Конспект урока и презентация по теме Египет
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Кожевникова Наталия Адольфовна

Представлена презентация и конспект урока по теме "Древний Египет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo_egipet.docx28.17 КБ
Файл prezentatsiya_-_sloi_naseleniya.pptx754.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5-ОМ КЛАССЕ.

ПО ПРОГРАММЕ Б.Н.НЕМЕНСКОГО.

ТЕМА: Украшения и одежда в жизни древних обществ. Древний Египет.

Цель: выявить роль и особенности  украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.

Задачи:

  1. Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
  2. Познакомить с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти, с цветовой гаммой одежды, материалом.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, слайды,  кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами.

Литературный ряд: «Что я видел в Эрмитаже» стихи О. Тарутина

Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы

Художественные материалы:  кисти, краски, простой карандаш, ластик, альбомный лист, баночка для воды, салфетка

Литература: Школьная энциклопедия – история Древнего мира, Изобразительное искусство 5 класс -  поурочные планы по программе Б.М. Неменского

Межпредметные связи: история, музыка, литература

План урока:

  1. Орг.  момент (1 мин)
  2. Мотивация к деятельности (3 мин)
  3. Повторение (4 мин)
  4. Определение темы урока (2 мин)
  5. Актуализация знаний (5 мин)
  6. Беседа ( 4 мин)
  7. Физкультминутка (3 мин)
  8. Критическое мышление ( 1 мин)
  9. Постановка художественной задачи (2 мин)
  10. Практическое выполнение задания (15 мин)
  11. Итог (3 мин)
  12. Рефлексия ( 2 мин)

Ход урока:

1) Орг. момент. Приветствие.

- Добрый день, 5-ый класс

Дети рассаживаются за парты, звучат египетские мотивы.

2) Мотивация к деятельности.

Урок начинаем со стихотворения. Учащийся читает стих О. Тарутина из книги « Что я видел в Эрмитаже».

На плите,

           на саркофаге,

                      на папирусной бумаге

                                 и на всем, что видит взгляд,

                                                         иероглифы пестрят.

Рыбы,

      звери,

                 птицы,

                               точки,

                                         загогулины,

                                                          кружочки …

Все знакомое почти,

                            А попробуй-ка, прочти!

- О какой стране идет речь?

Уч-ся: Древний Египет.

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.

Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.

- Что вы знаете о Древнем Египте?

Уч-ся: это страна  пирамид, фараонов, царей Древнего Египта.

В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

 … Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

при всем человечьем обличье

имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова тесница,

И только богиня Исида

похожа на женщину видом.

… Мы видим бога по имени Тот,

а также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

кто --- этот, кто --- тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

И верно, ребята, египетских богов так много, что всех и не запомнишь.

  1. Повторение

- Что же за люди жили в Древнем Египте, которые верили в этих богов? Откроем учебники и найдем, как назывались эти люди, которые верили в этих богов.

Уч-ся: Фараоны, жрецы, крестьяне, рабы, воины, знать.

- А как можно было их отличить?

Уч-ся: По одежде и украшениям.

 - Попробуйте угадать названия. На слайдах показываю картинки с изображением этих людей.

  1. Определение темы урока

Вопрос: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Ответ: Украшения и одежда в жизни древних египтян.

Знакомство с одеждой древних египтян.

Ребята, в древнем мире разные сословия как раз и отличались одеждой. Это было очень важной особенностью.

Давайте посмотрим, как же одевались египтяне и как себя украшали.

( Презентация)

Царственные и знатные особы носили одежду из тонкого льна и хлопка, а одежда крестьян и рабов состояла из грубой ткани в виде набедренной повязки.

В основном было два типа одежды:

Мужская --- схенти--- набедренная повязка. Проговорить этот термин вслух с детьми.

Женская--- калазирис--- узкое платье на лямках. Проговорить этот термин вслух с детьми.

Вещи имели белый цвет и его оттенки, серовато-желтые, кремовые. В узорах применялись цвета: синий, голубой, красный, желтый, зеленый.

Все носили парики из черной овечьей шерсти, которые спасали от палящих солнечных лучей.

У знати одежда была богато украшена.

  1. Актуализация знаний.

- Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Уч-ся: увидеть различия в одежде и украшениях людей Древнего Египта.

- Какова была роль украшений?

Уч-ся: они играли роль оберегов, защиты.

- Найдите в учебнике символы, которые использовали древние египтяне.

Учащиеся находят и называют их.

Лотос--- красота, бессмертие

Скарабей--- бог утреннего солнца

Глаз-уаджет--- защита от беды

 Сокол--- дневное солнце

Ладья--- небо

Шар--- солнечный диск

- А теперь разгадаем чайнворд. Учащийся показывает чайнворд.

(Чайнворд)

  1. Беседа

- Давайте поговорим об особенностях одежды этого периода. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

- Еще знатные особы носили знаки отличия:

Клафт--- полосатый платок фараона

Тиара--- двойная корона

Урей--- кобра-защитница

Скипетр и бич, искусственная борода--- знаки царской власти

Солнечное ожерелье, подвески, пекторали--- нагрудные украшения

- Все было подчинено особым правилам. Даже изображения людей и богов выполнялись по правилам- канонам.

Посмотрите на росписи, которыми украшались стены дворцов и гробниц.

(Презентация - каноны)

- Посмотрите внимательно, как художники изображали людей:

Голова - в профиль, плечи - прямо, ноги - боком, головные уборы - прямо.

- Как вы думаете, почему художники так изображали человека, может они не умели рисовать?

Уч-ся: чтобы лучше читалось изображение, так можно было больше рассказать о человеке.

  1. Физическая минутка

Встаньте и примите позы как на росписях, поменяйте положение рук и ног, поиграйте с движениями.

  1. Критическое мышление

Посмотрите, не допустил ли автор ошибки в росписи. Верно ли утверждение, что это египетский орнамент? Докажите. ( Первый рисунок)

Согласны ли вы, что это тоже египетский орнамент?  Если нет, объясните. ( Второй рисунок)

  1.  Постановка художественной задачи

Возьмите и положите перед собой шаблоны фигур людей.

Как вы думаете, какая перед вами стоит задача?

Ответ: выполнить древнеегипетский костюм с использованием куклы-шаблона.Украсить одежду оберегами-символами и вырезать

  1.  Практическое выполнение задания.

Я вам раздам шаблоны, которые вы обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду. Что будет на человеке, кто это будет: мужчина или женщина, какого цвета будет одежда, какие украшения, какая прическа – решать вам.

Поможет вам в работе алгоритм:

  1. Разместить на альбомном листе шаблон и обвести его простым карандашом.
  2. Простым карандашом нарисовать одежду, узоры на одежде, украшения, причёску.
  3. Закрытые одеждой линии тела стереть.
  4. Работа в цвете.

Показываю, как смешать краски для изображения мужской и женской фигуры. Смешиваем цвета на палитре.

Цвет мужчины – красно-коричневый ( белый+красный+черный)

Цвет женщины – желтоватый ( белый+желтый+красный)

Алгоритм работы для учащихся на электронной доске.

Учащиеся выполняют задание под музыку.

  1. Итог.

- Теперь представим результат вашей работы.

 - Мы совместными усилиями оживили этот горячий песок Египетской пустыни, а заодно очень много узнали об этой удивительной и поразительно красивой стране.

- Какие символы и элементы одежды запомнились вам?

- Что вам больше всего понравилось?

- Понравился ли вам урок?

- Чем?

- Вспомните, какова была тема вашего урока?

Уч-ся: украшения и одежда в жизни древних египтян.

 - Какую цель вы ставили перед собой?

Уч-ся: выявить роль и особенности одежды и украшений людей Древнего Египта.

- Достигнута ли цель урока?

Уч-ся: да, мы смогли выполнить египетский костюм и украсить его.

  1.  Рефлексия

Спасибо всем за работу. Вы оцените свою работу таким образом. Вам предложено по три кружка (красный, желтый, коричневый).

- Красный - удалось, все получилось, вы довольны

- Коричневый – ничего не получилось, не удовлетворены своей работой

- Желтый – работу выполнил, но не хватило времени закончить

Кружок нужного цвета необходимо опустить в стеклянную вазу, когда вы будете выходить из класса.

Выставление оценок. Похвалить учащихся за работу на уроке.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Слайд 2

ФАРАОН

Слайд 3

ЖРЕЦ в шкуре леопарда

Слайд 4

КРЕСТЬЯНЕ, РАБЫ

Слайд 5

ВОИНЫ

Слайд 6

ЗНАТНЫЕ ЕГИПТЯНЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по теме:"Кипение"

Урок изучения нового материала с контролирующим тестом....

Конспект урока и презентация по теме "Внутренние процессы, формирующие рельеф"

Разработка урока для 8 класса с использованием коипьютерной презентации по теме "Внутренние процессы, формирующие рельеф"....

Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс

Конспект урока и презентация    по теме "Кислоты" 8 класс,  автор учебника О.С.Габриелян, 2 часа в неделю по учебному плану....

Конспект урока и презентация по теме "Реакции замещения"

В представленном материале конспект и презентация к уроку   по теме "Реакции замещения" 8 класс. Автор учебника О.С.Габриелян....

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

Конспект урока и презентация по теме "Еда". 3 класс. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"

Здесь представлен конспект урока и презентация по теме "Еда". Урок рассчитан для 3 класса. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"...

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...