Урок
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

План-конспект к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_urok_2010goda3.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мастер-класс»  образовательная область « ИСКУССТВО»

Место проведения:  МОУ гимназия № 36, Ленинского района,  г. Ростова-на-Дону

Время проведения: 12.05-12.35, 14.04. 2010 г.

Предмет: «Изобразительное искусство».

Учитель: Лепёхина Татьяна Валентиновна.   Победитель конкурса «Лучший учитель – 2007» национального  проекта «Образование», председатель МО учителей ИЗО, музыки и технологии  МОУ гимназии № 36, методист МОУ МЦО.

Урок №  9  (IV четверть, 9-В класс)

Тема урока: «Творчество художника как форма познания окружающего мира.  Фракталы в архитектуре».

                                          ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Слова, написанные или произнесенные, не играют видимо ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть  «по желанию» воспроизведены и скомбинированы».

А. Эйнштейн

Форма проведения урока: творческая мастерская.

Межпредметные связи урока: изобразительное искусство, информатика, математика.

Цель урока: использование метапредметного характера учебных действий в формировании целостной общекультурной личности обучающихся.

Обучающие задачи:

  • изучение особенности  фрактальных форм;
  • использование фрактальных форм в архитектуре;
  • закрепление понятия «архитектурный стиль»,  особенности древнерусского, готического и современного стиля, хайтек;
  • изучение основных понятий архитектуры (генеральный план, проект, эскиз, ландшафт).

Развивающие задачи:

  • развитие интеллектуальных возможностей и нестандартного мышления;
  • развитие навыков применения теоретических знаний в практической работе;
  • развитие творческого мышления, эстетического вкуса и художественного восприятия;
  • развитие способности быстро адаптироваться к новым условиям и вызовам;
  • развитие художественного воображения с помощью применения уникальных фрактальных форм в решении творческой задачи;
  • осмысление творчества как особой формы деятельности человека.

Воспитательные задачи.

  • воспитание чувства неприятия безобразного;
  • формирование высокой социальной активности;
  • включение учащихся в международные и российские общественные процессы;
  • воспитание любви к природе, бережного к ней отношения;
  • воспитание патриотических чувств, любви  к родному Отечеству.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерный графический планшет, презентация учебного материала  в программе PowerPoint, аудио – видеозапись, демонстрационные мольберты.

Художественные материалы: листы ватмана А-3, графитные карандаши, ластик, пастель, маркеры.

План урока.

  1. Организационный  момент-1 мин.
  2. Эвристический диалог - 5мин.
  1. Создание проблемной ситуации, поиск её решения.
  2. Сообщение темы урока, формулировка цели и задач урока.
  3. Объяснение нового материала.
  1. Повторение и закрепление теоретического материала - 7мин.
  1. Вопросы для закрепления теоретического материала.
  2. Сообщение задания для практической части урока.
  3. Просмотр видеоролика и проектов.  
  1.  Практическая работа учащихся, имитационная игра -15мин.
  2.  Итог  урока, выставка-просмотр творческих работ -2мин.

Технологическая карта урока.

    № этапа

Работа учителя, ссылки

Работа ученика

I

                          Организационный момент- 1 мин.

   Здравствуйте, ребята! Я рада новой встречи  с Вами. Сегодня мы посвящаем наш урок изучению окружающего мира с помощью изобразительных средств.  Начнём наш урок в нестандартной форме.  Перед Вами, как наглядное пособие  на демонстрационном столе лежит кочан цветной капусты! Вам предстоит внимательно рассмотреть форму капусты и ответить на вопросы.

Учащиеся включаются в работу.

II

Сообщение темы  и эвристический диалог- 5мин.

1.

2.

3.

   

Создание проблемной ситуации.  Вопросы классу.

- На какую форму похож кочан капусты?

- Молодцы, Вы продемонстрировали развитое воображение, но мыслили при этом стандартно - представляли другой предмет, похожий на кочан капусты. Хотелось, чтобы Вы посмотрели на форму капусты по-новому, проявили способность к нестандартному мышлению. Я помогу Вам в этом тем, что  отделю маленькую часть капусты от большей её части и снова задам  вопросы:

- Из чего состоит общая форма цветной капусты?

- На что похожа форма цветной капусты?

- Удивительно, оказалось, что Ваши ответы являются самым настоящим открытием! Вы смогли сформулировать свойство формы, которая является  фрактальной формой. То есть цветная капуста и есть пример такой формы.

-Тема урока: «Творчество художника как форма познания окружающего мира.  Фракталы в архитектуре».

- Цель нашего урока понять особенности фракталов и использовать их в своих творческих работах.  Сегодня Вы впервые услышали слово - фрактал, и смогли сформулировать свойство фрактальной формы! С помощью интуиции Вы продемонстрировали знания о том, что Вы не знали! Кочан капусты – есть природная фрактальная форма. Посмотрим на доску, на слайдах Вы видите примеры фрактальных форм. Слайды №2,3,4,5.

 - В 90-е годы прошлого столетия понятие фрактала во всей своей красоте ворвалось в науку. Книга Б. Мандельброта “Фрактальная геометрия природы”, вышедшая в 1983 году, открыла новые горизонты соотношения хаоса и гармонии. В ней автор писал: “Почему геометрию часто называют холодной и сухой? Одна из причин заключается в ее неспособности описать форму облака, горы, дерева или берега моря. Облака – это не сферы, горы – это не конусы, линии берега – это не окружности, и кора не является гладкой, и молния не распространяется по прямой... Природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности. Эта геометрия фрактальная. Гармония есть и в недрах скал, и в пении ветров — причем везде она одна и та же.

- Посмотрите, как используют свойства фрактальных форм программисты.  Слайды №6,7,8,9,10,11,12.

- Вы увидели многообразие фрактальных форм, их объединяет одно свойство, один алгоритм построения.

- Пример, как художники используют фракталы. Фрактальные рисунки художника Эшера — вершина вдохновения мастера на пути к совершенному единству математики, информатики и искусства. Слайды №13,14.

Ответы  учащихся.

- На мозг.

- На куст.

- На кораллы.

- На облако.

Ответы  учащихся.

- Форма делится на маленькие букеты, части самой капусты!

- Форма кочана капусты состоит из частей похожих на капусту.

- Кочан цветной капусты состоит из частей себе подобных, но только меньших размеров!

- Форма капусты похожа на свою маленькую часть.

-Учащиеся слушают объяснение, внимательно рассматривают слайды.

III

Повторение, осмысление и закрепление теоретического материала – 7 мин.

1.

2.

Вопросы для закрепления теоретического материала.

- На сайде №15 – яркий пример фрактала, созданного с помощью компьютерных технологий. Эта фрактальная форма поможет Вам  зафиксировать полученные знания и представления о фракталах. Кто может ответить, что такое фрактал?

- Вы совершенно верно повторили особенности фрактальных форм.

- С помощью  Слайдов №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28 мы оказываемся на виртуальной выставке проектов, выполненных молодыми архитекторами и фотографий, уже построенных зданий в разное время и в разных стилях.

Сообщение задания для практической части урока.

- А сейчас мы переходим к практическому заданию урока,  Вы должны выполнить архитектурный эскиз здания с использованием свойств фрактальных форм.

Ответы  учащихся.

- Фракталы - это удивительно красивые и таинственные объекты!

- Самоподобный объект  - объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого.

- Фрактал - это геометрическая фигура, в которой один и тот же фрагмент повторяется при каждом уменьшении масштаба.

Учащиеся приступают к практической работе.

IV

                      Практическая  работа учащихся, имитационная игра – 15 мин.

- Ребята, представим, что Вы архитекторы,  участники творческих мастерских, которые принимают  участие в разработке проектов зданий для зимней Сочинской Олимпиады 2014. Каждая мастерская получает конкретное задание. Слайды №29,30,31. Выполнить быстрый набросок здания с использованием фрактальных форм. Набросок - это быстрый рисунок, который способен спроецировать на листе бумаги Ваши мысли, Ваши ассоциации, находки, идеи. Копии таких профессиональных набросков находятся на ваших рабочих местах. Материалы и техника выполнения могут быть любыми.

- Чтобы поддержать ритм в работе и окунуться в процесс создания государственного проекта Олимпиада 2014, на экране будет демонстрироваться ролик посвященный строительству в Сочи дублёра Курортного проспекта. Таким образом, виртуально, Вы включаетесь в процесс создания очень значимого для нашей страны проекта.

- Желаю Вам творческих успехов!

Просмотр набросков, помощь в работе, поддержка ритма в работе, направленного на результат.

Творческая работа учащихся.

Рассматривают карточки-задания и наглядные пособия.

Выполняют наброски зданий.

V

Итог  урока, выставка-просмотр творческих работ -2мин.

На доске оформляет выставку лучших проектов.

- Дорогие ребята, Вы на уроке продемонстрировали способность нестандартно мыслить, решать сложные задачи, совершать открытия, я думаю,  что полученные навыки Вам помогут в будущем. Спасибо за отличную работу на уроке, за Ваше творчество, все представленные проекты принимаются государственной комиссией на «отлично».

- Домашнее задание: Набрать  в  поисковой программе «фрактальные миры» и найдите работы художников и программистов с изображением фракталов.

- До свидания, урок закончен.

Руководители архитектурных мастерских представляют лучшие эскизы, объясняют свой замысел, идею проекта, проблемы в работе и этапы их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...