Программа по предмету "Станковая композиция"
рабочая программа по теме
Программа по предмету «Станковая композиция" по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Рабочая программа по предмету «Станковая композиция» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по предмету "Станковая композиция" | 60.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская художественная школа»
Программа по предмету
«Станковая композиция»
по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
с.Кочубеевское 2013г.
«Одобрено» Методическим советом Образовательного учреждения Дата рассмотрения | «Утверждаю» Директор –
_________________________________ (подпись) Дата утверждения |
Разработчик-Ершова Н.А., преподаватель
МБОУ ДОД «Детская художественная школа»
Рецензент-
Рецензент-
Рецензия на программу
по предмету «Станковая композиция»
Программа по предмет «Станковая композиция» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.
В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.
В программе дано содержание предмета, предметный учебно- тематический план.
Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.
Программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям. Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно – прикладного искусства, факультеты дизайна, архитектуры, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.
Рецензент(ы):___________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Станковая композиция» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.
Курс станковой композиции решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.
Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания:
- Последовательное освоение двух- и трехмерного пространства.
- Знакомство с основными законами, правилами, приемами композиции.
- Изучение выразительных возможностей тона и цвета.
В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах, рисунках. И должен знать:
- Законы композиции:
- Закон цельности
- Закон типизации
- Закон контрастов
- Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу
- Правила композиции:
- Передача ритма
- Выделение сюжетно-композиционного центра
- Симметрия, асимметрия
- Расположение главного на втором пространственном плане
- Формат и масштаб
- Статика – динамика
- Приемы композиции:
- Пространство
- Колорит
- Точка зрения
- Горизонтали и вертикали
- Диагонали
- Типы композиции:
- Замкнутая
- Открытая
- Совмещение разновременных событий
- Средства композиции:
- Точка
- Линия
- Штрих-линия
- Пятно (тон, цвет)
Работа над композицией должна вестись методично, серьезно и последовательно.
Этапы выполнения станковой композиции:
- Замысле. Сбор подготовительного материала (литературный, музыкальный), наблюдение, фантазия.
- Выбор техники выполнения композиции
- Тональный форэскиз
- Упражнения:
- По цветоведению
- По законам композиции
- Варианты тонально-композиционных эскизов
- Варианты цвето-тональных эскизов
- Сбор недостающего натурного материала
- Выполнение картона
- Упражнения по технике исполнения
- Выполнение работы на формате в материале
- Оформление окончательного варианты композиции
В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, учетом их пространственного мышления. Программа по станковой композиции тесно взаимосвязана с программой по рисунку, живописи, летней учебной практики. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными, «живыми» решениями. В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными и графическими – и учатся применять их на практике в своих учебных работах.
Формами промежуточной аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, а итоговой аттестации – выставка – просмотр и торжественная защита дипломного проекта.
В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции. Опорные качества способностей, формируемых занятиями , с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки)
Срок реализации программы составляет-353часа ,из которых аудиторных. Занятия по предмету проходят один раз в неделю по 2 часа,а в 5 классе по 3 часа. Учебный курс по «Станковой композиции» рассчитан на пятигодичное обучение детей в возрасте от10-11 до 15-16лет. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими предметами курса . Важным является развитие таких умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая , индивидуальная.
Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.
Цель программы – Создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, психических процессов (воображения, восприятия и т.д.) и самовыражения. Воспитание художественного вкуса.
Задачи программы:
Научить строить композицию в определенной системе и последовательности.
Развивать способность искать, думать, фантазировать. Пользоваться такими понятиями, как ,композиция, образ, знак .
Понимать природу, свойства, значения, изображающего знака в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.
Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой).
В целях профессиональной и дисциплинарной подготовки учащихся необходимо регулярно проводить промежуточные просмотры с обсуждением во время выполнения заданий.
Учебно-тематический план
по «Основы дизайна и проектирования»
353 аудиторных часа
часов самостоятельная работа
1 класс
66 часов
№ | Наименование темы | Лекции | Практич. занятия | Общее количество часов | Самостоят. работа |
1. | Рисование животных по представлению с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы.(«Жираф», »Крокодил») | 4 | 4 | ||
2. | Композиция по наблюдению «Дом в котором я живу», «Праздничный салют»(на фоне ночного неба), «Весна в городе», «Гулянье и игры во дворе». | 8 | 8 | ||
3. | Работа по памяти «Осенний лес», «Новогодняя елка». | 6 | 6 | ||
4. | Работа по представлению : «Птицы в небе», «Белье на веревке», «Караван верблюдов». | 6 | 6 | ||
5. | Композиция по наблюдению : «Пускают кораблик», «Я кормлю собачку», «Мы украшаем новогоднюю елку». | 8 | 8 | ||
6. | Композиция по представлению «Ограда в парке», «Рыболовные сети», «Мама расчесывает волосы» , «Бабушка вяжет». | 8 | 8 | ||
7. | Рисование по наблюдению : «Деревья зимой», «Ветка за моим окном», «Ветвистое дерево». | 6 | 6 | ||
8. | Композиция по представлению «Дрессировщик и четвероногие артисты на арене цирка», «Самый веселый клоун мира». | 10 | 10 | ||
9. | Иллюстрация к сказкам «Баба-Яга», «Снежная королева». | 10 | 10 | ||
10. | Домашняя работа: наброски фигуры человека, изучение пропорций. | 10 | |||
66 | 66 | 10 |
2 класс
66 часов
№ | Наименование темы | Лекции | Практич. занятия | Общее количество часов | Самостоят. работа |
1. | Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в лесу», «Букет цветов в вазе», «Снегопад». | 6 | 6 | ||
2. | Рисование по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка». | 6 | 6 | ||
3. | Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг елки»», «День рождения». | 8 | 8 | ||
4. | Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем». | 4 | 4 | ||
5. | Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина». | 6 | 6 | ||
6. | Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно». | 8 | 8 | ||
7. | Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор». | 10 | 10 | ||
8. | Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке». | 8 | 8 | ||
9. | Рисунок по памяти «Я помогаю маме», «За праздничным столом». | 10 | 10 | ||
10. | Домашняя работа: наброски фигуры человека в движении. | 12 | |||
66 | 66 | 12 |
3 класс
66 часов
№ | Наименование темы | Лекции | Практич. занятия | Общее количество часов | Самостоят. работа |
1. | Иллюстрация к народной сказке. | 8 | 8 | ||
2. | Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей». | 6 | 6 | ||
3. | Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». | 8 | 8 | ||
4. | Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке». | 4 | 4 | ||
5. | Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я, мама и папа на прогулке». | 6 | 6 | ||
6. | Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец». | 4 | 4 | ||
7. | Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень». | 6 | 6 | ||
8. | Рисунок по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе». | 8 | 8 | ||
9. | Рисование по памяти «На катке», «На пляже», «Цветущий луг». | 6 | 6 | ||
10. | Иллюстрация к сказке «Три медведя». | 10 | 10 | ||
11. | Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека в движении. | 16 | |||
66 | 66 | 16 |
4 класс
66 часов
№ | Наименование темы | Лекции | Практич. занятия | Общее количество часов | Самостоят. работа |
1. | Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу реки(озера)». | 10 | 10 | ||
2. | Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница». | 8 | 8 | ||
3. | Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска». | 12 | 12 | ||
4. | Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель» | 10 | 10 | ||
5. | Свободная тема. Фигура в пейзаже. | 10 | 10 | ||
6. | Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта. | 16 | 16 | ||
7. | Домашняя работа: наброски и зарисовки группы людей. |
| 16 | ||
66 | 66 | 16 |
5класс
99 часов
№ | Наименование темы | Лекции | Практич. занятия | Общее количество часов | Самостоят. работа |
1. | Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ». | 12 | 12 | ||
2. | Рисунок по представлению «Слалом», «Катание с гор», «Уличный перекресток». | 12 | 12 | ||
3. | Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку». | 12 | 12 | ||
4. | Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы». | 18 | 18 | ||
5. | Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание». | 12 | 12 | ||
6. | Дипломная работа: Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д. | 33 | 33 | ||
7. | Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека, групп людей в исторических костюмах, в движении. | 20 | |||
99 | 99 | 20 |
Содержание предмета
1 класс
66часов
Освоение изобразительной поверхности и знакомство с элементами композиции. Форма, пропорции и строение предметов. Первоначальное понятие о законах и средствах композиции.
1.Тема: Рисование животных по представлению с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы.(«Жираф», »Крокодил»)
Цели и задачи: выбор положения листа в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов, соответствие размера изображения размеру листа.
Материалы и оборудование: ф- А4,А3,цв. карандаши, цв. мелки, работы учащихся, методические пособия.
Часы:4
2. Тема: Композиция по наблюдению «Дом в котором я живу», «Праздничный салют»(на фоне ночного неба), «Весна в городе», «Гулянье и игры во дворе».
Цели и задачи: развитие чувства равновесия при заполнении плоскости изображением, уравновешенность больших и малых форм.
Материалы и оборудование:ф-А3,гуашь,тонированная бумага.
Часы:8
3. Тема: Работа по памяти «Осенний лес», «Новогодняя елка».
Цели и задачи: гармоничное заполнение всей поверхности листа элементами изображения, преодоление пустоты или стесненности в работе.
Материалы и оборудование: ф-А2, гуашь, цв. мелки.
Часы:6
4. Тема: Работа по представлению : «Птицы в небе», «Белье на веревке», «Караван верблюдов».
Цели и задачи: ритмическая организация изображения способом повторения и группировки предметов, использование чередования элементов, близких по форме, цвету, величине.
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь.
Часы:6
5. Тема: Композиция по наблюдению : «Пускают кораблик», «Я кормлю собачку», «Мы украшаем новогоднюю елку».
Цели и задачи: размещение предметов на листе ,соблюдая простейшие смысловые связи между ними, передача настроения сюжета цветом.
Материалы и оборудование: ф-А3,гуаш,пастель.
Часы:8
6. Тема: Композиция по представлению «Ограда в парке», «Рыболовные сети», «Мама расчесывает волосы» , «Бабушка вяжет».
Цели и задачи: понятие о линии и ее разновидностях, линии разного направления, различной формы и длины, понятие о контуре.
Материалы и оборудование: ф-А3,мягкий карандаш, перо, палочка, тушь.
Часы:8
7. Тема: Рисование по наблюдению : «Деревья зимой», «Ветка за моим окном», «Ветвистое дерево».
Цели и задачи: сочетание силуэтного пятна и линии ;преодоление штампа при изображении предметов; развитие способности наблюдать и рассматривать предметы, передавать характерные черты строения, общую форму, особенности предметов близких по форме, красоту изгибов и узора ветвей, постепенное сужение ствола и веток.
Материалы и оборудование: ф-А3,А4, тонированная бумага, тушь, белила, палочка, тонкая кисть.
Часы:6
8. Тема: Композиция по представлению «Дрессировщик и четвероногие артисты на арене цирка», «Самый веселый клоун мира».
Цели и задачи: умение изображать основное строение фигуры человека и животного(туловище, шея, голова, конечности);передавать характерные особенности фигуры человека в движении(изгиб спины, поворот или наклон головы).
Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь.
Часы:10
9. Тема: Иллюстрация к сказкам «Баба-Яга», «Снежная королева».
Цели и задачи: понятие о темных и светлых цветах; высветление и затемнение хроматических цветов с помощью белого и черного.
Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь.
Часы:10
10. Тема: Домашняя работа: наброски фигуры человека, изучение пропорций.
Выполняется в каникулярное время в течении всего года.
Цели и задачи: изучение строения фигуры человека, пропорций , особенностей.
Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, уголь.
Часы:10
2 класс
66 часов
Знания и умения в области цвета. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.
1.Тема: Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в лесу», «Букет цветов в вазе», «Снегопад».
Цели и задачи: покрытие цветом больших поверхностей и перекрывание цвета цветом, от большого к деталям, заполнение цветом всего листа.
Материалы и оборудование:ф-А3,А2,гуашь.
Часы:6
2. Тема: Рисование по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка».
Цели и задачи: понятие о ярких и нежных ,резких и мягких сочетаниях цветов
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,акварель,восковые мелки.
Часы:6
3. Тема: Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг елки»», «День рождения».
Цели и задачи: представление об эмоциональной выразительности цвета, цвет и настроение(веселые, нежные, скучные, мрачные цвета)
Материалы и оборудование: ф-А3, гуашь.
Часы:8
4. Тема: Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».
Цели и задачи: ориентация на изобразительной плоскости листа(верх, низ, слева, справа)
Материалы и оборудование: ф-А3,А-4,тонированная бумага,гуашь.
Часы:4
5. Тема: Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».
Цели и задачи: освоение изобразительного пространства в горизонтальном и вертикальном направления ,знакомство с основными направлениями(вертикально, горизонтально, наклонно).
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,тонированная бумага, палочка ,тушь.
Часы:6
6. Тема: Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно».
Цели и задачи: размещение предметов с сохранением их взаимно пространственного положения(рядом, над, под).
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь.
Часы:8
7. Тема: Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».
Цели и задачи: освоение глубины пространства ,понятие наблюдательной перспективы, расположение разноудаленных предметов.
Материалы и оборудование: ф-А3,тонированная бумага, гуашь, восковая пастель.
Часы:10
8. Тема: Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».
Цели и задачи: умение выразить главную мысль в рисунке, выделение главного героя или элемента изображения средствами композиции(крупный план, размещение в центре, внимание к деталям и подробностям).
Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель.
Часы:8
9. Тема: Рисунок по памяти «Я помогаю маме», «За праздничным столом».
Цели и задачи: уравновешенность элементов изображения, роль их взаимного расположения, согласованность по величине, форме и цвету.
Материалы и оборудование: ф-А3,восковые мелки.
Часы:10
10. Тема: Домашняя работа: наброски фигуры человека в движении.
Выполняется в каникулярное время в течении всего года.
Цели и задачи: изучение строения человека, приобретение навыка передачи движения.
Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш.
Часы:12
3 класс
66часов
Элементы композиции. Форма, пропорции, конструкция предметов. Цвет и освещение. Пространственные явления и передача их на плоскости.
1.Тема: Иллюстрация к народной сказке.
Цели и задачи: равновесие, взаимосвязь ,соподчинение элементов композиции.
Материалы и оборудование: ф-А3,цветной фон, гуашь.
Часы:8
2. Тема: Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей».
Цели и задачи: выражение в рисунке покоя или движения за счет определенного порядка расположения элементов изображения, передача эмоционального состояния человека через характер его движений.
Материалы и оборудование: ф-А3,тушь, кисть ,палочка.
Часы:6
3. Тема: Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».
Цели и задачи: умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке, выражение сюжета через характер позы, движения, с помощью одежды.
Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.
Часы:8
4. Тема: Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке».
Цели и задачи: видеть и передавать пропорции и размеры предметов в сравнении, индивидуальные различия формы, строения предметов.
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,мягкий карандаш, тушь, перо.
Часы:4
5. Тема: Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я, мама и папа на прогулке».
Цели и задачи: работа пятном, передача характерных особенностей фигуры человека, выразительность и своеобразие каждой фигуры.
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,цв.фон,гуашь.
Часы:6
6. Тема: Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец».
Цели и задачи: передача изменения формы и пропорций в разных положениях и в движении(наклон, изгиб).
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,палочка,тушь,работы учащихся.
Часы:4
7. Тема: Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень».
Цели и задачи: холодные -теплые группы цветов, цветовая гамма, характер цветового образа разных времен года.
Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.
Часы:6
8. Тема: Рисунок по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе».
Цели и задачи: первоначальное знакомство с понятием «колорит»,поиск гармоничного сочетания цветов.
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,методические пособия.
Часы:8
9. Тема: Рисование по памяти «На катке», «На пляже», «Цветущий луг».
Цели и задачи: развитие пространственного мышления, наглядная перспектива в открытом пространстве.
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь, иллюстрации.
Часы:6
10. Тема: Иллюстрация к сказке «Три медведя».
Цели и задачи: изображение замкнутого, ограниченного пространства(часть комнаты),расстановка предметов на поверхности пола с учетом загораживания одного предмета другим.
Материалы и оборудование: ф-А3,А2, цв.мелки,пастель.
Часы:10
11. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека в движении.
Выполняется в каникулярное время в течении всего года.
Цели и задачи: изучение строения человека, приобретение навыка передачи движения.
Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.
Часы:16
4 класс
66часов
Композиционная организация плоскости.
1.Тема: Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу реки(озера)».
Цели и задачи: освоение плановости пространства, передний, средний и дальний планы пейзажа, использование разных точек зрения :высокий и низкий горизонт.
Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,методические пособия, иллюстрации, работы учащихся.
Часы:10
2. Тема: Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница».
Цели и задачи: развитие чувства равновесия в рисунке при ассиметричном заполнении плоскости.
Материалы и оборудование: ф-А2,цв.фон,гуашь,работы учащихся.
Часы:8
3. Тема: Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска».
Цели и задачи: отход от стандартного расположения по центру листа, умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски, эскизы, умение отбирать нужные объекты для передачи содержания.
Материалы и оборудование: ф-А3,А2,гуашь или акварель с белилами, тушь, палочка, фломастеры, цв. мелки, работы учащихся.
Часы:12
4. Тема: Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель»
Цели и задачи: изучение пространственных явлений в одном предмете.
Материалы и оборудование: ф-А2,карандаш,восковые мелки, акварель, методические пособия.
Часы:10
5. Тема: Свободная тема. Фигура в пейзаже.
Цели и задачи: оригинальность идеи, связь фигуры с окружением.
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,иллюстрации.
Часы:10
6. Тема: Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта.
Цели и задачи: контрастные по размеру формы, соотношение основных частей и деталей, видение и передача пропорций.
Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель с белилами, иллюстрации, работы учащихся, методические пособия.
Часы:16
7. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки группы людей.
Выполняется в каникулярное время в течении всего года.
Цели и задачи: изучение строения человека.
Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.
Часы:16
5класс
99часоЗавершение обучения.
1.Тема: Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ».
Цели и задачи: размещение в закрытом пространстве, явления взаимного пространственного расположения предметов.
Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь,цв.мелки.
Часы:12
2. Тема: Рисунок по представлению «Слалом», «Катание с гор», «Уличный перекресток».
Цели и задачи: освоение пространственных явлений посредством изображения движущихся объектов или их траектории в открытом пространстве(трасса слалома, поворот трамвайной линии)
Материалы и оборудование: ф-А2, карандаш, фломастер, тушь, палочка, иллюстрации.
Часы:12
3. Тема: Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку».
Цели и задачи: выражение настроения и состояния человека через сюжет.
Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,фломастер,работы учащихся.
Часы:12
4. Тема: Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы».
Цели и задачи: работа над деталями, насыщение большой формы подробностями.
Материалы и оборудование: ф-А2,тушь,перо,акварель,работы учащихся.
Часы:18
5. Тема: Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание».
Цели и задачи: знание конструктивных особенностей строения человеческой фигуры, общее представление о механизме работы суставов, плечевого пояса и нижних конечностей.
Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,иллюстрации,работы учащихся.
Часы:12
6. Тема: Дипломная работа: Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д.
Цели и задачи: последовательное ведение работы, сбор материала , эскизирование ,композиционный и колористический поиск, размещение фигур людей на разных планах, сюжетно смысловая компановка фигур , демонстрация полученных знаний и навыков.
Материалы и оборудование: ф-А2,материал по выбору, иллюстрации, методический материал, работы учащихся.
Часы:33
7. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека, групп людей в исторических костюмах, в движении.
Выполняется в каникулярное время в течении всего года.
Цели и задачи: изучение строения человека, подготовка к дипломной работе.
Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.
Часы:20
Обучение по данной программе должно послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать успешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Актуальность и новизна программы состоит в ее направленности на создание условия для развития творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, изобретательности. Воспитание человека, любящего и понимающего искусство, постепенно осознается важнейшей, приоритетной задачей современного общества.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения станковой и декоративной композиции в курсе обучения в ДХШ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.
Учащийся должен:
- Знать основные законы композиции
- Знать основные правила композиции
- Знать приемы и средства композиции
- Грамотно и последовательно вести работу над композицией
- Применять на практике основные законы и правила композиции
- Применять знания, полученные по истории искусств, для анализа своей работы
- Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом
- Применять знания, полученные по живописи, рисунку для создания грамотных композиций
В процессе обучения основам дизайна в ДХШ выпускники должны овладеть основными понятиями, навыками в области дизайна, уметь свободно анализировать произведения мастеров в этой области.
Выпускники, подготовленные по данному курсу, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно-прикладного искусства, факультет дизайна, четко представлять область дальнейшей деятельности, т.е. осознанно выбирать себе будущую профессию.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение.
- Оборудование:
- Мольберты
- Табуреты
- Подиумы
- Компьютер
- Столы
- Натюрмортные столики
- Материалы:
- Бумага разных сортов
- Бумага цветная
- Гуашь, акварель, пастель
- Кисти
- Клей
- Кнопки, скотч
- Карандаши (цветные, простые)
- Маркеры, фломастеры
- Тушь, перо
- Ластик
- Калька
- Фонд работ учащихся
- Фонд методических пособий, разработок педагогов
- Наглядные пособия
- Альбомы по искусству
- Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.
Литература
- Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.
- Архейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» - М. 1974 г.
- Козлов В.Н. «Художественное оформление текстильных изделий» - М. Легкая и пищевая промышленность 1981 г.
- Сомов Ю.С. «Композиция в технике» - М. Машиностроение 1972 г.
- Чернышов О.В. «Формальная композиция» - Минск, Харвест 1999 г.
- Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» - М. Просвещение 1978 г.
- Шорохов Е.В. «Основы композиции» - М. 1979 г.
- Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М.: Советская Россия. - 1961. – 183 с..
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
- Даниэль С.М. "Искусство видеть" Ленинград "Искусство" 1990г.
- Дыко Л.Г. "Основы композиции в фотографии" Москва "Высшая школа" 1989г.
- Кагальдо А., Претте М. "Творчество и выражение" Москва "Советский художник" 1985г.
- Сокольникова Н.М. "Основы композиции" Обнинск "Титул" 1996г.
- «Юный художник»
«Художественная школа»
«Реклама»
«Как»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нравственно- эстетическое воспитание детей на уроках станковой композиции в детской художественной школе"
Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и индивидуальности ребенка.В своей работа мы обобщили методы и приемы, применяемые с целью формирования ...
План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ
План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ с презентацией "Искусство силуэта"....
"Искусство силуэта".Презентация к уроку по станковой композиции для 4(7) класса художественного отделения ДШИ.
Презентация к уроку по Станковой композиции для 4(7) класса художественного отделения.Тема Урока "Выразительность формы. Характер силуэта"....
Открытый урок в 3 классе художественного отделения по предмету: «Станковая композиция»
Урок по изо "Вид из окна батискафа" расчитан на учащихся 3 класса детской школы искусств или для учащихся возраста от 8 до 12 лет. Урок направлен на повторение правил композиции, на развит...
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ".
Программа для 1-4 классов художественных школ по предмету "станковая композиция", разработана мною на основе педагогического опыта работы с детьми, включает основные законы, средства и приемы ко...
Методика проведения уроков по станковой композиции. Монотипия. Работа масляными красками.
Монотипия относится к виду печатной графики. Её можно выполнять на стекле 1) гуашью,2) масляными красками.1). 1-й способ требует быстрого исполнения, т.к. гуашь имеет свойство быст...
Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.
Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...