Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (декоративно-прикладное искусство)
рабочая программа по технологии
Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (декоративно-прикладное искусство), первого года обучения разработана для обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнекамская школа № 18 для детей с ограниченными возможностями здоровья». Рабочая программа разработана для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
декоративно-прикладное искусство | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Профильный труд
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (декоративно-прикладное искусство), первого года обучения разработана для обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнекамская школа № 18 для детей с ограниченными возможностями здоровья». Рабочая программа разработана для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273- ФЗ;
2. ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3 Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.. № 26. г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрированого в Минюсте РФ 14.08.2015, рег.№38528
5. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущено Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М.: Владос, 2001год.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Программа направлена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, не только прививает умения и навыки овладения техникой работы с природным материалом, тканью и бумагой, но и способствует формированию национальной культуры, развивает творческие возможности.
Актуальность: Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Данная программа решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. В ходе реализации программы дети овладеют элементарными умениями и навыками для выполнения несложных работ.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является то, что в ходе еѐ реализации на отдельных занятиях используются элементы, которые позволяют ребенку выразить свой внутренний мир через творчество. На занятиях происходит совершенствование первичных навыков рукоделия, а также продолжается коррекция восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений, умения согласовывать движения различных частей тела. В процессе обучения обучающиеся научатся самостоятельно изготавливать простые подарки, сувениры для себя, родных, близких, друзей. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность, развить фантазию, художественный вкус, пространственное мышление.
Цель: развитие творческих индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- формирование умений и навыков художественного творчества;
- знакомство с традициями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, их роли в жизни общества;
- овладение практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
- совершенствование у детей процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения,-
- формирование умения планировать свою деятельность, намечать последовательность выполнения работы.
Коррекционно-развивающие:
-развитие и коррекция мыслительной и творческой деятельности;
- сглаживание значительных нарушений координации движений, недоразвития мышц пальцев и кисти рук (приучение пальцев к более точным и координированным движениям), придание гибкости и твердости руке;
- коррекция недостатков пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- повышение активности и сознательной деятельности учащихся (предварительное осмысление структуры наглядно воспринимаемого объекта, определение формы и величины, установление последовательности выполнения работы, сравнение своей работы с объектом);
- повышение уровня развития речи (обогащение словаря специальными терминами, развития умения выражать свои суждения о предметах и явлениях, которые служат объектами изображения, совершенствование регулирующей функции речи);
- развитие у детей способности видеть и называть цвета и оттенки, повышение правильного использования основных цветов и оттенков. Воспитательные:
- достижение уровня правильных суждений и выработка определенной эстетической отзывчивости;
- развитие нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, своей малой Родине, уважения ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- организация коллективной творческой деятельности на основе взаимной поддержки.
Условия реализации. Данная программа рассчитана для детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста 11- 15 лет. Занятия по программе проводятся как в индивидуальной форме обучения на дому, так и групповой. Программа первого года обучения рассчитана на получение основных теоретических знаний и практических навыков. Так как занятия декоративно-прикладным искусством - это кропотливая и долгая работа, программа построена таким образом, чтобы обучающийся, мог увидеть результаты своего труда. Изучив несколько видов искусства, ребенок уже может изготавливать несложные изделия. По мере обучения выполняются более сложные изделия.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г №29/2065-п., на изучение предмета профильный труд отводится 6 часов в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вводные занятия | 2 |
2 | Работа с природным материалом | 7 |
3 | Квиллинг | 7 |
4 | Декупаж | 10 |
5 | Работа с глиной | 8 |
Всего за год | 34 |
Содержание
Вводное занятие. Вводное занятие. Беседа о предмете. Содержание предмета. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Работа с природным материалом. Работа с природным материалом (виды при родного материала. Инструменты и материалы для работы с природным материалом. Правила техники безопасности при работе).
Квиллинг. Правила безопасной работы с инструментом. Основные виды спиралей. Изготовление спиралей по схемам. Изготовление простых композиций из спиралей «капля», «глаз», «свободная спираль», «тугая спираль».
Декупаж. История возникновения техники декупаж. Необходимые материалы и инструменты для работы в технике декупаж. Правила безопасной работы с инструментами. Подготовка поверхностей из дерева, металла, стекла, пластика для декорирования Декорирование различных поверхностей: дерево, пластик, металл, стекло. Особенности окрашивания поверхностей.
Работа с глиной. Свойства глины. Применение глины. Использование глины в народных промыслах. Знакомство с глиняными игрушками – дымковской, филимоновской, каргопольской. Подготовка глины к работе. Простейшие приемы работы с глиной. Особенности росписи различных народных игрушек из глины. Роспись игрушек.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
Должен знать:
- что такое декоративно-прикладное искусство;
- виды декоративно-прикладного искусства;
- промыслы и ремесла;
- орнамент, роспись, декор;
- народные традиции;
- глиняная игрушка и ее образы;
- Дымковская игрушка, этапы изготовления игрушки, способы лепки и окраски;
- Филимоновская игрушка, этапы изготовления игрушки, способы лепки и окраски;
- Каргопольская игрушка, этапы изготовления игрушки, способы лепки и окраски;
- гжель, основные элементы росписи, основы композиции, последовательность росписи;
Должен уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;
- пользоваться кистью, красками, палитрой;
- вылепить из глины Дымковскую игрушку и раскрасить ее;
- вылепить из глины Филимоновскую игрушку и раскрасить ее;
- вылепить из глины Каргопольскую игрушку и раскрасить ее;
- применять основные приемы и способы лепки;
- главные отличительные элементы орнамента в росписи Каргопольской, дымковской и Филимоновской игрушек;
- роспись шаблонов основными элементами городецкой и гжельской росписи;
Формы и средства контроля
С целью проверки умений и знаний учащегося, качества подготовки учащегося проводят следующие формы контроля:
- обобщающая беседа по изученному материалу (ОБ);
- контрольная работа (КР);
- устный опрос (УО)
План проведения контрольных работ:
I четверть – 1 контрольная работа;
II четверть – 1 контрольная работа;
III четверть – 1 контрольная работа;
IV четверть – 1 контрольная работа
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Перечень материально-технического обеспечения
Дидактические пособия:
Наглядные пособия образцы поделок и изделий. Презентации («Разнообразие природного материала», « Техника бумагокручения – волшебный квиллинг», «Основы гончарного дела»)
Средства обучения:
Оборудование: инструменты для обработки бумаги (квиллинг);
гончарные круги для творчества;
Ноутбук;
Презентации («Разнообразие природного материала», « Техника бумагокручения – волшебный квиллинг», «Основы гончарного дела»)
Методические пособия:
Список литературы для учителя
1. Агаева И. В. Народное творчество. М.:Просвещение – 2004.
2 Баширова Т.В.,Соколова С.М. Программа «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью 1- 9
классов» в 2-х частях (часть 2). Иркутский институт повышения квалиыикации работников образования. Иркутск,
2011 г.
3. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989
5. Каргопольская глиняная игрушка. Каталог. Каргополь 2006
6. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
«Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
7. Проснякова, Т.Н. Цирулик Н.А. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»,
2004.
8. Проснякова, Т.Н. Цирулик. Н.А. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная
литература», 2004.
9. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
10. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида А. М. Щербакова, Г. И. Шахова Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2001
Список литературы для учащихся
1. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч. /Под. Ред. Т. Я. Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,2001.-ч.2.- 272с. - (Воспитание и дополнительное образование школьников).
Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
2. Журналы «Ручная работа»;
Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
Интернет ресурсы:
1. http://stranamasterov.ru
2. http://www.arshobby.ru
3. http://allforchildren.ru
4. http://www.formula-rukodeliya.ru
Календарно – тематическое планирование по профильному труду
(декоративно-прикладное искусство)
первый год обучения
(1час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Виды кон-троля | Коррекционные задачи | Должен знать Должен уметь | Сроки реализации | |
I четверть 9 часов | |||||||
Вводные занятия (2 часа) | |||||||
1/1 | Вводное занятие. Беседа о предмете. Содержание предмета | Урок сообщения новых знаний | УО | Коррекция мыслительных процессов Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Понятие декоративно- прикладного искусства. Примеры использования природного материала. Рационально организо-вывать рабочее место | сентябрь | |
2/2 | Правила техники безопасности при работе с инструментами | Урок сообщения новых знаний | УО | Коррекция мыслительных процессов | Правила техники безопас-ности в мастерской. Соблюдать технику безо- пасности | сентябрь | |
Работа с природным материалом (7 часов) | |||||||
3/3 | Работа с природным материалом. Разно-образие природного материала | Комбиниро-ванныйурок | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Соблюдение правил техники безопасности при работе с природным материалом | сентябрь | |
4/4 | Изготовление композиции из шишек и желудей | Урок - практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Способы соединения шишек и желудей в композиции; Соединять различными способами шишки, желуди (используя пластилин, зубочистки) Соблюдать технику безопасности в мастерской; | сентябрь | |
5/5 | Изготовление игрушек из шишек «Ежик», «Свинка» | Комбиниро-ванныйурок | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы соединения ши- шек при изготовлении поделки. Соблюдать технику безопасности. | сентябрь | |
6/6 | Аппликация из листьев «Лисенок» | Комбиниро-ванныйурок | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Правила сбора листьев; правила обработки лис-тьев для хранения. Изготоввливать аппликации из листьев | октябрь | |
7/7 | Композиция из осенних листьев «Букет» | Урок - практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Правила сбора листьев; правила обработки листьев для хранения и использования; Изготавливать композиции из листьев | октябрь | |
8/8 | Контрольная работа «Работа с природным материалом» | Контрольный урок | КР | Коррекция операций внимания и синтеза | Инструменты для работы; виды спиралей. Соблюдать технику безопасности в мастерской; | октябрь | |
9/9 | Анализ работ | Комбинированный урок | УО | Коррекция операций внимания и синтеза | Необходимые виды спиралей; Соблюдать технику безопасности в мастерской; Проверять качество работы | октябрь | |
II четверть 7 часов | |||||||
1/10 | История возникновения квиллинга. Необходи-мые инструменты и материалы. Правила безопасной работы с инструментами. | Комбинированный урок | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Историю возникновения квиллинга | ноябрь | |
2/11 | Основные виды спиралей. | Урок сообщения новых знаний | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Виды спиралей; понятие «свободная спираль»; изготовление «свободной спирали» и др. Соблюдать технику безопасности в мастерской; | ноябрь | |
3/12 | Изготовление композиции «Цветы». | Комбинированный урок | УО | Коррекция мыслительных процессов | Необходимые виды спиралей; Соблюдать технику безопасности в мастерской; | ноябрь | |
4/13 | Композиция «Зеленый виноград». | Урок- практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Необходимые виды спиралей; Соблюдать технику безопасности в мастерской; | ноябрь | |
5/14 | Композиция «Тюльпаны». | Урок- практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Необходимые виды спиралей; Соблюдать технику безопасности в мастерской; | декабрь | |
6/15 | Контрольная работа «Квиллинг». | Контрольный урок | КР | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы декорирования поверхностей в технике квиллинг. Применять приемы на практике. | декабрь | |
7/16 | Анализ работ | Комбинированный урок | УО | Коррекция операций внимания и синтеза | Необходимые виды спиралей; Соблюдать технику безопасности в мастерской; Проверять качество работы | декабрь | |
III четверть 10 часов | |||||||
Декупаж 10 часов | |||||||
1/17 | История возникновения техники декупаж. | Комбинированный урок | УО | Коррекция операций внимания зрительного восприятия. | Историю возникновения техники декупаж Применение техники декупаж | январь | |
2/18 | Основные материалы и инструменты. Правила безопасной работы. | Урок сообщения новых знаний | УО | Коррекция операций внимания зрительного восприятия. | Назначение инструментов и приспособлений; Уметь применять их на практике Соблюдать правила ТБ при работе | январь | |
3/19 | Декорирование изделий в технике декупаж | Комбини-рованный урок | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж. Применение приемов на практике. Соблюдать правила ТБ при работе | январь | |
4/20 | Декупаж керамики и цветочных горшков | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж; Применять приемы на практике; Соблюдать правила ТБ при работе | февраль | |
5/21 | Декупаж керамики и цветочных горшков | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж; Применять приемы на практике; Соблюдать правила ТБ при работе | февраль | |
6/22 | Декупаж фоторамки | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж. Применять приемы на практике; Соблюдать правила ТБ при работе | февраль | |
7/23 | Декупаж вазы | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж. Применять приемы на практике; Соблюдать правила ТБ при работе | февраль | |
8/24 | Декупаж разделочной доски | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж; Применять приемы на практике; Соблюдать правила ТБ при работе | март | |
9/25 | Контрольная работа: «Декупаж» | Контрольный урок | КР | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж; Применять приемы на практике; Соблюдать правила ТБ при работе | март | |
10/26 | Анализ контрольной работы. | Комбинированный урок | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Приемы декорирования поверхностей в технике декупаж; Применять приемы на практике; Соблюдать правила ТБ при работе | март | |
IV четверть 8 часов | |||||||
1/27 | Вводное занятие. Знакомство с глиной. | Комбинированный урок | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Свойства глины; Соблюдать правила ТБ при работе | апрель | |
2/28 | Освоение простейших приемов работы с глиной. Соединение различных элементов | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Особенности последовательной работы; Выполнять простые приемы при лепке из глины Соблюдать правила ТБ при работе | апрель | |
3/29 | Лепка Каргопольской игрушки (медведь) | Сообщение нового материала | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | История игрушки; Основные представления об игрушке Выполнять простые приемы при лепке из глины Соблюдать правила ТБ при работе | апрель | |
4/30 | Роспись игрушки | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Особенности последовательной работы; Пользоваться красками, кистью Соблюдать правила ТБ при работе | апрель | |
5/31 | Дымковская игрушка. Лепка животного на 4-х ногах (кот) | Комбинированный урок | УО | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Особенности последовательной работы; пользоваться глиной | май | |
6/32 | Филимоновская игрушка. Лепка барыни | Урок-практикум | УО | Коррекция моторики рук, зрительного восприятия, внимания | Особенности последовательной работы; Выполнять простые приемы при лепке из глины Соблюдать правила ТБ при работе | май | |
7/33 | Контрольная работа: «Ручная лепка из глины» | Контрольный урок | КР | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | История народных игрушек из глины. Отличительные особенности различных игрушек Последовательность работы Правила техники безопасности | май | |
8/34 | Анализ работ. Обобщающий урок. | Комбинированный урок | ОУ | Коррекция операций внимания и операций анализа и синтеза | Анализ качества работы; Подведение итогов | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) для детей с ОВЗ....
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по предмету "Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий" 5-9 классы
Рабочая программа по предмету "Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий" 5-9 классы...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету Профильный труд: рабочий по обслуживанию зданий...
Адаптированная общеобразовательная программа учебного предмета «Профильный труд» для 9 класса
Адаптированная общеобразовательная программа учебного предмета «Профильный труд» для 9 класса...