человек и учителя) находим место, где человек делится попалам. Оказывается, что длинная ног= длинне туловища + высота головы.

3.  Практическая работа.
Давайте попробуем рисовать и сразу рассматривать другие пропорции.

Выберем сказочноо героя (что бы можно было, если, что сделать ошибку), но вашего возраста допустим Незнайку.
Поэтапное выполнение работы, с использованием «Схемы пропорций человека».

        III .Заключительный этап работы:

        Мы нарисовали с вами только стоящию фигурку без движения, для того, что бы научится лучше рисовать человека в движении необходимо довольно много делать набросков фигуры человека с натуры.

         Сегодняшнюю работу вы расскрасите чем хотите и на следующем уроке мы выбирем лучшую работу.

         Домашнее задание:  рассказать дома родителям или сестрам и братьям о том, что узнали на уроке и, конечно, научить их рисовать то, чему научились сами..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по программе В.С.Кузина . Тема "Шрифт".

В презентации представлены сведения о истории появления письменности и развитии шрифтов, а также представлены иллюстрации с изображением различных видов шрифтов....

Конспект урока. 11 класс. Структура программы на ЯП Паскаль.

Конспект урока по программе Углубленного изучения курса информатики (физико-математический профиль) 4 часа в неделю...

Урок в 8 классе по программе С.П.Ломов( В.С.Кузин)

Урок "Портрет друга" был проведен в 8 классе соответствии с  учебным  планом ....

Презентация к уроку 8 класса. Раздел программы "Волейбол"

Тема урока "Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками"....

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...