Методическая разработка урока по теме: "Древняя Ассирия"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Урок в 5 классе по теме: "АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА" предполагает решение целей и задач урока: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела, подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии. Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету, продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на план. Развивать мыслительные способности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_assiriya_.5_klass._istoriya.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

Цели урока: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела.  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.

воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету.

продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на план. Развивать мыслительные способности учеников.

Оборудование: учебник А.А.Вигасина и др. История Древнего мира. М., «Просвещение», 2013; раздаточный материал, компьютерная презентация, понятия – плакаты для организации повторения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация -слово учителя.

Проверка полученных раннее знаний. Применение метода сравнения.

Закрепление

умения

 работать с

исторической

картой посредством организации работы с разными её видами: настенной, в учебнике.

Совместная постановка целей и задач

Организация начала работы с таблицей

Аналитическая беседа, обучение 5-классников извлекать информацию из иллюстративного материала.

Продолжение эвристической беседы.

Продолжение работы с таблицей

Беседа

Развитие моно

логической речи

Ребята! Мне очень нужна ваша помощь. На доске расположены плакаты – характеристики тех стран, которые мы с вами уже изучили. Но кто – то перепутал их. Необходимо навести порядок.

(Три ряда – три своеобразные команды – группы. Каждый ученик выходит к доске и под «своим государством» крепит правильную характеристику).   ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Слайд 1 – карта Двуречья и стр.33 в учебнике

Посмотрите на карту. Здесь изображены все страны, которые вы уже успели изучить и сегодня на доске сгруппировали их характерные черты. И если мы с вами с караваном торговцев из Египта пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу реки Евфрат.

Но наша цель находится дальше,  и я вас попрошу на основе использования слов – опор. Описать географическое положение нового государства. КАКОГО?

Слайд 2.АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА. РАБОТА С НОВЫМ ТЕРМИНОМ.

Слайд  3.(можно использовать данные на доске для определения целей и задач урока).

Слайд  4. У вас на столе лежат таблицы, которые мы в ходе урока заполним и попробуем доказать является АССИРИЯ державой или нет? Слайд  5-6. Заполняем задание №1 по местоположению.

  1. Слайд  7 и иллюстрации параграфа №18. Что же необычного было в занятиях ассирийцев? Почему? (преобладали военные походы; оружие из железа).
  2. Слайд  8 - 9. Ассирийское войско.

Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны.  Цари этой страны создали большое и могучее войско.   А для чего им нужно было большое войско?  Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.

Из кого войско состояло и чем было вооружено? Опишите изображения воинов на слайде или в учебнике.

Ответы: лучники, таран, воины, колесницы, лестницы, стрелы.

Давайте посмотрим иллюстрации. Все ли мы назвали? водные переправы - кожаные мешки.

Войско было вооружено стальным оружием, которое с легкостью разрубало пополам бронзовые мечи и щиты. Поэтому долгое время ассирийская армия была непобедима.

Ассирийцы первыми начали использовать конницу. Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей? Ответ: ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно.

  Конница становится важным родом войск.

Также ассирийские воины умели переплывать реки. Они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем завязывали веревкой отверстие, и на этих мешках переплывали бурные реки.

А ещё ассирийцы изобрели таран.  Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно? Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится брешь.

  1. Слайды 10-15. Завоевания Ассирийских царей.

 Посмотрите на карту. Какие страны завоевала Ассирия?  Это Двуречье, Финикия, Палестина, Египет.

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.

Стр. 88 в учебнике. Давайте зачитаем первые  абзац, как обращались с побежденными.  Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев? Ответ: конечно нет.

А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода. Кто  изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными? Стр. 88 в учебнике.

Но ведь что – тоже должно быть положительное в истории Ассирии.

Слайды 16-19.

Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.

Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.

  1. Гибель Ассирийской державы. Работа с текстом параграфа пункт 4.

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. ПОЧЕМУ?

Мы доказали, что Ассирия – держава, а справились с поставленными задачами урока?

 Мне помогут проверить ваши заполненные таблицы степень усвоения сегодняшнего материала.

  1. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание. Прочитать §18,
  3. ПО ВОПРОСАМ №1-3 (план ответа) составить рассказ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЕГИПЕТ

ДВУРЕЧЬЕ

ФИНИКИЯ

Нил

Земледелие

Скотоводство

Ремесло

Фараон

Иероглифы

Пирамиды

Оружие из бронзы

Боевые колесницы

Тутмос – завоеватель

Сфинкс  

Тигр

Евфрат

Земледелие

Скотоводство

Ремесло

Царь

Клинопись

Законы Хаммурапи

«глиняные города»

Долговое рабство

Оружие из бронзы

Средиземное море

Мореплавание

Ремесло

Торговля

Царь

Алфавит из согласных

Колонии

Цветное стекло

Пиратство

Пурпурная краска

Строительство кораблей

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1. Географическое положение

А) Какие реки протекали по территории Ассирии

Б) Какое море омывало

В) Какие города входили в состав Ассирии

2. Занятия ассирийцев

3. Ассирийское войско

А) вооружение

Б) на чем переправлялись через воду

В) что использовали для захвата крепостей

4. Завоевания ассирийцев

А) какие страны завоевали

Б) как вели себя в покоренных странах

5. Достижение царя Ашшурбанапала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе

Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка и презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим" в соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний, комбинированный, форма - урок путешествие...

методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"

Основное содержание темы, понятия и термины: Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спарта...

Методическая разработка урока по теме "Древнейшие люди"

Тема урока: Древнейшие людиВид урока: урок учебной деятельности ( формирует естественно - научное отношение к миру).Цели урока:1. Личностные: воспитание чувства само-  и взаимоуважения; развитие ...