Урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Тема: «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Цель: формирование представления о системе образов романа (через аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_litieraturie_v_9klassie_0.doc | 75 КБ |
urok_po_romanu_m.iu_._liermontova_gieroi_nashiegho_vriemieni_0.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Цель: формирование представления о системе образов романа (через аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами)
Задачи:
- Формирование представления о своеобразии психологического русского романа.
- Совершенствование умения анализа художественного текста: на примере изменений в характере главного героя как носителя авторского замысла. Способствовать пониманию значения использования антитезы как средства раскрытия образов героев.
- Создать ситуацию осознания актуальности проблемы одиночества и эгоизма в современном обществе.
- Создание атмосферы свободного обмена мнениями по жизненным проблемам романа М.Ю. Лермонтова
Обеспечение урока:
На столах лежат конверты с текстовыми справками по теме: «Особенности образа» (с указанием имени героя, выбранного группой для работы: Печорин, Грушницкий, Вера. Кн. Мери, Максим Максимыч, Вулич,)
В центре классной комнаты – кресло, на котором находятся бальное платье, атласная женская перчатка, белая перчатка, черная перчатка, маска, белый ажурный платочек.
У каждого учащегося сигнальные карточки определённого цвета: зелёный, жёлтый, синий (для определения смены состава групп).
Портрет писателя М.Ю. Лермонтова, портреты героев вывешиваются постепенно в процессе работы.
Компьютер, мультимедиа (основные этапы урока демонстрируются в презентации).
Три кластера на ватманах, которые заполняются постепенно: 1)критерии и показатели оценки; 2) общие личностно-значимые черты; 3) «могут быть близки, возможность «двойников»; антиподы; «женщины и …»
Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся:
- Элементы технологии проблемного, дифференцированного обучения, аспекты технологии развития критического мышления (метод кластера);
- Частично – поисковый, исследовательский, иллюстративный методы обучения;
- Фронтальная, групповая индивидуальная, формы организации познавательной деятельности (работа на уроке строится по принципу групп сменного состава).
Ход урока
- Организация класса.
Учитель приветствует учащихся.
Пятиминутка «Человек становится человеком среди себе подобных» (Д.С.Лихачёв), «Плохо человеку, когда он один…» (В.Маяковский)
- «Вспомним предыдущий урок»: тема и каким было д/з («В чем особенности психологического романа: тема, идея и главный герой в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», дома нужно было составить текстовую справку о героях по указанным аспектам:
- Отношение к року, судьбе
- Отношение к женщине, любви
- Близость к природе
- Отношение к дружбе
- Осознание своих достоинств
- Недостатки, с которыми боролся).
- Определение темы урока. Слово учителя: сегодня у нас очередной урок, на котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте определим его тему.
- Посмотрите на детали реквизита, приготовленного к уроку: как вы думаете, кому из героев могут принадлежать эти вещи? Объясните, почему вы распределили именно так? (перчатка белая (благородство, честь) –Печорин, платочек – кн. Мери (легкость, наивность), перчатка черная (коварство, лицемерие) – Грушницкий, платье бальное (светская дама, твердость характера) - Вера. Вспомним вывод прошлого урока: психологизм романа заключается именно в том, что автор откровенно подчеркивает в образе своего героя пороки современного ему поколения молодых людей через внутренний монолог героя. Автор постоянно предлагает сложные ситуации нравственного выбора и борьбу Печорина с самим собой.(Герои, да и реальные люди, проживают жизнь, проходя через многообразные испытания, постоянно решая проблему нравственного выбора. В процессе такого выбора формируются нравственные качества.). С1
- Мы с вами говорим о нравственных качествах, но реквизит у нас довольно материальный. Как можно объяснить, что здесь присутствуют элементы одежды, характерные для определённой эпохи, и именно такого качества?? Назовите пословицу, в которой обозначены способы характеристики людей, связанные с одеждой, внешним видом. (Встречают по одёжке, провожают по уму). А как называется впечатление от внешнего вида? (эстетическим) Ребята, а кто из персонажей нашего романа обращает особое внимание на внешние какие-то проявления в одежде, манерах, деталях? (Печорин) С 2
Мы определили два важных понятия, которые нам помогут при характеристике героя: нравственный и эстетический. Именно они будут сегодня определять направление нашей с вами работы. Как они могут сложиться в теме: «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- С3
Слово учителя: Ребята, прежде, чем мы приступим к работе, давайте подчеркнем еще раз одну, очень важную, особенность романа: роман состоит из двух повестей и трех рассказов, которые объединяются названием и единым героем. Части романа расположены не хронологически, а «сообразно с внутренней необходимостью». А как, вы думаете, с какой целью это делает автор? (Для того, чтобы характер Печорина раскрывался постепенно)
- Подготовительный этап для работы в группах.
Работа по эпиграфам: С 4
- А воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка… Зачем я жил? Для какой цели я родился?
( «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)
- Посмотрите в лицо женщине, и вы скажите всё об обществе.
Китайская пословица
- Существо особенное (из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- …что есть красота, и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Определить, кому из героев может соответствовать каждый из эпиграфов
Работа в группах С 5
Из полученной текстовой справки выбрать необходимую информацию и заполнить таблицу № 1 С6
- Отношение к року, судьбе (например: Вулич и Печорин – фаталист кто?)
- Отношение к женщине, любви (Грушницкий и Печорин – кто любит и кого?)
- Близость к природе (Максим Максимыч, Бела и Печорин – чувство глубоки: любование и наблюдательность)
- Отношение к дружбе (Вернер, Максим Максимыч и Печорин – почему не друзья?)
- Осознание своих достоинств (Печорин – ум, способность подавить оскорбленное самолюбие, наличие порывов глубокого искреннего чувства)
- Недостатки, с которыми боролся (Исповедь Печорина перед кн. Мери) (учащиеся выходят к доске и заполняют таблицу, выписывая из справочного источника, соотнося с героем информацию)
Озвучить заполнение кластера
- Закрепление (воспроизведение полученных данных). Работа в группах сменного состава: С 7
- Поделитесь информацией с одногруппниками
- Назовите те качества, которые являются значимыми для характеристики героев
- Рассмотрите репродукции, иллюстрации к роману
- Заполнение кластера № 2: (Например: Максим Максимыч – доброта, простота, естественность, связь с народом, бескорыстие, любовь, совестливость, искренность в дружбе – нравственное и эстетическое богатство души; Грушницкий – лицемерие, коварство, слабоволие, отсутствие нравственных границ; кн. Мери – наивность, легковерность, слабые нравственные начатки характера; Вера – искренность, любовь к Печорину, самопожертвование, терпеливость; Печорин – эгоизм, страстность, одновременно искренность и лживость, самокритичность, страдание; Вулич – «существо странное», никому не доверяет свои тайны и мысли, неуверенность в себе. Вернер – человек слова и чести) (Учащиеся выходят к доске и выбирают из предложенного справочного и словарного материала необходимую информацию, прикрепляют на размещенный на доске кластер магнитами, соотнося с категорией героя произведения).
- Работа по сравнению (портреты вывешиваются одновременно на доске):
- Назовите героев, которые могут быть отчасти «родны» (рассмотреть возможность «двойников) по духу Печорину
- Назовите противоположных, антиподов Печорина (заполнение кластера № 3)
антиподы
Могут быть близки
Печорин
Максим Максимыч,
Вернер (двойник?) Грушницкий,
Вулич (двойник?)
Женщиныи
кн. Мери (непонимание, «девочка») Вера (страсть, любовь)
Бела (страсть, игра)
Антитеза – противопоставление. В чем противоположность Грушницкого и Вулича Печорину? (Печорин более честен, прямолинейнее, искреннее, чем Грушницкий, не так слабоволен, как Вулич)
- Решение частной проблемы.
Слово учителя: Ребята, вы показали сейчас, как рассматривается главный герой романа через нравственные аспекты характеристики. Вы отметили, что нравственные качества Печорина – это сочетание противоречивых черт человеческой нравственности. От такого разлада с самим собой страдает человек, осознавая ущербность этого состояния. С 7
- Как вы думаете, какие герои могут оказаться «успешными» в сегодняшней, тоже весьма непростой в нравственном отношении действительности? (Сегодня также может быть место всем этим персонажам, потому что проблема отношения человека к себе и к окружающим, к миру в целом актуальна во все времена, также проблема нравственного выбора также может быть критерием оценки человеческой личности сегодня)
- К какому выводу приходит герой М.Ю. Лермонтова в финале (что главное ценит автор в своём герое?)
Главное, что ценит автор в своем герое: ум, способность подавить оскорбленное самолюбие, наличие порывов глубокого искреннего чувства, это показывает более активную позицию Печорина по сравнению с Евгением Онегиным из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Онегин безразлично скучает в жизни, а Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду», Печорин способен увидеть, как «воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка», он способен на глубокие, искренние слёзы рыдания (пусть и кратковременные) в погоне за уходящей любовью. Печорин действительно страдает.
Так как же мы ответим на главный наш сегодняшний вопрос: Печорин – это жертва и виновник трагедии?»
(возможный ответ: Вина Печорина в сложившихся обстоятельствах, конечно же, есть, и он это осознает, но Печорин, одновременно, может рассматриваться и как жертва: Печорин обречен своим характером на одиночество, именно это обстоятельство усугубляет его внутренний разлом. Его противоречивое положение подчеркивает, что Печорин – натура глубокая, способная к самоанализу.)
С 8 – вывод
9. Итоги урока: С 9
- Над какой темой сегодня работали?
- Что мы выявили в ходе работы?
- Поняли ли мы причины отношения автора к главным героям произведения?
- Как вы оцениваете свою работу (по 5-бальной системе)
10. Домашнее задание: С 10
ответьте письменно на вопрос: «Почему гибель Печорина автор оставил тайной?»
11. Заключительное слово учителя:
Прежде, чем я произнесу прощальные фразы, позвольте мне прочесть стихотворение неизвестного мне автора: «Всё начинается с тебя!»
С 11
Ну а теперь, позвольте поблагодарить всех моих хороших учеников за работу, Желаю всем успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,
Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...