«Образ Весны в искусстве и литературе». 3 класс
план-конспект занятия (изобразительное искусство) по теме

Лариса Александровна Моисеенко

  Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

                           воспитание ученика.

 

.

 

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

                           2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой  

                               культуры.

                           3. Воспитание любви к родной культуре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образ Весны в искусстве и литературе».  

 

  Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

                           воспитание ученика.

.

 

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

                           2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой  

                               культуры.

                           3. Воспитание любви к родной культуре.

 

                                        Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Учитель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Учитель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики: Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Учитель: Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики: Лету?

Учитель: Сейчас я прочту вам начало стихотворения Ф.И.Тютчева и вы обязательно догадаетесь.

                          Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики: Это – весна.

Учитель: Ну конечно, ребята. Это весна. Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе». Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Это Петр Ильич Чайковский.

Учитель: Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед  пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»  

А вот пьесу  «Май. Белые очи» предваряет  отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета :

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы П.И. Чайковского, посвященные Весне.( Учитель включает магнитофон).

Учитель: Я прошу вас прочитать мне стихи русских поэтов о Весне. Наверняка вы знаете их. (Ученики читают стихи А.С.Пушкина, А.А.Фета, И.С.Никитина)

А.С.Пушкин:

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

А.А.Фет:

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

И.С. Никитин:

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»  

Учитель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны,  прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича  Саврасова «Грачи прилетели»

Учитель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель»  Что общего  в этих картинах по вашему мнению?  

 Ученик: Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Учитель. Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в  мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры.  Да и в пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах? (Учитель показывает репродукции)

Ученица: Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Учитель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из  овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Учитель. Ты прав.   Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребята я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге.  (
Учитель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Образ Весны в искусстве и литературе. Занятие в группе продленного дня.

Издавна люди связывали приход весны с чем-то новым и прекрасным. Она была символом возрождения новой жизни.Многие композиторы, поэты и художники посвящали ей свои произведения....

Конспект урока по теме"Образ весны в литературе и искусстве"

Интегрированный урок в рамках метапредметного подхода...

Образ весны в литературе, живописи, музыке

Образ весны в литературе, живописи, музыке в контексте школьной программы  Началась весна! Какая прелесть!М.М.Пришвин За окном март. Чудесный весенний день....

Конспект урока "Образы весны в искусстве

Урок рассматривает многогранность природы в искусстве...

Образ маленького человека в русской литературе 8 класс

В презентации  произведения, связанные с зарождением образа "маленького"человека в русской литературе....