Урок
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
«Мастер-класс» образовательная область « ИСКУССТВО»
Место проведения: МОУ гимназия № 36, Ленинского района, г. Ростова-на-Дону
Время проведения: 12.05-12.35, 14.04. 2010 г.
Предмет: «Изобразительное искусство».
Учитель: Лепёхина Татьяна Валентиновна. Победитель конкурса «Лучший учитель – 2007» национального проекта «Образование», председатель МО учителей ИЗО, музыки и технологии МОУ гимназии № 36, методист МОУ МЦО.
Урок № 9 (IV четверть, 9-В класс)
Тема урока: «Творчество художника как форма познания окружающего мира. Фракталы в архитектуре».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Слова, написанные или произнесенные, не играют видимо ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы».
А. Эйнштейн
Форма проведения урока: творческая мастерская.
Межпредметные связи урока: изобразительное искусство, информатика, математика.
Цель урока: использование метапредметного характера учебных действий в формировании целостной общекультурной личности обучающихся.
Обучающие задачи:
- изучение особенности фрактальных форм;
- использование фрактальных форм в архитектуре;
- закрепление понятия «архитектурный стиль», особенности древнерусского, готического и современного стиля, хайтек;
- изучение основных понятий архитектуры (генеральный план, проект, эскиз, ландшафт).
Развивающие задачи:
- развитие интеллектуальных возможностей и нестандартного мышления;
- развитие навыков применения теоретических знаний в практической работе;
- развитие творческого мышления, эстетического вкуса и художественного восприятия;
- развитие способности быстро адаптироваться к новым условиям и вызовам;
- развитие художественного воображения с помощью применения уникальных фрактальных форм в решении творческой задачи;
- осмысление творчества как особой формы деятельности человека.
Воспитательные задачи.
- воспитание чувства неприятия безобразного;
- формирование высокой социальной активности;
- включение учащихся в международные и российские общественные процессы;
- воспитание любви к природе, бережного к ней отношения;
- воспитание патриотических чувств, любви к родному Отечеству.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерный графический планшет, презентация учебного материала в программе PowerPoint, аудио – видеозапись, демонстрационные мольберты.
Художественные материалы: листы ватмана А-3, графитные карандаши, ластик, пастель, маркеры.
План урока.
- Организационный момент-1 мин.
- Эвристический диалог - 5мин.
- Создание проблемной ситуации, поиск её решения.
- Сообщение темы урока, формулировка цели и задач урока.
- Объяснение нового материала.
- Повторение и закрепление теоретического материала - 7мин.
- Вопросы для закрепления теоретического материала.
- Сообщение задания для практической части урока.
- Просмотр видеоролика и проектов.
- Практическая работа учащихся, имитационная игра -15мин.
- Итог урока, выставка-просмотр творческих работ -2мин.
Технологическая карта урока.
№ этапа | Работа учителя, ссылки | Работа ученика |
I | Организационный момент- 1 мин. | |
Здравствуйте, ребята! Я рада новой встречи с Вами. Сегодня мы посвящаем наш урок изучению окружающего мира с помощью изобразительных средств. Начнём наш урок в нестандартной форме. Перед Вами, как наглядное пособие на демонстрационном столе лежит кочан цветной капусты! Вам предстоит внимательно рассмотреть форму капусты и ответить на вопросы. | Учащиеся включаются в работу. | |
II | Сообщение темы и эвристический диалог- 5мин. | |
1. 2. 3.
| Создание проблемной ситуации. Вопросы классу. - На какую форму похож кочан капусты? - Молодцы, Вы продемонстрировали развитое воображение, но мыслили при этом стандартно - представляли другой предмет, похожий на кочан капусты. Хотелось, чтобы Вы посмотрели на форму капусты по-новому, проявили способность к нестандартному мышлению. Я помогу Вам в этом тем, что отделю маленькую часть капусты от большей её части и снова задам вопросы: - Из чего состоит общая форма цветной капусты? - На что похожа форма цветной капусты? - Удивительно, оказалось, что Ваши ответы являются самым настоящим открытием! Вы смогли сформулировать свойство формы, которая является фрактальной формой. То есть цветная капуста и есть пример такой формы. -Тема урока: «Творчество художника как форма познания окружающего мира. Фракталы в архитектуре». - Цель нашего урока понять особенности фракталов и использовать их в своих творческих работах. Сегодня Вы впервые услышали слово - фрактал, и смогли сформулировать свойство фрактальной формы! С помощью интуиции Вы продемонстрировали знания о том, что Вы не знали! Кочан капусты – есть природная фрактальная форма. Посмотрим на доску, на слайдах Вы видите примеры фрактальных форм. Слайды №2,3,4,5. - В 90-е годы прошлого столетия понятие фрактала во всей своей красоте ворвалось в науку. Книга Б. Мандельброта “Фрактальная геометрия природы”, вышедшая в 1983 году, открыла новые горизонты соотношения хаоса и гармонии. В ней автор писал: “Почему геометрию часто называют холодной и сухой? Одна из причин заключается в ее неспособности описать форму облака, горы, дерева или берега моря. Облака – это не сферы, горы – это не конусы, линии берега – это не окружности, и кора не является гладкой, и молния не распространяется по прямой... Природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности. Эта геометрия фрактальная. Гармония есть и в недрах скал, и в пении ветров — причем везде она одна и та же. - Посмотрите, как используют свойства фрактальных форм программисты. Слайды №6,7,8,9,10,11,12. - Вы увидели многообразие фрактальных форм, их объединяет одно свойство, один алгоритм построения. - Пример, как художники используют фракталы. Фрактальные рисунки художника Эшера — вершина вдохновения мастера на пути к совершенному единству математики, информатики и искусства. Слайды №13,14. | Ответы учащихся. - На мозг. - На куст. - На кораллы. - На облако. Ответы учащихся. - Форма делится на маленькие букеты, части самой капусты! - Форма кочана капусты состоит из частей похожих на капусту. - Кочан цветной капусты состоит из частей себе подобных, но только меньших размеров! - Форма капусты похожа на свою маленькую часть. -Учащиеся слушают объяснение, внимательно рассматривают слайды. |
III | Повторение, осмысление и закрепление теоретического материала – 7 мин. | |
1. 2. | Вопросы для закрепления теоретического материала. - На сайде №15 – яркий пример фрактала, созданного с помощью компьютерных технологий. Эта фрактальная форма поможет Вам зафиксировать полученные знания и представления о фракталах. Кто может ответить, что такое фрактал? - Вы совершенно верно повторили особенности фрактальных форм. - С помощью Слайдов №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28 мы оказываемся на виртуальной выставке проектов, выполненных молодыми архитекторами и фотографий, уже построенных зданий в разное время и в разных стилях. Сообщение задания для практической части урока. - А сейчас мы переходим к практическому заданию урока, Вы должны выполнить архитектурный эскиз здания с использованием свойств фрактальных форм. | Ответы учащихся. - Фракталы - это удивительно красивые и таинственные объекты! - Самоподобный объект - объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого. - Фрактал - это геометрическая фигура, в которой один и тот же фрагмент повторяется при каждом уменьшении масштаба. Учащиеся приступают к практической работе. |
IV | Практическая работа учащихся, имитационная игра – 15 мин. | |
- Ребята, представим, что Вы архитекторы, участники творческих мастерских, которые принимают участие в разработке проектов зданий для зимней Сочинской Олимпиады 2014. Каждая мастерская получает конкретное задание. Слайды №29,30,31. Выполнить быстрый набросок здания с использованием фрактальных форм. Набросок - это быстрый рисунок, который способен спроецировать на листе бумаги Ваши мысли, Ваши ассоциации, находки, идеи. Копии таких профессиональных набросков находятся на ваших рабочих местах. Материалы и техника выполнения могут быть любыми. - Чтобы поддержать ритм в работе и окунуться в процесс создания государственного проекта Олимпиада 2014, на экране будет демонстрироваться ролик посвященный строительству в Сочи дублёра Курортного проспекта. Таким образом, виртуально, Вы включаетесь в процесс создания очень значимого для нашей страны проекта. - Желаю Вам творческих успехов! Просмотр набросков, помощь в работе, поддержка ритма в работе, направленного на результат. | Творческая работа учащихся. Рассматривают карточки-задания и наглядные пособия. Выполняют наброски зданий. | |
V | Итог урока, выставка-просмотр творческих работ -2мин. | |
На доске оформляет выставку лучших проектов. - Дорогие ребята, Вы на уроке продемонстрировали способность нестандартно мыслить, решать сложные задачи, совершать открытия, я думаю, что полученные навыки Вам помогут в будущем. Спасибо за отличную работу на уроке, за Ваше творчество, все представленные проекты принимаются государственной комиссией на «отлично». - Домашнее задание: Набрать в поисковой программе «фрактальные миры» и найдите работы художников и программистов с изображением фракталов. - До свидания, урок закончен. | Руководители архитектурных мастерских представляют лучшие эскизы, объясняют свой замысел, идею проекта, проблемы в работе и этапы их решения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...