Образ Весны в искусстве и литературе. Занятие в группе продленного дня.
план-конспект (мировая художественная культура) по теме

Иванская Ирина Владиславовна

Издавна люди связывали приход весны с чем-то новым и прекрасным. Она была символом возрождения новой жизни.Многие композиторы, поэты и художники посвящали ей свои произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образ Весны в искусстве и литературе». Занятие в группе продленного дня.

 

  Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное

                           воспитание ученика.

.

 

Задачи занятия:1. Расширение кругозора, развитие общей культуры ученика

                           2. Ознакомление с общечеловеческими ценностям мировой  

                               культуры.

                           3. Воспитание любви к родной культуре.

 

                                        Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Образ Весны в искусстве и литературе.

Воспитатель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.

Воспитатель: Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?

Ученики: Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо.

Воспитатель: Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?

Ученики: Лету?

Воспитатель: Сейчас я прочту вам начало стихотворения Ф.И.Тютчева и вы обязательно догадаетесь.

                          Еще в полях белеет снег, а воды…

Ученики: Это – весна.

Воспитатель: Ну конечно, ребята. Это весна. Тема нашего занятия «Образ Весны в искусстве и литературе». Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Я не случайно начала занятие с музыкального произведения. Многие композиторы посвящали свои произведения временам года. Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Кто-нибудь догадывается, как его имя?

Ученик: Это Петр Ильич Чайковский.

Воспитатель: Ну, конечно же. Петр Ильич Чайковский очень любил Россию и ее удивительную природу, а еще он очень любил и ценил русскую поэзию. В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:

«Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Перед  пьесой «Апрель. Подснежник» Чайковский поставил тоже стихотворение Майкова:

«Голубенький,чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…»  

А вот пьесу  «Май. Белые очи» предваряет  отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета :

«Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

А сейчас ребятки мы послушаем эти три пьесы П.И. Чайковского, посвященные Весне.( Воспитатель включает магнитолу).

Воспитатель: Я прошу вас прочитать мне стихи русских поэтов о Весне. Наверняка вы знаете их. (Ученики читают стихи А.С.Пушкина, А.А.Фета, И.С.Никитина)

А.С.Пушкин:

«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

Улыбкой ласковой природа

Сквозь сон встречает утро года».

А.А.Фет:

«Еще весны душистой нега

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути».

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая.

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

И.С. Никитин:

«Полюбуйся. Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!»  

Воспитатель: Молодцы ребята. Я, продолжая «пернатую» тему весны,  прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворешнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клены от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали».

Не только поэты, композиторы, но и художники изображали весну на своих полотнах. Какая картина и какого русского художника о весне связана с грачами?

Ученица: Это картина Алексея Кондратьевича  Саврасова «Грачи прилетели»

Воспитатель: Молодец. Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям)

А вот еще одна картина. Это полотно ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана «Апрель»  Что общего  в этих картинах по вашему мнению?  

 Ученик: Это начала весны. Еще лежит снег. И весна только еще ощущается. Она незримо присутствует в природе. Это только настроение.

Воспитатель. Ты прав и ты замечательно передал характер этих картин. Но в  мировой живописи существуют картины, где художники передают образ весны в человеческом образе. Как правило, весна-это прекрасная молодая женщин с цветами. Это традиция идет от изображения греческой богини плодородия Деметры.  Да и в пьесе «Снегурочка» А.Н. Островского Весна – молодая женщина, мать Снегурочки.

Сейчас я покажу вам три картины разных художников, изобразивших весну в человеческом облике. Это картина А.Г.Венецианова «На пашне. Весна», Сандро «Боттичелли «Весна», Джузеппе Арчимбольдо «Весна». Что вы можете сказать об этих картинах?(Воспитатель показывает репродукции)

Ученица: Картина Арчимбольдо очень странная. Какое-то существо украшено цветами!

Воспитатель: Арчимбольдо – удивительный художник. Он творил XVI веке. Это был большой фантазер и единственный в своем роде портретист. Он «составлял» лица людей из  овощей, фруктов, цветов. Таков портрет весны. Цветы главное в композиции. От их многообразия захватывает дух. А что мы можем сказать о других картинах.

Ученик: У Венецианова Весна в русском костюме, а у Боттичелли в платье из цветов.

Воспитатель. Ты прав.   Алексей Гаврилович Венецианов изобразил Весну в образе красивой русской женщины в кокошнике и сарафане, а Боттичелли изобразил молодую женщину эпохи Возрождения. Как не разнятся эти картины, но в них есть много общего. И,
прежде всего, это преклонение перед красотой природы и красотой человека. А теперь ребятки я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге.  (
Воспитатель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)

Во время прогулки воспитатель предлагает детям самим провести экскурсию «Жизнь природы весной».

Образец: Природа оживает. Поют птицы. Дни стали длиннее. Посмотрите как набухли почки на деревьях. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Солнышко пригревает. Зеленеет трава. Воздух наполнен ароматами земли и зелени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Релаксационные настрои, игры и "балетотерапия" на занятиях в группе продленного дня".

Общеизвестно, что в наше время дети испытывают огромное напряжение в эмоционально-психологической , умственной сферах в период учебы. Большие нагрузки сказываются на здоровье ребенка, на его поведении...

"Клуб путешественников на занятиях в группе продленного дня"

Во всех нас живет тяга к новому, неизведанному.Еще с детства многие мечтают о путешествиях в удивительные места мира. Я в своих разработках попыталась в легкой игровой форме познакомить детей...

"Клуб путешественников на занятиях в группе продленного дня"

Во всех нас живет тяга к новому, неизведанному.Еще с детства многие мечтают о путешествиях в удивительные места мира. Я в своих разработках попыталась в легкой игровой форме познакомить детей...

«Образ Весны в искусстве и литературе». 3 класс

Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное...

Презентация к занятию в группе продленного дня для 3 класса "Путешествие в страну изобразительного искусства"

Презентация для проведения занятия - игры в 3 классе.Эта презентация создана для проведения игры-квеста в группе продленного дня.К презентации прилогается конспект занятия....

Конспект к занятию в группе продленного дня для 3 класса "Путешествие в страну изобразительного искусства"

Конспект для проведения занятия - игры в 3 классе. Создан для проведения игры-квеста в группе продленного дня....

Конспект занятия в группе продленного, творческое занятие "Осенний пейзаж"

Конспект занятия в группе продленного дня в 5 «Б» классе Тема: «Осенний пейзаж»...