Авторский урок по ИЗО и МХК "Глаза Лермонтова"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Ермакова Эмилия Юрьевна

Уважаемые коллеги! В объявленный 2014-й год Годом Культуры проводится много мероприятий, посвящённых юбилейным датам великих деятелей культуры и искусства. Выношу на ваш суд своё стихотворение, посвящённое 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.Надеюсь, что разработка урока вам понравится и пригодится в вашей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskiy_urok._glaza_lermontova.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………2-3

2. Сценарий урока «Глаза Лермонтова»……………………………………4-5

3. Список литературы………………………………………………………..6

4. Приложения………………………………………………………………..7-8


1. Пояснительная записка

Актуальность

В 2014 году отмечается 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. В рамках этой юбилейной даты проходят различные мероприятия и конкурсы творческих работ. 31 января 2014 года в городе Дзержинске состоялись городские педагогические чтения, посвящённые 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Среди учителей русского языка и литературы, чьи работы были представлены на чтениях, я была единственной участницей, преподающей изобразительное искусство. Используя готовые материалы из интернета для написания творческих работ, легко быть уличённым в плагиате. На педагогические чтения я решила написать стихотворение, так как увлечена поэзией и сочиняю стихи.

 Мне было приятно, что написанное мной стихотворение «Глаза Лермонтова» было удостоено внимания и отмечено благодарственным письмом.

Новизна

В рамках предметной недели в школе на уроках изобразительного искусства в 6-7 классах и на уроках МХК в 8-9 классах я познакомила учащихся с портретами М.Ю. Лермонтова. Внимание детей было обращено на выражение глаз поэта, его взгляд. Для реализации поставленных цели и задач я выбрала урок-образ.

Ученики 6-х классов эмоционально откликнулись на проведённый мной урок и подготовили интересные сообщения по дошедшим до нас портретам Лермонтова и истории их написания.

Среди учеников 8-9-х классов были созданы творческие поисковые группы «Искусствоведы» и «Художники». Ребята подготовили поэтическую композицию из стихов Лермонтова и выполнили иллюстрации к произведениям поэта.

Использование ИКТ для поиска нужной информации здесь было необходимым и целесообразным. Выступление творческих поисковых групп имело практический выход на последующих уроках ИЗО и МХК.


Цель: Ознакомление учащихся с характерным портретом на примере портретов М.Ю. Лермонтова.

Задачи развития универсальных учебных действий:

- учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности;

- понимать общее и особенное в характерных портретах М.Ю. Лермонтова, созданных разными художниками;

- выражать своё отношение к портретам М.Ю. Лермонтова;

- выбирать и использовать способы работы графическими и живописными художественными материалами для передачи замысла;

- оценивать выразительность результатов творческой деятельности – своей и сверстников.

Проблема урока: Глаза – зеркало души?

Формы реализации: авторский урок, урок-образ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оформление: презентация «Глаза Лермонтова», музыкально-поэтический ряд, рисунки учащихся.

Методы реализации:

1. Создание поисковой группы «Искусствоведы» для сбора, обработки и оформления информации.

2. Создание творческой группы «Художники» для выполнения портретов Лермонтова и героев его произведений.

3. Использование и применение ИКТ для подготовки урока: учащимся для исследовательской поисковой работы и создания презентации был предоставлен компьютер с выходом в Internet.


2. Сценарий урока «Глаза Лермонтова»

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящён 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. На уроках литературы вы изучаете творчество различных писателей и поэтов. Самое первое знакомство начинается с того, что вы видите на школьной доске портрет автора того или иного литературного произведения. Внешность писателя или поэта оставляет у вас яркое впечатление, надолго запоминается и ассоциируется с их творчеством. А какие эмоции и впечатления у вас возникают при упоминании поэта Михаила Юрьевича Лермонтова? Подумайте немного. А я расскажу вам о своём впечатлении, которое я выразила в стихотворении «Глаза Лермонтова». (Слайд №2)

Мы все из детства, все из школы,

Из тех счастливых, добрых лет.

Тогда нам жизнь казалась долгой, -

Конца и края детству нет.

И был урок литературы…

С доски смотрел на нас портрет:

Военный, взгляд немного хмурый

И надпись «Лермонтов, поэт».

Так начинался путь открытий

В духовный, поэтичный мир.

И рядом с нами был учитель,

Он Лермонтова мне тогда открыл.

С поэтом книжное знакомство

Теперь забыть уже нельзя.

С портрета Лермонтова долго

Глядели карие глаза.

Какая переменчивая внешность!

И страстью веяло от этого лица,

И скрытая во взгляде нежность,

Движенье мысли, думы без конца.

Ведь так непостижима сила взгляда!

То кажутся калмыцкими глаза, -

В них злость и ум, огонь из ада,

То за ресницами вдруг прячется слеза.

Вот взгляд открыт и неподвижен, -

В глазах поэта грусть отозвалась.

Но Лермонтов понятен мне и ближе,

Когда я вижу «угли вместо глаз»!


Моё впечатление о Лермонтове начинается с фактов биографии из его детства. Мальчику было чуть больше двух лет, когда умерла его мать. Как его любила бабушка, Арсеньева Елизавета Алексеевна! Она дала своему внуку блестящее образование, увидев в мальчике ум и одарённость. У меня была такая же бабушка, добрая и внимательная к моим проявлениям творчества в рисовании и сочинении стихов. Её давно нет рядом с нами, а я до сих пор мысленно советуюсь с ней и очень скучаю. Именно близкие люди способствуют духовному становлению ребёнка, не смотря на обстоятельства индивидуальной судьбы, как это было у Лермонтова. (Слайды №№ 4; 5).

«Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..»

Когда я читаю стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», я вспоминаю повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» о дружбе двух мальчишек, Гаврика и Пети, которую я прочитала в детстве во время летних каникул. Белый парус – это счастливое время, тёплое Чёрное море, добрые мечты и надежды. Я любила писать акварелью морские мимолётные пейзажи, то ночные, то на фоне заката, но всегда в них присутствовал белый парус.

В связи с 80-летием Ю.А.Гагарина чествуется его первый, великий полёт в космос. А я вспоминаю стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

«В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…»

Когда Гагарина спросили: «Какая Земля из космоса?», он ответил: «Красивая, голубая!» Только гений Лермонтова мог предсказать людям красоту нашей планеты из космоса за сто двадцать лет до полёта Гагарина.

Становясь старше, я прочитала у Лермонтова «Героя нашего времени» и потом долго рисовала образы Бэлы и Мери. Это были графические портреты.

Ребята! Давайте посмотрим в глаза Лермонтову, поэту и человеку. Глаза – это самая экспрессивная деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Малейшие изменения в положении бровей, относительно края глазниц так же играют важную роль и дополняют выражение глаз и других деталей лица, показывая эмоции человека. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека – от неловкости, презрения, негодования до любви, страдания или радости. Лицо человека выражает его эмоции, мысли, симпатии и антипатии, которые ясно показывает другим, как мы относимся к тому, или иному явлению. Значит портрет- это не только внешнее, но и внутреннее сходство. Глаза – это зеркало души человека. (Слайды №№ 6 – 12).

Рефлексия: В конце нашего урока я прошу вас, дорогие мои ученики, прочитать свои любимые стихи Лермонтова. На школьной доске сделайте вернисаж из ваших иллюстраций к произведениям поэта и портретов самого М.Ю. Лермонтова. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали о Лермонтове? Желаю вам новых творческих открытий и вдохновения!


3. Список литературы:

1. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения./Составители В. Вацуро и И. Чистова; Вступительная статья В. Вацуро «Художественная проблематика Лермонтова». – М.: «Художественная литература», 1983.

2. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый./Составитель И, Чистова; Вступительная статья И. Андроникова «Образ Лермонтова». – М.: Издательство «Правда», 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)

Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Тема:    «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Це...

технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

Иллюстрационный материал к урокам по творчеству М.Ю. Лермонтова "Прекрасны вы, поля земли родной!"

Данный материал содержит уникальные фотографии природы Тархан (родины великого русского поэта М.Ю. Лермонтова). Фото снабжены отрывками из стихотоврений М.Ю. Лермонтова. На фотографиях пре...

Открытый урок по "Герою нашего времени" Лермонтова

Открытый урок  "Максим Максимыч - маленький человек?" Театрализованная дискуссия и другие интерактивные формы работы...

Урок литературы по М.Ю.Лермонтову

Система уроков   по изучению поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»...

Урок литературы "Обобщающий урок по творчеству М.Ю. Лермонтова"

Урок-творческая мастерская предназначен для учащихся 9-10 класса....