Цвет и его значимость в установлении эмоциональных связей дошкольника с окружающей действительностью, с миром искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Цвет–средство познания окружающей действительности.

Цвет – инструмент, пробуждающий в ребенке все глубины сознания. Используя цвет, дети стремятся передать свои эмоции, свое отношение к изображаемому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tsvet.doc22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа «Эврика»»

Г.Владивостока

Доклад

 

и его значимость в установлении эмоциональных связей дошкольника

с окружающей действительностью,

с миром искусства.

Вязниковой Натальи Викторовны

учителя технологии и

изобразительного искусства              

2014 год

Еще в далекие времена древнегреческий философ Аристотель писал: «Необходимо влиять на молодое поколение искусствами 3-х видов: посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма».

Вступая в мир, ребенок никогда не остается один, с ним всегда рядом в живом слове, в камне, на холсте, в нотной записи его советчики: воспитатели, учителя, друзья, которые пробуждают чувства добрые.

Мы уверены, что мы и наши коллеги, выпускники, являемся источником радостного перерождения для маленьких людей, укрепляем в них нежные и добрые чувства, учим жить и творить по законам красоты.

Ребенок по своей природе  пытливый исследователь, открыватель мира. Детское сердце  призыву творить красоту. И мы открываем им чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве. Человек воспринимает мир в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает его всю жизнь. Люди любуются закатами и восходами солнца, северным сиянием цветущей сиренью. Цвет вошел в «плоть» и «кровь» человека. Человек, не имеющий цветовой культуры, не нужен современному производству.

Цветсредство познания окружающей действительности. Цвет  инструмент, пробуждающий в ребенке все глубины сознания. Используя цвет, дети стремятся передать свои эмоции, свое отношение к изображаемому.

В работах детей видно их обостренное восприятие  окружающего. Способность чутко слышать, видеть, откликаться на все, мы должны охранять и ценить в ребенке, непосредственно принимать участие в его творчестве, особенно когда на занятиях идет работа с красками.

По мнению многих ученых степень влияния цвета на человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и др. Поэтому, работая с цветом, нельзя забывать о его способностях. Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.

Развитию чувства цвета помогают занятия живописью и музыкой. В пианино  прячутся «звуки». Если дотронуться до клавиш, то это не мелодия, мы услышим только отдельные звуки. Если звуки сложить по определенным законам, получится музыкальное произведение. Тоже происходит и с красками. Красочная масса  с тончайшими переходами цвета, нюансами, деть мир во всем многообразии  контрастами, рефлексами,- большая ценность живописи, которая передаст извечные философские идеи и фантастические образы. Дети разных возрастов понимают достаточно сложный живописный язык, осваивая цветовую культуру, овладевают определенными эталонами цвета, учатся видеть мир во всем многообразии цвета.

Непосредственное соприкосновение с краской, получение оттенков, смешение красок для получения нового цвета во всех этих процессах много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе ощущением свободно соединяющихся друг с другом цветами и образующих новые оттенки.

Ребенок живо чувствует цвет, хорошо  ощущает ритм. В работах звучит детская непосредственность, целостность, эмоциональность восприятия, тяга к красочности, к яркому праздничному цвету, что делает рисунок солнечным, ослепительно сияющим. Его можно сравнить с первым детским лепетом, с журчанием весеннего ручейка, с лучистым солнышком.

Эта яркость и звучность цвета, как утверждает современная медицина, увеличивают функциональную активность правого полушария головного мозга и помогают ускорить переключение обменных процессов в организме.

Изучение особенностей детской психики дает учителю ключ к пониманию детского рисунка дошкольника, к подбору интересных тем и техник и их исполнение, использованию различных материалов, для сохранения яркости, звучности. В теме «подводный мир» - дети передают красоту обитателей восковыми мелками, а водный простор передаем акварельными красками с разнообразием цветовых оттенков. Состояние природы «золотой осени» передаем теплыми красками. Образ дерева создаем  в технике «печать»  бумажным комочком, кистью.

Важным моментом является демонстрация образцов, педагогического рисунка,  выполненных учителем. Они вызывают детский восторг и стремление сделать также. Дошколята воспринимают все, подражают, выполняют все указания. Это важнейший фактор в деле эстетического и общего воспитания.

Часто ребенок не понимает красоты своего рисунка. Ему надо

объяснить его достоинства и пробудить уважение, научить гордиться своими успехами. Нет безнадежно плохих рисунков! Необходимо бережно относится к труду детей! Одну из форм сотрудничества  выставку мы предлагает вашему вниманию. Я думаю, вы не останетесь равнодушными и оцените по достоинству наш труд.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»

Цель: соотношение  красоты и пользы в окружающем  мире и  мире искусства.Задачи:1.      Повторить понятия : натюрморт,  пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....

Доклад на тему:«Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»

Муниципальное учреждение«Управление ДошкольногоОбразования» исполнительногокомитета Нижнекамского районаРеспублики Татарстан   Доклад на тему: «Организация экспериментальной деятел...

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с           окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком

Сенсорные игры являются эффективным средством  для установления эмоционального контакта  с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...

Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности.

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов проведено в рамках семинара для педагогов, работающих в коррекциооных школах и классах с детьми с интеллектуальными нарушениями....