Программа по предмету "Станковая композиция"
рабочая программа по теме

Ершова Нина Александровна


        Программа  по  предмету    «Станковая композиция" по  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  изобразительного  искусства     «Живопись»

Рабочая программа по предмету «Станковая   композиция» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение  данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического  воспитания  учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       МБОУ ДОД «Детская  художественная  школа»

                                          Программа  по  предмету                                                                                                                                                                                                                                        

                                        «Станковая   композиция»

                             по  дополнительной  предпрофессиональной

                                        общеобразовательной  программе

                              в  области  изобразительного  искусства  

                                                          «Живопись»

 

                                                       с.Кочубеевское  2013г.

«Одобрено»

Методическим советом

Образовательного учреждения

Дата рассмотрения

                                                  «Утверждаю»

              Директор –

                   

                       _________________________________

                                                                                (подпись)

                                         Дата  утверждения

                                          Разработчик-Ершова Н.А., преподаватель

                                     МБОУ ДОД «Детская художественная школа»  

                                         Рецензент-

                                         Рецензент-

                                       Рецензия на  программу

                     по предмету «Станковая   композиция»

 Программа по предмет «Станковая  композиция» для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

   Программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.

  В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.

  В программе дано содержание предмета, предметный учебно- тематический план.

  Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной  дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.

  Программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям.                                                                                                Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно – прикладного искусства, факультеты дизайна, архитектуры, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.

Рецензент(ы):___________________

                                          Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Станковая   композиция» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение  данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического  воспитания  учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.

Курс станковой композиции решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания:

  1. Последовательное освоение двух- и трехмерного пространства.
  2. Знакомство с основными законами, правилами, приемами композиции.
  3. Изучение выразительных возможностей тона и цвета.

В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах, рисунках. И должен знать:

  1. Законы композиции:
  1. Закон цельности
  2. Закон типизации
  3. Закон контрастов
  4. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу
  1. Правила композиции:
  1. Передача ритма
  2. Выделение сюжетно-композиционного центра
  3. Симметрия, асимметрия
  4. Расположение главного на втором пространственном плане
  5. Формат и масштаб
  6. Статика – динамика
  1. Приемы композиции:
  1. Пространство
  2. Колорит
  3. Точка зрения
  4. Горизонтали и вертикали
  5. Диагонали
  1. Типы композиции:
  1. Замкнутая
  2. Открытая
  3. Совмещение разновременных событий
  1. Средства композиции:
  1. Точка
  2. Линия
  3. Штрих-линия
  4. Пятно (тон, цвет)

Работа над композицией должна вестись методично, серьезно и последовательно.

Этапы выполнения станковой композиции:

  1. Замысле. Сбор подготовительного материала (литературный, музыкальный), наблюдение, фантазия.
  2. Выбор техники выполнения композиции
  3. Тональный форэскиз
  4. Упражнения:
  1. По цветоведению
  2. По законам композиции
  1. Варианты тонально-композиционных эскизов
  2. Варианты цвето-тональных эскизов
  3. Сбор недостающего натурного материала
  4. Выполнение картона
  5. Упражнения по технике исполнения
  6. Выполнение работы на формате в материале
  7. Оформление окончательного варианты композиции

В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, учетом их пространственного мышления. Программа по станковой композиции тесно взаимосвязана с программой по рисунку, живописи, летней учебной практики. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными, «живыми» решениями. В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными и графическими – и учатся применять их на практике в своих учебных работах.

Формами промежуточной аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, а итоговой аттестации – выставка – просмотр и торжественная защита дипломного проекта.

В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции.  Опорные качества способностей, формируемых занятиями , с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки)

Срок реализации программы составляет-353часа ,из которых  аудиторных. Занятия по предмету проходят один раз в неделю по 2 часа,а в 5 классе по 3 часа. Учебный курс  по «Станковой композиции» рассчитан на пятигодичное обучение детей в возрасте от10-11 до 15-16лет. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими  предметами курса . Важным является развитие таких  умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Формы работы: групповая , индивидуальная.

  Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть.

Цель программы – Создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, психических процессов (воображения, восприятия и т.д.) и самовыражения. Воспитание художественного вкуса.

Задачи программы:

Научить строить композицию в определенной системе и последовательности.

Развивать способность искать, думать, фантазировать. Пользоваться такими понятиями, как ,композиция, образ, знак .

Понимать природу, свойства, значения, изображающего знака в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.

 

 

Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой).

В целях профессиональной и дисциплинарной подготовки учащихся необходимо регулярно проводить промежуточные просмотры с обсуждением во время выполнения заданий.

                   Учебно-тематический план

            по «Основы дизайна и проектирования»

                        353 аудиторных часа

                         часов самостоятельная работа

1 класс

66 часов

                                                Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

    Общее

количество

      часов

Самостоят.

  работа

1.

Рисование животных по представлению с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы.(«Жираф», »Крокодил»)

4

    4    

2.

Композиция по наблюдению «Дом в котором я живу», «Праздничный  салют»(на фоне ночного неба), «Весна в городе», «Гулянье и игры во дворе».

8

        8

3.

Работа по памяти  «Осенний  лес», «Новогодняя елка».

6

  6

4.

Работа по представлению :  «Птицы  в небе»,  «Белье  на веревке», «Караван  верблюдов».

6

  6

5.

Композиция по наблюдению : «Пускают кораблик», «Я кормлю собачку», «Мы украшаем новогоднюю елку».

8

  8

6.

Композиция по представлению  «Ограда в парке», «Рыболовные сети», «Мама расчесывает волосы» , «Бабушка вяжет».

8

8

7.

Рисование по наблюдению  : «Деревья  зимой», «Ветка за  моим  окном»,  «Ветвистое  дерево».

6

   6

8.

Композиция по представлению  «Дрессировщик  и четвероногие артисты на арене цирка», «Самый  веселый клоун  мира».

10

  10

9.

Иллюстрация  к сказкам  «Баба-Яга»,  «Снежная  королева».

10

10

10.

Домашняя работа: наброски фигуры человека, изучение пропорций.

10

66

66

10

2 класс

66 часов

                                                Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

    Общее

количество

      часов

Самостоят.

  работа

1.

Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в  лесу», «Букет цветов  в вазе», «Снегопад».

6

   6

2.

Рисование  по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка».

6

  6

3.

Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг  елки»»,  «День рождения».

8

8

4.

Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».

4

4

5.

Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».

6

6

6.

Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой  иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно».

8

8

7.

Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».

10

10

8.

Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».

8

8

9.

Рисунок по памяти «Я помогаю маме», «За праздничным столом».

10

10

10.

Домашняя работа: наброски фигуры человека в движении.

12

66

66

12

3 класс

66 часов

                                                Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

    Общее

количество

      часов

Самостоят.

  работа

1.

Иллюстрация к народной сказке.

8

     8

2.

Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей».

6

    6

3.

Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

8

  8

4.

Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке».

4

    4

5.

Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я,  мама и папа на прогулке».

6

  6

6.

Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец».

4

4

7.

Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень».

6

6

8.

Рисунок  по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе».

8

8

9.

Рисование по памяти «На катке», «На пляже»,  «Цветущий  луг».

6

6

10.

Иллюстрация к сказке  «Три медведя».

10

10

11.

Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека  в движении.

16

66

66

16

4 класс

66 часов

                                                Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

    Общее

количество

      часов

Самостоят.

  работа

1.

Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу  реки(озера)».

10

   10      

2.

Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница».

8

   8    

3.

Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска».

12

  12

4.

Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель»

10

10

5.

Свободная тема. Фигура в пейзаже.

10

10

6.

Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта.

16

16

7.

Домашняя работа: наброски и зарисовки группы людей.

 

16

66

66

16

5класс

99 часов

                                                Наименование темы

Лекции

Практич.

занятия

    Общее

количество

      часов

Самостоят.

  работа

1.

Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ».

12

        12

2.

Рисунок по представлению «Слалом», «Катание с гор», «Уличный перекресток».

12

     12      

3.

Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку».

12

  12

4.

Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы».

18

18

5.

Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание».

12

  12

6.

Дипломная работа: Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д.

33

33

7.

Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека, групп людей в исторических костюмах, в движении.

20

99

99

20

Содержание предмета

1 класс

66часов

Освоение изобразительной поверхности и знакомство с элементами композиции. Форма, пропорции и строение предметов. Первоначальное понятие о законах и средствах композиции.

1.Тема: Рисование животных по представлению с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы.(«Жираф», »Крокодил»)

Цели и задачи: выбор положения листа в зависимости от формы и расположения  изображаемых предметов, соответствие размера изображения размеру листа.

Материалы и оборудование: ф- А4,А3,цв. карандаши, цв. мелки, работы учащихся, методические пособия.

Часы:4

2. Тема: Композиция по наблюдению «Дом в котором я живу», «Праздничный  салют»(на фоне ночного неба), «Весна в городе», «Гулянье и игры во дворе».

Цели и задачи: развитие чувства равновесия при заполнении плоскости изображением, уравновешенность больших и малых форм.

Материалы и оборудование:ф-А3,гуашь,тонированная бумага.

Часы:8

3. Тема: Работа по памяти  «Осенний  лес», «Новогодняя елка».

Цели и задачи: гармоничное заполнение всей поверхности листа элементами изображения, преодоление пустоты или стесненности в работе.

Материалы и оборудование: ф-А2, гуашь, цв. мелки.

Часы:6

4. Тема: Работа по представлению :  «Птицы  в небе»,  «Белье  на веревке», «Караван  верблюдов».

Цели и задачи: ритмическая организация изображения способом повторения и группировки предметов, использование чередования элементов, близких по форме, цвету, величине.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь.

Часы:6

5. Тема: Композиция по наблюдению : «Пускают кораблик», «Я кормлю собачку», «Мы украшаем новогоднюю елку».

Цели и задачи: размещение предметов на листе ,соблюдая простейшие смысловые связи между ними, передача настроения сюжета цветом.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуаш,пастель.

Часы:8

6. Тема: Композиция по представлению  «Ограда в парке», «Рыболовные сети», «Мама расчесывает волосы» , «Бабушка вяжет».

Цели и задачи: понятие о линии и ее разновидностях, линии разного направления, различной формы и длины, понятие о контуре.

Материалы и оборудование: ф-А3,мягкий карандаш, перо, палочка, тушь.

Часы:8

7. Тема: Рисование по наблюдению  : «Деревья  зимой», «Ветка за  моим  окном»,  «Ветвистое  дерево».

Цели и задачи: сочетание силуэтного пятна и линии ;преодоление штампа при изображении предметов; развитие способности наблюдать и рассматривать предметы, передавать характерные черты строения, общую форму, особенности предметов близких по форме, красоту изгибов и узора ветвей, постепенное сужение ствола и веток.

Материалы и оборудование: ф-А3,А4, тонированная бумага, тушь, белила, палочка, тонкая кисть.

Часы:6

8. Тема: Композиция по представлению  «Дрессировщик  и четвероногие артисты на арене цирка», «Самый  веселый клоун  мира».

Цели и задачи: умение изображать основное строение фигуры человека и животного(туловище, шея, голова, конечности);передавать характерные особенности фигуры человека в движении(изгиб спины, поворот или наклон головы).

Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь.

Часы:10

9. Тема: Иллюстрация  к сказкам  «Баба-Яга»,  «Снежная  королева».

Цели и задачи: понятие о темных и светлых цветах; высветление и затемнение хроматических цветов с помощью белого и черного.

Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь.

Часы:10

10. Тема: Домашняя работа: наброски фигуры человека, изучение пропорций.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения фигуры человека, пропорций , особенностей.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, уголь.

Часы:10

2 класс

66 часов

Знания и умения в области цвета. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.

1.Тема: Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в  лесу», «Букет цветов  в вазе», «Снегопад».

Цели и задачи: покрытие цветом больших поверхностей и перекрывание цвета цветом, от большого к деталям, заполнение цветом всего листа.

Материалы и оборудование:ф-А3,А2,гуашь.

Часы:6

2. Тема: Рисование  по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка».

Цели и задачи: понятие о ярких и нежных ,резких и мягких сочетаниях цветов

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,акварель,восковые мелки.

Часы:6

3. Тема: Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг  елки»»,  «День рождения».

Цели и задачи: представление об эмоциональной выразительности цвета, цвет и настроение(веселые, нежные, скучные, мрачные цвета)

Материалы и оборудование: ф-А3, гуашь.

Часы:8

4. Тема: Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».

Цели и задачи: ориентация на изобразительной плоскости листа(верх, низ, слева, справа)

Материалы и оборудование: ф-А3,А-4,тонированная бумага,гуашь.

Часы:4

5. Тема: Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».

Цели и задачи: освоение изобразительного пространства в горизонтальном и вертикальном направления ,знакомство с основными направлениями(вертикально, горизонтально, наклонно).

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,тонированная бумага, палочка ,тушь.

Часы:6

6. Тема: Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой  иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад»,  «Морское дно».

Цели и задачи: размещение предметов с сохранением их взаимно пространственного положения(рядом, над, под).

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь.

Часы:8

7. Тема: Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».

Цели и задачи: освоение глубины пространства ,понятие наблюдательной перспективы, расположение разноудаленных предметов.

Материалы и оборудование: ф-А3,тонированная бумага, гуашь, восковая пастель.

Часы:10

8. Тема: Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».

Цели и задачи: умение выразить главную мысль в рисунке, выделение главного героя или элемента изображения средствами композиции(крупный план, размещение в центре, внимание к деталям и подробностям).

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель.

Часы:8

9. Тема: Рисунок по памяти «Я помогаю маме», «За праздничным столом».

Цели и задачи: уравновешенность элементов изображения, роль их взаимного расположения, согласованность по величине, форме и цвету.

Материалы и оборудование: ф-А3,восковые мелки.

Часы:10

10. Тема: Домашняя работа: наброски фигуры человека в движении.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека, приобретение навыка передачи движения.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш.

Часы:12

3 класс

66часов

Элементы композиции. Форма, пропорции, конструкция предметов. Цвет и освещение. Пространственные явления и передача их на плоскости.

1.Тема: Иллюстрация к народной сказке.

Цели и задачи: равновесие, взаимосвязь ,соподчинение элементов композиции.

Материалы и оборудование: ф-А3,цветной фон, гуашь.

Часы:8

2. Тема: Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей».

Цели и задачи: выражение в рисунке покоя или движения за счет определенного порядка расположения элементов изображения, передача эмоционального состояния человека через характер его движений.

Материалы и оборудование: ф-А3,тушь, кисть ,палочка.

Часы:6

3. Тема: Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Цели и задачи: умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке, выражение сюжета через характер позы, движения, с помощью одежды.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.

Часы:8

4. Тема: Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке».

Цели и задачи: видеть и передавать пропорции и размеры предметов в сравнении, индивидуальные различия формы, строения предметов.

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,мягкий карандаш, тушь, перо.

Часы:4

5. Тема: Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я,  мама и папа на прогулке».

Цели и задачи: работа пятном, передача характерных особенностей фигуры человека, выразительность и своеобразие каждой фигуры.

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,цв.фон,гуашь.

Часы:6

6. Тема: Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец».

Цели и задачи: передача изменения формы и пропорций в разных положениях и в движении(наклон, изгиб).

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,палочка,тушь,работы учащихся.

Часы:4

7. Тема: Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень».

Цели и задачи: холодные -теплые группы цветов, цветовая гамма, характер цветового образа разных времен года.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.

Часы:6

8. Тема: Рисунок  по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе».

Цели и задачи: первоначальное знакомство с понятием  «колорит»,поиск гармоничного сочетания цветов.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,методические пособия.

Часы:8

9. Тема: Рисование по памяти «На катке», «На пляже»,  «Цветущий  луг».

Цели и задачи: развитие пространственного мышления, наглядная перспектива в открытом пространстве.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь, иллюстрации.

Часы:6

10. Тема: Иллюстрация к сказке  «Три медведя».

Цели и задачи: изображение замкнутого, ограниченного  пространства(часть комнаты),расстановка предметов на поверхности пола с учетом загораживания одного предмета другим.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, цв.мелки,пастель.

Часы:10

11. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека  в движении.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека, приобретение навыка передачи движения.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.

Часы:16

4 класс

66часов

Композиционная организация плоскости.

1.Тема: Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу  реки(озера)».

Цели и задачи: освоение плановости пространства, передний, средний и дальний планы пейзажа, использование разных точек зрения :высокий и низкий горизонт.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,методические пособия, иллюстрации, работы учащихся.

Часы:10

2. Тема: Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница».

Цели и задачи: развитие чувства равновесия в рисунке при ассиметричном заполнении плоскости.

Материалы и оборудование: ф-А2,цв.фон,гуашь,работы учащихся.

Часы:8

3. Тема: Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска».

Цели и задачи: отход от стандартного расположения по центру листа, умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски, эскизы, умение отбирать нужные объекты для передачи содержания.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2,гуашь или акварель с белилами, тушь, палочка, фломастеры, цв. мелки, работы учащихся.

Часы:12

4. Тема: Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель»

Цели и задачи: изучение пространственных явлений в одном предмете.

Материалы и оборудование: ф-А2,карандаш,восковые мелки, акварель, методические пособия.

Часы:10

5. Тема: Свободная тема. Фигура в пейзаже.

Цели и задачи: оригинальность идеи, связь фигуры с окружением.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,иллюстрации.

Часы:10

6. Тема: Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта.

Цели и задачи: контрастные по размеру формы, соотношение основных частей и деталей, видение и передача пропорций.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель с белилами, иллюстрации, работы учащихся, методические пособия.

Часы:16

7. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки группы людей.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека.

Материалы и оборудование: ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.

Часы:16

5класс

99часоЗавершение обучения.

1.Тема: Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ».

Цели и задачи: размещение в закрытом пространстве, явления взаимного пространственного расположения предметов.

Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь,цв.мелки.

Часы:12

2. Тема: Рисунок по представлению «Слалом», «Катание с гор», «Уличный перекресток».

Цели и задачи: освоение пространственных явлений посредством изображения движущихся объектов или их траектории в открытом пространстве(трасса слалома, поворот трамвайной линии)

Материалы и оборудование: ф-А2, карандаш, фломастер, тушь, палочка, иллюстрации.

Часы:12

3. Тема: Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку».

Цели и задачи: выражение настроения и состояния человека через сюжет.

Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,фломастер,работы учащихся.

Часы:12

4. Тема: Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы».

Цели и задачи: работа над деталями, насыщение  большой формы подробностями.

Материалы и оборудование: ф-А2,тушь,перо,акварель,работы учащихся.

Часы:18

5. Тема: Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание».

Цели и задачи: знание конструктивных особенностей строения человеческой фигуры, общее представление о механизме работы суставов, плечевого пояса и нижних конечностей.

Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,иллюстрации,работы учащихся.

Часы:12

6. Тема: Дипломная работа: Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д.

Цели и задачи: последовательное ведение работы, сбор материала , эскизирование ,композиционный и колористический поиск, размещение фигур людей на разных планах, сюжетно смысловая компановка фигур , демонстрация полученных знаний и навыков.

Материалы и оборудование: ф-А2,материал по выбору, иллюстрации, методический материал, работы учащихся.

Часы:33

7. Тема: Домашняя работа: наброски и зарисовки фигуры человека, групп людей в исторических костюмах, в движении.

Выполняется в каникулярное время в течении всего года.

Цели и задачи: изучение строения человека, подготовка к дипломной работе.

Материалы и оборудование:  ф-А4,мягкий карандаш, акварель, гуашь.

Часы:20

Обучение по данной  программе должно послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать успешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Актуальность и новизна программы состоит в ее направленности на создание условия для развития творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, изобретательности. Воспитание человека, любящего и понимающего искусство, постепенно осознается важнейшей, приоритетной задачей современного общества.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения станковой и декоративной композиции в курсе обучения в ДХШ каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.

Учащийся должен:

  1. Знать основные законы композиции
  2. Знать основные правила композиции
  3. Знать приемы и средства композиции
  4. Грамотно и последовательно вести работу над композицией
  5. Применять на практике основные законы и правила композиции
  6. Применять знания, полученные по истории искусств, для анализа своей работы
  7. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом
  8. Применять знания, полученные по живописи, рисунку для создания грамотных композиций

В процессе обучения основам дизайна в ДХШ выпускники должны овладеть основными понятиями, навыками в области дизайна, уметь свободно анализировать произведения мастеров в этой области.

Выпускники, подготовленные по данному курсу, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно-прикладного искусства, факультет дизайна, четко представлять область дальнейшей деятельности, т.е. осознанно выбирать себе будущую профессию.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое  оснащение.

  1. Оборудование:
  1. Мольберты
  2. Табуреты
  3. Подиумы
  4. Компьютер
  5. Столы
  6. Натюрмортные столики

  1. Материалы:
  1. Бумага разных сортов
  2. Бумага цветная
  3. Гуашь, акварель, пастель
  4. Кисти
  5. Клей
  6. Кнопки, скотч
  7. Карандаши (цветные, простые)
  8. Маркеры, фломастеры
  9. Тушь, перо
  10. Ластик
  11. Калька

  1. Фонд работ учащихся
  2. Фонд методических пособий, разработок педагогов
  3. Наглядные пособия
  4. Альбомы по искусству
  5. Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.

Литература

  1. Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.
  2. Архейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» - М. 1974 г.
  3. Козлов В.Н. «Художественное оформление текстильных изделий» - М. Легкая и пищевая промышленность 1981 г.
  4. Сомов Ю.С. «Композиция в технике» - М. Машиностроение 1972 г.
  5. Чернышов О.В. «Формальная композиция» - Минск, Харвест 1999 г.
  6. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» - М. Просвещение 1978 г.
  7. Шорохов Е.В. «Основы композиции» - М. 1979 г.
  8.   Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М.: Советская Россия. - 1961. – 183 с..
  9.   Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
  10.   Даниэль С.М. "Искусство видеть" Ленинград "Искусство" 1990г.
  11.   Дыко Л.Г. "Основы композиции в фотографии" Москва "Высшая школа" 1989г.
  12.   Кагальдо А., Претте М. "Творчество и выражение" Москва "Советский художник" 1985г.
  13.   Сокольникова Н.М. "Основы композиции" Обнинск "Титул" 1996г.
  14. «Юный художник»

«Художественная школа»

«Реклама»

«Как»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственно- эстетическое воспитание детей на уроках станковой композиции в детской художественной школе"

Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и индивидуальности ребенка.В своей работа мы обобщили методы и приемы, применяемые с целью формирования ...

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ с презентацией "Искусство силуэта"....

"Искусство силуэта".Презентация к уроку по станковой композиции для 4(7) класса художественного отделения ДШИ.

Презентация к уроку по Станковой композиции для 4(7) класса художественного отделения.Тема Урока "Выразительность формы. Характер силуэта"....

Открытый урок в 3 классе художественного отделения по предмету: «Станковая композиция»

Урок по изо "Вид из окна батискафа"  расчитан на учащихся 3 класса детской школы искусств или для учащихся возраста от 8 до 12 лет. Урок направлен на  повторение правил композиции, на развит...

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ".

Программа для 1-4 классов художественных школ по предмету "станковая  композиция", разработана мною на основе педагогического опыта работы с детьми, включает основные законы, средства и приемы ко...

Методика проведения уроков по станковой композиции. Монотипия. Работа масляными красками.

   Монотипия относится к виду печатной графики. Её можно выполнять на стекле 1) гуашью,2) масляными красками.1). 1-й способ требует быстрого исполнения, т.к. гуашь имеет свойство быст...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...