Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по программе В.С.Кузина . Тема "Шрифт".
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме
В презентации представлены сведения о истории появления письменности и развитии шрифтов, а также представлены иллюстрации с изображением различных видов шрифтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikaciya_shriftov_urok_v_8_klasse.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока Цель: ознакомить учащихся с видами письма. Классификацией шрифтов . Применением шрифтов. Историей русского шрифта. Задачи: Научить учащихся выполнять декоративные шрифты различной сложности; Развивать творческое воображение учащихся; Воспитывать стремление добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
Словарь Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Появилось иероглифическое письмо. Первые книги были глиняные, писали текст деревянной палочкой - клином ( клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.
История развития шрифтов Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм круга , треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе. Финикийский алфавит
История развития шрифтов Латинский и русский алфавит построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов . Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата . Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика . Ещё вариант рукописного римского письма — курсив . Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме
История развития шрифтов В VI веке появляется новый стиль письма — унциал . Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал . Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному. У нциал .
История развития шрифтов Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква» . В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли. Литера «А» . Лука Пачоли, 1509 г.
История развития шрифтов В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг» , литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей. Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат. Литера «А» . «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г. Литера «А» . Альбрехт Дюрер, 1528 г.
История развития шрифтов В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время. В XI—XII веках развивается готическое письмо . Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура. Готическое письмо
Славянские шрифты В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица. Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Е й писались грамоты и официальные документы. Кириллица Древнерусский полуустав. Древнерусская скоропись. Декоративное древнерусское письмо — вязь.
Славянские шрифты Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году. Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.
Современные шрифты На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский , который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
Задание: Выполнить зарисовку русского алфавита или одной буквы. Буквы чётко прорисовать. Декоративные элементы букв должны быть однородны и одинаковы по цвету. Б уквы должны быть узнаваемы, читаемы и расставлены по порядку как в алфавите. Алфавит Antonio Basoli ' Alfabeto Pittorico',1839,25 букв
Домашнее задание Сообщения на следующие темы: Кириллица. Г лаголица. У став. Полуустав. Скоропись. Гражданский шрифт Петра I .
Источники Алфавит Antonio Basoli ' Alfabeto Pittorico',1839,25 букв. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/alfavit-antonio-basoli-alfabeto-pittorico183925-bukv ; Понятие шрифт. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/% D8%F0%E8%F4%F2 ; Финикийское письмо. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Phoenician_alphabet.svg?uselang=ru ; Маюскул. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arch.of.Titus-Inscription.jpg?uselang=ru ; Готический шрифт. Режим доступа: http ://www.print-info.ru/articles/view/227/ ; Готический шрифт. Режим доступа: http:// dzja.narod.ru/shrift03.html; Унциал. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Codex_vaticanus.jpg?uselang=ru ; Антиква. Режим доступа: http:// dzja.narod.ru/shrift01.html; Кириллица. Режим доступа: http:// dzja.narod.ru/shrift06.html; Апостол. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apostol_1564_Spread.jpg?uselang=ru ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Матрёшка" презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс
урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с русской матрёшкой...
презентация "Великие скульпторы" изобразительное искусство 7 класс по программе Б. М.Неменского
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира....
презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)
Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...
Презентация к уроку изобразительное искусство 6 класс "Стилизация"
Презентация к уроку ИЗО 6 класс "Стилизация" поможет учителю раскрыть тему - стилизация яблока...
Презентация к уроку изобразительное искусство 6 класс "Стилизация"
Презентация к уроку ИЗО 6 класс "Стилизация" поможет учителю раскрыть тему - стилизация яблока...
Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс Человек и земля-кормилица
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Т.Я. Шпикаловой "Человек и Земля кормилица" 1 урок 2 четверти...
Презентация к уроку изобразительного искусства (4 класс) по теме:"Деревня - деревянный мир"
Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ — ху...