Роспись игрушек в традициях народных мастеров Дымково, Филимоново, Каргополя
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок № 3 по теме: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».урок № 3 по теме: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konferentsiyu.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роспись игрушек в традициях народных мастеров
Дымково, Филимоново, Каргополя»
Место урока в системе занятий: урок № 3 по теме: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».
Тип урока: комбинированный
Методы и формы обучения: Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- модели для раскрашивания " Каргопольская, Дымковская, Филимоновская игрушки"
- гуашь, кисти.
Наглядно-демонстрационный материал
- Иллюстрации Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушек.
- Модели Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушек.
- Презентация о Каргопольской, Дымковской, Филимоновской игрушках.
- Записи русских народных песен.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Из предложенных моделей игрушек выбрать образец, соответствующего промысла, и используя свои знания, умения, приобретенные на предыдущих уроках расписать его.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументировано оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов.
Ход урока:
Звучит песня “ Коробейники”
Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:
Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой, и товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ и ведем про них рассказ.
Открывает коробку, вынимает игрушки и говорит:
- Ну, что ребята, выбираем товар и отправляемся на ярмарку!
- А почему вы сидите? Не спешите отправиться в путь? Что – то не так?
Ответы детей.
- Да, вы правы, ведь игрушки не расписаны.
- Как вы думаете, что нам делать?
Ответы детей.
- Молодцы! Правильно, их надо сначала расписать!
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о народных глиняных игрушках, о том, что до сих пор они пользуются большой популярностью. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много, а мы познакомились с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушками (показывается мультимедийная презентация)
Работа с карточками:
Карточка №1
А сейчас посмотрите на карточки, которые лежат на ваших партах, и определите, какая из форм игрушек относится к данной росписи.
Стрелочками соединяют элементы узоров данных промыслов с иллюстрациями моделей игрушек.
Карточка №2
Определите роль данного текста на уроке, сформулируйте задание для работы с текстом .Вставьте пропущенные слова.
Среди народных мастеров имя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . одно из самых известных. Игрушки мастерицы экспонировались на выставках Европы, Азии и Америки. Они хранятся сегодня в многочисленных частных коллекциях и в музейных собраниях нашей страны. К ней приезжали художники и искусствоведы, этнографы и писатели, шли многочисленные туристы из самых далёких мест. Чем же так замечательна мастерица и её игрушки?
Изделия гриневцев расходились далеко за . . . . . . . . . . . . пределы. В работе . . . . . . . . . . . . . гончаров было своё разделение труда: лепили игрушку, как правило, ……………, а расписывали – …………….
Делала мастерица свои игрушки то под протяжно распеваемую …………, то под задорную …………, под напев старой …………, перекликавшийся с образами глиняных фигурок. В творчестве . . . . . . . . . . . . . . . . . часто встречается древний образ – получеловек, полуконь - . . . . . ..
Мастерица изображает его наполовину бравым генералом: грудь крепкая, лицо круглое с окладистой бородой. А туловище - словно у коня, и на ногах копыта. Про . . . . . . . она рассказывала, что это был богатырь.
Карточка №3
Зарисовать узоры игрушки появившейся в Тульской области. (Работать восковыми мелками)
Учитель: Молодцы! А сейчас вы будете народными мастерами, распишите игрушки, чтобы порадовать всех своими красивыми, неповторимыми изделиями. На ваших столах стоят таблички с надписями тех народных промыслов по мотивам, которых вы должны их расписать. Сейчас внимательно посмотрите на эти таблички, посоветуйтесь со своими товарищами и кто готов, подходите за изделиями.
Физкультминутка
Встаньте около своих столов, расправьте плечи. Поверните голову направо, посмотрите на одноклассников, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на своих товарищей слева, улыбнитесь им. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и тем самым подготавливая их к работе.
Учитель: Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.
Работа в подгруппах:
1 группа расписывает – «Дымковскую игрушку»
2 группа расписывает –«Филимоновскую игрушку»
3 группа расписывает – «Каргопольскую игрушку»
Учитель: Во время работы детей учитель подходит к каждой группе, оказывает индивидуальную помощь, дает советы.
Учитель: Вот я вижу, что с заданием многие уже справились, и мы можем отправляться на ярмарку. Сейчас каждая группа должна выбрать представителя, который и будет продавать ваши игрушки. (Ребята выбирают представителя от каждой группы, учитель переодевает ребят в народные костюмы).
Ребята презентуют свои работы
1 группа рассказывает о «Дымковской игрушке»
2 группа рассказывает о «Филимоновской игрушке»
3 группа рассказывает о «Каргопольской игрушке»
Подведение итогов, рефлексия:
Учитель. Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хлопай – топай».
Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте.
- Ребята, было ли вам интересно на ярмарке?
- Игрушки в представлении наших предков обладали магической силой и оберегали людей от всякого зла?
- Дымковская игрушка — самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек?
- Дымковская игрушка появилась в Архангельской области?
- Филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок?
- Роспись филимоновской игрушки яркая, звучная, достигается путем чередования цветных полосок?
- Каргопольская игрушка имеет приглушенную цветовую гамму?
- Каргопольская игрушка – свитулька?
- Вы были молодцы, хорошо потрудились?!
Да, сегодня все – молодцы! Не ошибусь, если скажу: в России рождаются новые художники и мастера. Будущее нашей Родины зависит от вас. Давайте сохранять народные традиции и строить яркую, красивую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе
Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...
Традиции народной культуры
Внеклассное мероприятие "Традиции народной культуры" проводилось в рамках проектной деятельности и основывалось на народном календарном празднике "Именины Домового".Перед мероприятием ученики с учитил...
"Досуговая программа, посвящённая традициям народных праздников"
Полноценно реализованная предложенная программа может содействовать введению детей в мир народной культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта позитивной, созидательной самореализаци...
Традиции народной вышивки
Обучающая презентация по теме "Вышивка". Раздел программы "Рукоделие. Художественные ремесла"....
Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся на традициях народной культуры, языковом и литературном наследии родного края
Использование проектной технологии как средство развития духовно - нравственных качеств. Учащиеся создают собственные проекты, используя краеведческий материал....
Сохранение традиций народных художественных промыслов "Практические навыки работы с горячими эмалями"
Поэтапное изготовление вставки с перегородчамыми эмалями...
"Использование лучших традиций народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов и родителей...