Конспект урока по теме"Образ весны в литературе и искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Интегрированный урок в рамках метапредметного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_sbornika.1.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: МКОУ СОШ с УИОП п. Афанасьево
Интегрированный урок литературы и ИЗО в 6-м классе (1 час.)
Тема: «Художественный образ весны в литературе и живописи»
Дидактическая цель: Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
Развивающие: Развивать воображение учащихся через сопоставление произведений живописи и литературы, творческие способности учащихся в процессе создания собственных творческих работ, способность видеть прекрасное в самом обычном и малом.
Воспитательные: Воспитывать уважение к культурному наследию литературы и живописи .
Метапредметные: Развивать образное мышление; применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из других дисциплин.
Тип урока: урок изучения нового материала и его первичного закрепления.
Методы: частично - поисковый; проблемного изложения;
ФОУД: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Технология: личностно-ориентированного, творческого обучения, деятельностного подхода
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации
Источники информации:
1.Учебник: Коровина В.Я. Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
2.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М. Просвещение 2008.
3.Материалы Интернет
Деятельность учителя 1 (учитель литературы) | Деятельность учащихся | Деятельность учителя 2 (учитель ИЗО) | |
1.Оргмомент | Приветствует учащихся, создает положительный настрой на урок | Приветствует учащихся, создает положительный настрой на урок | |
2.Целеполагание и мотивация | -Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. Как вы думаете, в чем его необычность? -Изобразительное искусство и литература - искусство слова…Что объединяет эти предметы? -Дайте определение слову « искусство». -Перед вами два четверостишия, которые имеют общее ключевое слово. Определите это слово. - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об образе в литературе и живописи. Как называется такой образ в искусстве? -Что изображено на слайде? О каком образе мы сегодня на уроке будем говорить? -Мы определили тему нашего урока и запишем её в тетрадь . -А теперь давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
- | На уроке 2 учителя. Объединяет слово «искусство». Работа со словарем Ожегова. «Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Слово «образ» Работа со словарем Ожегова. Художественный образ. Весна. Будем говорить об образе весны в литературе и в живописи. 1.Узнать, что такое образ. 2. С помощью чего создается образ в литературе и живописи. 3.Что нам помогает создать тот или иной образ. | Показывает слайд 1. Слайд 1. Записывает слово «образ» на доске. Продолжается запись на доске: художественный образ. Показывает слайд 2. Дописывает тему урока: Художественный образ весны в литературе и живописи. Показывает слайд 3 Записывает на доске. Показывает слайд 4. Образы бывают разные: - персонажи или литературный герой (человеческие образы); -образы-пейзажи (картины природы); - образы-вещи ( описание предметов, интерьера).
Сегодня на уроке мы обратимся к образу-пейзажу. Это будет образ весны. |
3.Актуализация знаний, умений и навыков | -С помощью чего создается художественный образ в литературе? Да, с помощью слов и выразительно – изобразительных средств (метафор, эпитетов, олицетворения, сравнения). Ведь литература - это искусство слова. | С помощью слов. Вспоминают определения. | Показывает слайд 5 |
4.Первичное усвоение учебного материала | О весне писали, её восхваляли многие поэты и писатели. Мы обратимся к стихотворениям Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум…» Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева« Весенние воды». -Читаем стихотворение. -О какой весне пишет поэт? -С помощью каких слов и выразительно-изобразительных средств Тютчев создает образ ранней весны?
-Анализ стихотворения Н.А.Некрасова « Идет-гудет Зеленый Шум…» -Читаем стихотворение. -О какой весне пишет поэт? -С помощью каких слов и выразительно-изобразительных средств поэт создает образ поздней весны? -Давайте сравним образ ранней и поздней весны. Чем они отличаются? Итак, художественный образ в литературе - это образ собирательный из деталей, явлений, чувств. Образ весны мы не только видим, но и слышим, Показывает слайд 8. Показывает слайд 9. Показывает слайд 10. Показывает слайд 11. Показывает слайд 12. | Тексты стихотворений на каждой парте. Поэт пишет о ранней весне. Работают с текстом стихотворения. Составляют кластер образа ранней весны, используя прилагательные солнечная, журчащая, торопливая, стремительная, бурная, долгожданная, многоводная. Поэт пишет о поздней весне. Составляют кластер образа поздней весны, используя прилагательные зеленая, белая, неторопливая, солнечная, теплая, игривая, шумливая, разноцветная, красочная. Раннюю весну мы слышим, чувствуем. Позднюю весну мы видим. -В тёплом и холодном колорите. -Сдержанная, невзрачная, неброская; яркая, жизнерадостная, светлая. Дети, используя кластеры «Ранняя весна», «Поздняя весна», определяют образ весны на картинах. Основным средством выразительности в живописи является – цвет. Дети соотносят картины со стихотворениями. | Показывает 6 слайд. Показывает слайд 7 Но не только поэты, но и художники воспевают образ весны в своих произведениях. Только используют они другие средства выразительности. А вот какие, сейчас мы с вами выясним. -Анализ художественных произведений живописи с различными образами весны. - В каком колорите написаны картины? -Какую цветовую гамму используют авторы картин для создания образа весны? - Образ какой весны раскрывает каждый художник. Жуковский С.Ю. «Весенний бурлящий ручей». И.Левитан «Весна. Большая вода» В.Волков «Майский лес» А.Рылов «Зеленый шум» Так с помощью какого средства выразительности живописцы раскрывают тот или иной образ природы?
Итак, главной задачей для писателей, поэтов, художников является раскрытие художественного образа. В литературе с помощью слова, в живописи – цвета. -Для описания живописных картин вы использовали кластеры с теми же словами, что и при описании стихотворений. Соотнесите картины со стихотворениями.
Таким образом, мы видим, что есть сходство между поэзией и живописью в создании образа. Не зря живопись иногда называют «немой поэзией», а литературу - «говорящей живописью». |
5.Осознание, осмысление учебного материала | -Мы рассмотрели образ весны в литературе и в живописи. -Так что мы называем художественным образом? Художественный образ – это отображение действительности, жизни. И для его создания необходимы чувства, мысли, идеи, фантазии, личные ощущения. Показывает слайд 14. | Отвечают на вопрос. Дизайнер, архитектор, художник, писатель, цветовод… Составлять букеты, обустраивать свой дом, украшать клумбы… | Показывает слайд 13. -Для чего нам нужно учиться создавать образы, развивать образное мышление? -В каких профессиях нужно уметь мыслить образами? Но образное мышление нужно не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни. Посмотрите на слайд и приведите примеры. |
6.Закрепление и применение учебного материала | -А теперь мы сами попробуем побывать в роли поэтов и художников, создать свой образ весны. Предлагаем вам поработать в творческой мастерской. 1 группа Вставить эпитеты в стихотворение А.А.Фета. 2 группа Сочинить четверостишие о весне (последние слова в строчках даны). Учитель консультирует учащихся | . | Показывает слайд 15. Показывает слайд 16. 3 группа Сделать пейзажную зарисовку. 4 группа Создать портрет весны Учитель консультирует учащихся |
7.Подведение итогов | Анализ работ учащихся. Показ слайда 17.
| Защита творческих работ. | Анализ работ учащихся. |
8.Рефлексия | Показ слайда 18.. | ||
9.Домашнее задание | Выучить наизусть, приготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения о природе, о весне. | Работа в парах. | К выбранному стихотворению выполнить пейзажную зарисовку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. (Еще одна страница «петербургского текста".)" (11-й класс. 2 урока в системе)
Урок сконструирован в компетентностно-деятельностном подходе к обучению....
конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"
События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал учащимся и способствует лучшему его усвоению. ...
Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"
Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"
МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема: «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...
Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души
Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе...
Конспект урока на тему "Образ весны в лирике Баратынского"
Конспект урока по стихотворению Баратынского "Весна, весна, как воздух чист" Урок содержит интеграцию в другие виды искусства: живопись и музыку. Также содержит анализ лирики, средств художе...