Методическая разработка урока по теме: "Древняя Ассирия"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Урок в 5 классе по теме: "АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА" предполагает решение целей и задач урока: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела, подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии. Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету, продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на план. Развивать мыслительные способности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnyaya_assiriya_.5_klass._istoriya.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
Цели урока: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.
воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету.
продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на план. Развивать мыслительные способности учеников.
Оборудование: учебник А.А.Вигасина и др. История Древнего мира. М., «Просвещение», 2013; раздаточный материал, компьютерная презентация, понятия – плакаты для организации повторения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация -слово учителя. Проверка полученных раннее знаний. Применение метода сравнения. Закрепление умения работать с исторической картой посредством организации работы с разными её видами: настенной, в учебнике. Совместная постановка целей и задач Организация начала работы с таблицей Аналитическая беседа, обучение 5-классников извлекать информацию из иллюстративного материала. Продолжение эвристической беседы. Продолжение работы с таблицей Беседа Развитие моно логической речи | Ребята! Мне очень нужна ваша помощь. На доске расположены плакаты – характеристики тех стран, которые мы с вами уже изучили. Но кто – то перепутал их. Необходимо навести порядок. (Три ряда – три своеобразные команды – группы. Каждый ученик выходит к доске и под «своим государством» крепит правильную характеристику). ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1 – карта Двуречья и стр.33 в учебнике Посмотрите на карту. Здесь изображены все страны, которые вы уже успели изучить и сегодня на доске сгруппировали их характерные черты. И если мы с вами с караваном торговцев из Египта пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу реки Евфрат. Но наша цель находится дальше, и я вас попрошу на основе использования слов – опор. Описать географическое положение нового государства. КАКОГО? Слайд 2.АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА. РАБОТА С НОВЫМ ТЕРМИНОМ. Слайд 3.(можно использовать данные на доске для определения целей и задач урока). Слайд 4. У вас на столе лежат таблицы, которые мы в ходе урока заполним и попробуем доказать является АССИРИЯ державой или нет? Слайд 5-6. Заполняем задание №1 по местоположению.
Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны. Цари этой страны создали большое и могучее войско. А для чего им нужно было большое войско? Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов. Из кого войско состояло и чем было вооружено? Опишите изображения воинов на слайде или в учебнике. Ответы: лучники, таран, воины, колесницы, лестницы, стрелы. Давайте посмотрим иллюстрации. Все ли мы назвали? водные переправы - кожаные мешки. Войско было вооружено стальным оружием, которое с легкостью разрубало пополам бронзовые мечи и щиты. Поэтому долгое время ассирийская армия была непобедима. Ассирийцы первыми начали использовать конницу. Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей? Ответ: ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно. Конница становится важным родом войск. Также ассирийские воины умели переплывать реки. Они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем завязывали веревкой отверстие, и на этих мешках переплывали бурные реки. А ещё ассирийцы изобрели таран. Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно? Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится брешь.
Посмотрите на карту. Какие страны завоевала Ассирия? Это Двуречье, Финикия, Палестина, Египет. Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться. Стр. 88 в учебнике. Давайте зачитаем первые абзац, как обращались с побежденными. Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев? Ответ: конечно нет. А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода. Кто изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными? Стр. 88 в учебнике. Но ведь что – тоже должно быть положительное в истории Ассирии. Слайды 16-19. Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии. Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.
Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. ПОЧЕМУ? Мы доказали, что Ассирия – держава, а справились с поставленными задачами урока? Мне помогут проверить ваши заполненные таблицы степень усвоения сегодняшнего материала.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ЕГИПЕТ | ДВУРЕЧЬЕ | ФИНИКИЯ |
Нил Земледелие Скотоводство Ремесло Фараон Иероглифы Пирамиды Оружие из бронзы Боевые колесницы Тутмос – завоеватель Сфинкс | Тигр Евфрат Земледелие Скотоводство Ремесло Царь Клинопись Законы Хаммурапи «глиняные города» Долговое рабство Оружие из бронзы | Средиземное море Мореплавание Ремесло Торговля Царь Алфавит из согласных Колонии Цветное стекло Пиратство Пурпурная краска Строительство кораблей |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1. Географическое положение | |
А) Какие реки протекали по территории Ассирии | |
Б) Какое море омывало | |
В) Какие города входили в состав Ассирии | |
2. Занятия ассирийцев | |
3. Ассирийское войско | |
А) вооружение | |
Б) на чем переправлялись через воду | |
В) что использовали для захвата крепостей | |
4. Завоевания ассирийцев | |
А) какие страны завоевали | |
Б) как вели себя в покоренных странах | |
5. Достижение царя Ашшурбанапала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе
Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....
Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...
5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...
5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка и презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим" в соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний, комбинированный, форма - урок путешествие...
Методическая разработка урока по теме «Древние цивилизации». (Ancient civilizations), для 5-го класса школ с углубленным изучением английского языка и гимназий, по учебнику «Starlight 5», издательство Express Publishing» с использованием интернет-ресурса
Урок с использованием ИКТ и интернет-ресурсов для изучения темы "Древние цивилизации"....
методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"
Основное содержание темы, понятия и термины: Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спарта...
Методическая разработка урока по теме "Древнейшие люди"
Тема урока: Древнейшие людиВид урока: урок учебной деятельности ( формирует естественно - научное отношение к миру).Цели урока:1. Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие ...