Открытый урок по теме: "Выразительные возможности графики (образ дерева)" с презентацией
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Чайкина Елена Владимировна

Материал может быть использован при проведения урока в 5 классе. На уроке ребята расширяют свои представления о графике, учатся работать различными графическими материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Выразительные возможности графики»

Цели урока как планируемые результаты деятельности:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив - изображение сказочного леса, цель – создание галереи графических изображений деревьев).

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и задачи, умение оценивать выполненные эскизы, умение организовать совместную деятельность с одноклассниками, с учителем, формулировать свои мысли.

Предметные: развитие индивидуальных  творческих способностей. Приобретение опыта работы различными художественными материалами, освоение различных техник, создание художественного образа через выразительные средства графики.

Тип урока: урок - закрепления

Оборудование:

Для учителя -  презентация, конспект урока, рисунки, фотографии, загадки; для учеников – фломастеры, черная акварель, простой карандаш, черная гелевая  ручка, листы бумаги, баночка для воды.

Аудиоряд: Ф. Шопен «Вальс си - минор», Моцарт «Симфония №40»,П. И. Чайковский «Лебединое озеро».

Технологическая карта урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Организационный.

Проверить готовность к уроку, настроить на встречу с прекрасным.

Личностные: отношение к учебе.

2.

Постановка целей и задач урока. Мотивация.

Организовать ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, вести диалог об искусстве.

Слушают, читают вопросы, загадки, отвечают, анализируют. Пытаются формулировать цели, задачи. Осознают поставленную задачу.

Коммуникативные: формирование умения слушать, понимать, формировать умение строить речевые высказывания. Познавательные: формировать умение извлекать информацию из иллюстраций. Регулятивные: совместное планирование целей и задач.

3.

Актуализация знаний, воспроизведение.

Формировать представление о графике, о выразительных средствах графике, их применении при создании творческих работ.

Участвуют в обсуждении, сравнивают, анализируют. Извлекают информацию из рисунков. Делают выводы.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, извлечение необходимой информации из таблиц, фотографий, умение проводить сравнительный анализ. Коммуникативные: умение слушать других.

4.

Закрепление знаний.

Предлагает литературные отрывки – описания деревьев сопоставить с графическими рисунками. Определить графические средства, образы деревьев.

Читают, анализируют, сравнивают, рассуждают, делают выводы.

Познавательные:  строить речевые высказывания, осуществлять анализ и сравнение, делать выводы.  Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группе. Регулятивные: умение вносить коррективы в работу.

5.

Творческое применение в новой ситуации. Выполнение работы.

Предлагает создать образ дерева, применяя определенные графические средства и графические материалы. В форме диалога формирует представление о последовательности выполнения работы. Проводит фронтальную и индивидуальную работу с обучающимися. Контролирует процесс выполнения эскиза.

Самостоятельно выбирают образ дерева, работают в группах. Определяются с выбором графических средств и материалов. Выполняют творческую работу. Приобретают навык работы с графическими материалами в определенной технике.

Познавательные: формируем умение решать учебную задачу, делать выводы, анализировать, выражать свои мысли. Коммуникативные: умение работать в группе, умение договариваться. Личностные: умение использовать язык изобразительного искусства. Регулятивные: способность организовать свою деятельность, соблюдая этапы, правила рисования.

6.

Рефлексия.

Проводит игру «Художники и искусствоведы».

Участвуют в подведении итогов, обсуждении творческих работ, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Анализируют.

Коммуникативные: формирование умения слушать, понимать других, проявлять толерантность.                          Личностные: отношение к творческим работам.                                                  Познавательные: формирование умения сравнивать и анализировать. Регулятивные: адекватно оценивать результаты своей деятельности.

7.

Организованное завершение урока.

Подводит итоги урока, ставит оценку.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация.

3. Актуализация знаний, воспроизведение. Беседа с обучающимися.

4. Закрепление знаний.
5.Творческое применение в новой ситуации. Выполнение работы.

6. Рефлексия.

7. Организованное завершение урока.

Ход урока.

                                                                                                                                                                                                                                                                                      I. Организованное начало урока.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Прозвенел звонок,                                                                                                                                                                                                           Начинается урок.                                                                                                                                                                                                                                                             Вы за парты дружно сели и на доску посмотрели                                                                                                                                                                             Мы сегодня опять учится будем рисовать.                                                                                                                                                                                                  Все на месте,                                                                                                                                                                                                                                                                        Всё ль в порядке?                                                                                                                                                                                                                              Все ли правильно сидят?                                                                                                                                                                                                                        Что ж давайте по порядку                                                                                                                                                                                                                           Загадаю я загадки                                                                                                                                                                                                                               Кто быстрей ответ найдёт                                                                                                                                                                                                                              Тот первым тему урока назовёт.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация.

        На нашей волшебной палитре вопросы. Я приглашаю от каждой группы самого сообразительного. Выбирайте вопросы.

1.В переводе с греческого это слово обозначает «пишу», «рисую».  ( Графика)

2. Наглядное изображение в виде какого – либо предмета.  ( Образ)

3. Перечислить изобразительные средства графики.  ( Штрих, пятно, линия, точка)

4. Весной веселит

   Летом холодит

   Осенью питает

   Зимой согревает.  ( Дерево) Слайд №1

        Поразмышляйте, почему я задала эти вопросы? Как можно связать наши ответы в единое целое? Как может звучать тема нашего урока? Что сегодня мы будем рисовать? (Ответы учеников.)

        Правильно, я внесу лишь небольшие коррективы в формулировку темы: «Выразительные возможности графики». Слайд №2

       А рисовать мы будем деревья. Нам предстоит научиться изображать не просто дерево, а его образ. Я хочу подчеркнуть слово «образ», именно в этом слове заключается весь смысл сегодняшнего урока. Вы обратили внимание на эпиграф к уроку «На свете всё на всё похоже».  Как вы понимаете это выражение? Размышления детей.

      В загадке о дереве говорится как о живом существе, как о человеке! (Согревает, веселит, питает). Итак, главные герои наших рисунков – деревья.

 III.  Актуализация знаний, воспроизведение. Беседа с обучающимися.

      Деревья – это не «будущие дрова». Они живые, только живут по – другому. Все они  будто заколдованы. А если присмотреться – так и расколдовать можно каждое. На первый взгляд они похожи друг на друга.                                                                                                                                            

       - Чем же они похожи?  (Стволами, ветвями). Слайд №3                                                                                                                                          

       -  Можно ли сказать, какое изображено дерево: молодое, старое?  Какая порода?

       - Это изображение дерева вообще. А в лесу, если присмотреться, можно увидеть, что каждое дерево обладает неповторимым обликом. Как и вы, ребята все вроде бы похожи, но в то же время все мы разные! Слайд №4                                                                                                                                          

      Посмотрите на слайд. Деревья стоят твердо, воздев к небу сильные ветви – руки, словно приветствуют небо и солнце, словно защитники. Даже одно и тоже дерево может выглядеть по разному. Слайд №5.  Умение наблюдать – это великий дар художника! Каждому, кто научится внимательно всматриваться, природа подарит несметные сокровища и радость открытия красоты. Посмотрите, какие удивительные образы деревьев созданы художниками. Слайд №6

      - А что напоминает дерево?  (Прожилки – ветви,  веточка ствол. Дерево  - лист.)

      - Какое изобразительное средство использовал художник при раскрытие образа? (Точку)

          Слайд №7

      - Какой образ попытался создать художник?  (Дерево – рука).

      - Какое изобразительное средство использовал художник при раскрытие образа? (Пятно)

          Слайд №8                                                                                                                                                                                                                                – А что напоминает это дерево? ( Дерево – река)

- Почему вы так решили? ( Так как линии напоминают плавное течение реки. Корни устье реки, сливаются и получается река)                                        - Какое изобразительное средство использовал художник? (Линии)

        Слайд №9

- Попробуйте отгадать следующий образ. (Дерево – сказочные персонажи)

- Какие  по характеру изображены персонажи? Кого напоминают персонажи?

- Какое изобразительное средство использовал художник для раскрытия образа? (Штрихи)

IV.  Закрепление знаний.

В легендах, мифах, сказках, стихотворениях созданы образы деревьев. В Библии – это райское дерево, в  мифах и легендах – древо жизни, дерево связывающие землю, небо, подземный мир. Слайд №10

Слайд №11 На слайде образы деревьев, на столе у каждой группы литературные отрывки. Попробуйте,  подобрать к литературным строчкам соответствующий образ дерева. Давайте соединим  литературу и изобразительное искусство!

Обучающимся предлагаются следующие отрывки :

  1. …Ива на небе кустом распластала

                Веер сквозной…

  1.  … то ива дряхлая, до свившихся корней                                                                                                                                                                                          

  Склонившись гибкими ветвями…

  1.    … Хмурые сосны шумят под окном,                                                                                                                                                                                        Ветер качает вершины их сонно.  

  1. На севере диком стоит одиноко                                                                                                                                                                                                На голой вершине сосна                                                                                                                                                                                                                И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим                                                                                                                                                                                                                     Одета как ризой она.    

  1. Вглядись в него: он важен и спокоен                                                                                                                                                                                          Среди своих безжизненных равнин.                                                                                                                                                                                             Кто говорит, что в поле он не воин?                                                                                                                                                                                                      Он воин в поле, даже и один.  

  1. Во поле береза стояла,                                                                                                                                                                                                                          Во поле кудрявая стояла…    

  1. …но ива, длинными листами                                                                                                                                                                                                  Упав на лоно ясных вод…  

  1. Люблю березу русскую,                                                                                                                                                                                                                           То светлую, то грустную…                                                                                                                                                                                                                                   То ясную, кипучую,                                                                                                                                                                                                                                                                  То грустную, плакучую.    

  1. Зеленокосая,                                                                                                                                                                                                                                               В юбчонке белой                                                                                                                                                                                                                               Стоит береза над прудом.

  1. …ты рябинушка, ты кудрявая,                                                                                                                                                                                                           В зелёном саду пред избой цвети,                                                                                                                                                                                                                           Ты кудрявая, моложавая,                                                                                                                                                                                                      Белоснежный пух – кудри – цвет твои.                                                                                                                                                                                                          

Дети зачитывают отрывки и доказывают свой выбор.                                                                                                                                                                                          

V.  Творческое  применение в новой ситуации. Выполнение работы.

Каждая группа выбирает :

- образ дерева;

- выразительное средство;

- графический материал.

Перед тем как приступить к выполнению работы, вспоминаем  правила рисования.

Правило №1 Выбор формата Слайд №13

Правило №2 Размещение в листе Слайд №14

Правило №3 Особенности рисования дерева Слайд №15,16

Перед выполнением творческой работы провести физ. минутку

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.                                                                                                                                                                              Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.                                                                                                                                                                             В сторону руки плавно подняли – это к нам птицы летят.                                                                                                                                                                                         Как они сели, тоже покажем, сложим руки назад.

Приступают к выполнению задания. Звучит музыка.

VI. Рефлексия.

      Обучающиеся  участвуют в обсуждении творческих работ, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Анализируют. Провожу игру «Художники и искусствоведы». Слайд №17

VII. Организованное завершение урока.

Подвожу  итоги урока, ставлю оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Выразительные возможности натюрморта".

Урок по теме "Выразительные возможности натюрморта" для 6 класса....

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....

Методическая разработка урока по теме: "Выразительные возможности натюрморта"

Урок изобразительного искусства предназначен для обучающихся 6 класса. Относится к разделу программы «Мир наших вещей. Натюрморт». На данном уроке закрепляются знания учащихся о жанре натюрм...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме:"Выразительные возможности натюрморта"

Презентация предназначена для 6 класса. Помогает углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о  предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей худо...

Изучение темы «Выразительные возможности акварели» во втором классе общеобразовательной школы

Может быть включен в блок уроков по теме «Чем и как работают художники» (Художественные материалы), для учеников 2 класса в 1-й четверти....

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....