О чем рассказывают гербы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chem_rasskazyvayut_gerby.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: «О чём рассказывают гербы»
Тип урока: комбинированный.
Цели деятельности учителя: формирование представления о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба; развивать творческую активность, логическое мышление.
Задачи урока:
- вызвать интерес к истории возникновения герба РФ, области, города, школы; воспитание патриотических чувств и гражданственности;
- формировать умения работать со справочниками, с Интернет-ресурсами, извлекать информацию по заданному материалу;
- совершенствовать навыки общения и умение работать в команде; создать условия для развития универсальных учебных действий.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, практический, фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формируемые УУД:
- личностные: формирование умений мотивировать свои действия, оценивать собственную деятельность, считаться с мнением других; развитие логического и критического мышления;
- регулятивные: удержание цели деятельности до получения результата, контроль и оценка уровня владения учебными действиями и коррекция результатов своей деятельности;
- познавательные: формирование умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать информацию для достижения цели, уметь доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками;
- коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя, планировать учебное сотрудничество, проявлять лидерство и уметь согласовывать свои действия с партнерами, коллективом.
Формы и методы диагностики предметных результатов обучающихся на уроке: решение кроссвордов, самооценка результатов учебных действий учащихся, умение в доступной форме объяснять итоги своей деятельности, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Формы и методы диагностики метапредметных результатов обучающихся на уроке: умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимовыручки, дружбы и толерантности, умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда и правильно оценивать результаты труда одноклассников, находить возможности и способы их улучшения.
Оборудование:
таблица – кроссворд/из рабочей тетради для 5 класса «Твоя мастерская» Н.А. Горяевой/,
художественные материалы для выполнения задания.
Образовательные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki;
http://geraldika.ru/regions.php
Наглядно-демонстрационный материал:
презентация «О чем рассказывают гербы».
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, компьютер учителя, ученические ПК, выход в Интернет.
Технология:
развитие критического мышления.
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. | |
Объявление темы урока Открытие новых знаний | Презентация. Слайд 1. Изображение гербов. -Знаете ли вы что это? -Как известно все страны мира, многочисленные города и губернии имеют свои символы, к которым относятся прежде всего гербы. Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это — условное обозначение какого-либо понятия и он может иметь множество, в том числе, и противоречивых значений и не всегда бывает понятен. К примеру, на гербе губернской столицы изображена белая дикая коза, стоящая на траве в голубом поле, а на гербе Самарской губернии – козел. Почему именно так? Попробуйте ответить. -Почему вы не смогли выполнить задание? - Кто догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Слайд 2. Тема нашего урока «О чем рассказывает гербы». Свои собственные символы могут иметь различные организации и учебные заведения. Слайд 3. Наша школа такое же маленькое государство. И у нас есть свои отличительные знаки – герб и флаг школы. И также принято: каждому классу иметь свою символику, которая отражает в себе особенности того или иного классного коллектива. А чтобы создать свои отличительные знаки, необходимо знать правила составления этих символов. Прежде чем продолжить тему урока давайте вспомним, а что мы знаем о гербах? Слайд 4 Из предложенных определений выберите те, которые на ваш взгляд, характеризуют понятие герб.
Слайд 5. В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов. Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак. На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь. Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Слайд 6. При составлении узора герба использовали финифть (так называется цвет герба), меха (узор, который символизирует шкуры различных животных, например – белки), золото и серебро. Золото - желтый цвет, серебро – белый. В геральдике эти цвета называются – металлами. Слайд 7. Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей. Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный. Слайд 8. Поле щита может быть однотонное - простое или разделенное - сложное. Щит бывает разделенным по вертикали – рассеченный, по горизонтали – пресеченный, по диагонали – скошенный. И другие виды щитов. Слайд 9. Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери. Слайд 10. Под щитом изображалась лента, на которой был написан девиз. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например: «Усердие все превозмогает». «Честь превыше всего». «За честь и достоинство». Слайд 11.Выбранный цвет имел символическое значение: золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости; серебро - символ невинности и чистоты; червленый (темно-красный) - символ любви, смелости; голубой - символ красоты и величия; зеленый - символ изобилия, надежды, свободы; пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство; черный - скромность, мудрость и печаль. Слайд 12. Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение: Слайд 13.А это уже символы России. Слайд 14. Самарская область также имеет свои отличительные знаки. Горделивый серебряный козел на лазоревом щите внушает уважение своей уверенностью и спокойной мощью. Изображение этого животного в геральдике и символике по возрасту не уступает орлу и льву. Уже у древних народов козел обозначал вожака, вождя, был воплощением непоколебимой силы. Слайд 15. Наш город отличается красивым и сказочным гербом. Слайд 16 (Кроссворд). Прежде чем перейти к практической части давайте вспомним, что же мы сегодня нового узнали на уроке? Я предлагаю вам поработать с кроссвордом. Кроссворд выполняется индивидуально (Таблица 1). Слайд 17 (ответы). | -Гербы Не могут самостоятельно справиться с заданием. -Для того, чтобы «расшифровать» гербы необходимо знать о чём говорят их изображения. Выход на тему «О чём рассказывают гербы». Герб это: -Символ – условный опознавательный знак. -Личный знак рыцаря. -Отличительный знак государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Слушают учителя. Запоминают основные понятия и термины. Слушают учителя. Запоминают основные понятия и термины. Работают с кроссвордами. Выполняют проверку. |
Определение целей и задач | Слайд 18. Переходим к практической деятельности. -Для выполнения задания разделитесь на команды по 4 человека в каждой /формируются предварительно, с учетом дифференциации/- всего 5 команд. -Мы сегодня много говорили о гербах и исходя из вышесказанного, давайте сформулируем цели и задачи нашего урока. Подводит обучающихся к определению целей и задач. Предлагает создать герб класса-как отличительный знак детского коллектива в школе. -Лучший герб может стать символом вашего класса. Реальное использование герба позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных достижений. -В конце работы вам предстоит оценить свою работу в команде. | Осмысливают цели и задачи учебных действий. -Создать изображение герба. -Сформулировать общее мнение группы или изложить разные мнения. -Уметь защитить свой герб. |
Проектирование результатов урока | Помогает, советует. | Составляют план работы. Распределяют обязанности в команде. |
Отбор содержания учебного материала | -Для работы используйте Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki; | Отбирают материал, необходимый для решения поставленных задач. |
Творческая практическая деятельность обучающихся | Консультирует, отвечает на вопросы | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Работают с Интерне-источниками, создают эскиз, выполняют практическую часть. При выполнении задания, используют необходимые художественные средства. |
Осуществление контроля | Наблюдает, консультирует | Применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля. |
Коррекция | Помогает, консультирует, советует | Формулируют затруднения, проблемы, осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценочная деятельность | Организует защиту работ. Организует оценку уровня усвоения знаний обучающимися. Критерии оценивания работы (Таблица 2). - Каждый ученик, слушая отчет команд оценивает качество подготовленного материала. В оценочном листе стоит определенное количество баллов. Сейчас вы впишите фамилии своих товарищей, представляющих свой вариант герба, выставите объективное количество баллов. Позднее вы их суммируете по всем пунктам и выведите средний балл. Члены команды получают одинаковые отметки. Определение работы, набравшей большее количество баллов. | Защита работы каждой командой. Команда выдвигает ученика, который представляет работу группы. Оценивают знания друг друга по предложенной учителем шкале. |
Итог урока | Организует рефлексию в форме анкетирования. Работа в команде мне понравилась так как…: -было интересно; -все чувствовали себя свободно; -я сам(а) рассуждал(а), находил(а) решение; -мы коллективно искали решения; -можно было обсуждать в команде возникающие вопросы; -можно было обратиться за помощью к учителю; -я узнал много нового; -другое мнение; -моя оценка себе за поведение на уроке; -моя оценка себе за работу на уроке. Выставление оценок. Благодарю з работу. Урок окончен. | Отвечают на вопросы анкеты |
Домашнее задание | Подготовить информацию об истории создания герба нашего города. Возможна презентация в формате Power Point. | Записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О чём рассказывают гербы и эмблемы
Урок изобразительного искусства разработан для 5 класса по программе Б.М.Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания гербов и их видами, значением цвета и символов в них, с гербами ра...
Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"
Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...
Методическая разработка к уроку ИЗО "О чём рассказывают гербы"
Данная работа представляет собой раздаточный материал в виде карточки с информацией о формах гербов и значением цвета в геральдике. Может использоваться на уроках ИЗО в 5 классе при изучении темы "О ч...
О чём рассказывают гербы и эмблемы
5 класс ИЗО...
Введение в историю "О прошлом рассказывают гербы" 5 класс
Урок-презентация "О прошлом рассказывают гербы" 5 класс...
О чём рассказывают гербы
Представленный конспект урока изобразительного искусства в 5 классе является вторым занятием из двухчасовой темы "Гербы" по программе Неменского. Содержание занятия построено на краеведческом материал...
Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского
Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...