Роспись игрушек в традициях народных мастеров Дымково, Филимоново, Каргополя
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Урок № 3 по теме: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».урок № 3 по теме: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konferentsiyu.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роспись  игрушек в традициях народных мастеров

Дымково, Филимоново, Каргополя»

Место урока в системе занятий: урок № 3 по теме: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения:  Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • модели для раскрашивания " Каргопольская, Дымковская, Филимоновская игрушки"
  • гуашь, кисти.

Наглядно-демонстрационный материал

  • Иллюстрации Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушек.
  • Модели Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушек.
  • Презентация о Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушках.
  • Записи русских народных песен.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Из предложенных моделей игрушек  выбрать образец, соответствующего промысла, и  используя свои знания, умения, приобретенные на предыдущих уроках расписать его.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументировано оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов.

Ход урока:

Звучит песня “ Коробейники”  

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая: 

Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой, и товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ и ведем про них рассказ.

Открывает коробку, вынимает игрушки и говорит:      

- Ну, что ребята, выбираем товар и отправляемся на ярмарку!

- А почему вы сидите? Не спешите отправиться в путь? Что – то не так?

Ответы детей.

- Да, вы правы, ведь игрушки не расписаны.

-  Как вы думаете, что нам делать?

Ответы детей.

- Молодцы! Правильно, их надо сначала расписать!    

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о народных глиняных игрушках, о том, что до сих пор они пользуются большой популярностью. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много, а мы познакомились с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушками (показывается мультимедийная презентация)

Работа с карточками: 

Карточка №1

А сейчас посмотрите на карточки, которые лежат на ваших партах, и определите, какая из форм игрушек относится к данной росписи.

Стрелочками соединяют элементы узоров данных промыслов с иллюстрациями моделей игрушек.

Карточка №2

Определите роль данного текста на уроке, сформулируйте задание для работы с текстом .Вставьте  пропущенные слова.

Среди народных мастеров имя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . одно из самых известных. Игрушки мастерицы экспонировались на выставках Европы, Азии и Америки. Они хранятся сегодня в многочисленных частных коллекциях и в музейных собраниях нашей страны. К ней приезжали художники и искусствоведы, этнографы и писатели, шли многочисленные туристы из самых далёких мест. Чем же так замечательна мастерица и её игрушки?

Изделия гриневцев расходились далеко за . . . . . . . . . . . . пределы. В работе . . . . . . . . . . . . . гончаров было своё разделение труда: лепили игрушку, как правило, ……………, а расписывали – …………….

Делала мастерица свои игрушки то под протяжно распеваемую …………, то под задорную …………, под напев старой …………, перекликавшийся с образами глиняных фигурок. В творчестве . . . . . . . . . . . . . . . . . часто встречается древний образ – получеловек, полуконь - . . . . . ..

Мастерица изображает его наполовину бравым генералом: грудь крепкая, лицо круглое с окладистой бородой. А туловище - словно у коня, и на ногах копыта. Про . . . . . . . она рассказывала, что это был богатырь.

Карточка №3

Зарисовать узоры игрушки появившейся в Тульской области. (Работать восковыми мелками)

Учитель: Молодцы! А сейчас вы будете народными мастерами, распишите игрушки, чтобы порадовать всех своими красивыми, неповторимыми изделиями. На ваших столах стоят таблички с надписями тех народных промыслов по мотивам, которых вы должны   их расписать. Сейчас внимательно посмотрите на эти таблички, посоветуйтесь со своими товарищами и кто готов, подходите за изделиями.  

Физкультминутка

Встаньте около своих столов, расправьте плечи. Поверните голову направо, посмотрите на одноклассников, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на своих товарищей слева, улыбнитесь им. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и тем самым подготавливая их к работе.

    Учитель:     Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

Работа в подгруппах:

1 группа расписывает – «Дымковскую игрушку»

2 группа расписывает –«Филимоновскую игрушку»

3 группа расписывает – «Каргопольскую игрушку»

Учитель: Во время работы детей учитель подходит к каждой группе, оказывает индивидуальную помощь, дает советы.

Учитель: Вот я вижу, что с заданием многие уже справились, и  мы можем отправляться на ярмарку. Сейчас каждая группа должна выбрать  представителя,  который и будет продавать ваши игрушки. (Ребята выбирают представителя от каждой группы, учитель переодевает ребят в народные костюмы).

Ребята  презентуют свои работы

1 группа рассказывает о «Дымковской игрушке»

2 группа рассказывает о «Филимоновской игрушке»

3 группа рассказывает о  «Каргопольской игрушке»

   Подведение итогов, рефлексия:

Учитель. Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хлопай – топай».

Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте.

  • Ребята, было ли вам интересно на ярмарке?
  • Игрушки в представлении наших предков обладали магической силой и оберегали людей от всякого зла?
  • Дымковская игрушка — самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек?
  • Дымковская игрушка появилась в Архангельской области?
  • Филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок?
  • Роспись филимоновской игрушки яркая, звучная, достигается путем чередования цветных полосок?
  • Каргопольская игрушка имеет приглушенную цветовую гамму?
  • Каргопольская игрушка – свитулька?
  • Вы были молодцы, хорошо потрудились?!

 Да, сегодня все – молодцы! Не ошибусь, если скажу: в России рождаются новые художники и мастера. Будущее нашей Родины зависит от вас. Давайте сохранять народные традиции и строить яркую, красивую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Традиции народной культуры

Внеклассное мероприятие "Традиции народной культуры" проводилось в рамках проектной деятельности и основывалось на народном календарном празднике "Именины Домового".Перед мероприятием ученики с учитил...

"Досуговая программа, посвящённая традициям народных праздников"

Полноценно реализованная предложенная программа может содействовать введению детей в мир народной культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта позитивной, созидательной самореализаци...

Традиции народной вышивки

Обучающая презентация по теме "Вышивка". Раздел программы "Рукоделие. Художественные ремесла"....

Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края

Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....