Рабочая программа по искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Рабочая программа по искусству для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_iskusstvu_dlya_9_klassov.rar25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М.П.Константинова

РАССМОТРЕНА                     СОГЛАСОВАНА

на заседании МО                     Заместитель директора

учителей эстетического          по УВР

цикла                                         __________________

Рук. МО______________

Клюкина А. Ф.                         И.В. Гулидова

Протокол № _____                  «______»______2014г.

от «____» ___________ 2014 г.

Рабочая программа

по искусству

для 9а, 9б классов

на 2014-2015 учебный год

г. Усмань, 2014г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

           

    Цель программы— развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

формирование у учащихся представления о многообразии, художественной самобытностии взаимосвязи традиций художественной культуры Липецкого края от       истоков до современности.

     Задачи реализации данного курса:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

-воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования;

- осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление

уважительного, бережного отношения к культурному наследию Липецкого края;

-формирование художественно-творческой активности в процессе

собственной практической работы в раскрытии содержательного смысла;

художественно-образного языка декоративного искусства, умения связывать

его с явлениями в жизни общества;

-формирование художественных знаний о значении древних корней

народного искусства, связи времен в народном искусстве, месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;

-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089);

-образовательный стандарт основного общего образования по изобразительному искусству;

-примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;

 

- авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. 

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования»;

-Методические рекомендации  ГАУДПО ЛО «ИРО»  «О преподавании  изобразительного искусства  в общеобразовательных учреждениях Липецкой области  в 2014-2015 учебном году»;

-учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;

- календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;

-положение  №26, МБОУ СОШ №2  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу,

их обоснование.

Выбор данной авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данные нормативные документы  созданы в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по искусству». В них представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебного процесса получать представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе урока.

 

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений

Российской Федерации отводит в 9классе 17 часов, из расчёта 1 учебный час в две недели.

Место и роль изобразительного искусства в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении

определённого уровня эрудиции в сфере образовательного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие  учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно творческие задачи, воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения  содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана

 рабочая программа по изобразительному искусству.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (1 час в две недели).

Формы организации образовательного процесса:

Основными формами образовательного процесса являются современные информационные технологии. Ведущая роль отводится активным методам обучения, педагогическому сотрудничеству учителей, учащихся, родителей, взаимодействию с учреждениями  культуры, народными мастерами, а также самостоятельной поисковой работе, организации выставок, написание рефератов и докладов.

Технологии обучения:

-технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;

-технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;

-технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-технология индивидуализации обучения;

-информационно-коммуникационные технологии.

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-фронтальный

Виды контроля

-текущий

-тематический

-итоговый

Информация об используемом учебнике.

Учебник для 8-9 классов «Искусство» Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.,

М; Просвещение, 2011г.

Содержание рабочей программы  по  искусству для 9 класса.

Раздел 1.                      Воздействующая сила искусства (5часов).

Искусство вокруг нас. Искусство и власть. Какими средствами воздействует искусство. Храмовый синтез искусств. Синтез искусств  в  театре, кино, на телевидении.

Раздел 2.                            Искусство предвосхищает будущее.                     ( 4часа)

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство? Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и учёный.

Раздел 3.         Дар созидания. Практическая функция.        (6часов)

                                                                         

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство.

Раздел 4.            Искусство и открытие мира для себя.        (2часа)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Исследовательский проект «Пушкин - наше всё».

Учебно-тематический план

по искусству в 9 классе.

п/п

Разделы

Количество

часов

Творческие работы

1

 Воздействующая сила искусства.

5

-

2

Искусство предвосхищает будущее.    

4

-

3

Дар созидания. Практическая функция.

6

-

4

Искусство и открытие мира для себя.

2

1

                                                          Итого

17

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

9 класса.

Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
  • размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

- историю зарождения культуры Липецкой области;

- особенности каменного и деревянного зодчества, архитектурные стили,

использованные в строительстве архитектурных ансамблей знаменитых

архитекторов нашего края;

- отличительные особенности народного костюма Липецкого края;

- использовать язык декоративно-прикладного искусства и художественные

материалы на уровне своего возраста при создании творческих работ;

- работать с цветом, формой, пространством, используя средства

художественной грамоты;

-творчески относится к собственной деятельности;

-понимать художественно-образный язык народного и декоративно-

прикладного искусства;

- владеть первичными навыками выполнения предметов народного

творчества;

-высказывать аргументированные суждения о произведениях народного

творчества и декоративно- прикладного искусства.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

Учебник, Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011

Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2011 г., (электронная версия)  

Учебник «Изобразительное искусство 8 класс по редекцией Т. Я. Шпикаловой, м., Просвещение 2014г.

 Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;

Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2010г.

Неменский Б.М. Культура – искусство – образование. – М., 1993.

 Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1982.

Осетров Е.И. Живая древняя Русь. Повесть о великом, добром и вечном. – М., 1970.

Полунина В.Н. Искусство и дети. – М., 1982.

Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.

Попова В.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.

Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. – М., 1985.

Рак И.В. Мифы древнего Египта. – СПб., 1993.

Рогов А.П. Кладовая радости. – М., 1982.

«Посмотри, подумай и ответь» А.В. Соколов. Проверка знаний по изобразительному искусству. М.: «Просвещение» 1991 г.

«Искусство древнего мира» Л.Любимов М.: «Просвещение» 1980 г.

«Откройте в себе художника» Профессор Бетти Эдвардс. Минск 2003 г.

  1. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  2. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  3. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • http://artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/gory
  • http://art.1september.ru/index.php
  • http://art.1september.ru/
  • http://art.1september.ru/urok/
  • http://www.kafedramhk.ru/
  • http://pedsovet.su/load/94
  • achiy_batik.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...