Методическая разработка к уроку "Настроение в цвете и музыке"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Интегрированный урок ИЗО и музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия».
Открытый урок на тему:
Провели:
учитель музыки
Кийко Н. В.
учитель ИЗО:
Брантова С. Н.
12 марта 2009г.
г. Майкоп, 2009 г.
«Настроение в цвете и музыке».
Цель занятия: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета способами художественного выражения своего настроения, впечатлений и слухового анализа лада в музыке.
Задачи:
- Определить настроение, как характеризуются «радость» и «грусть».
- Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти, познакомить учащихся с мажором и минором.
- Формировать эмоциональное восприятие к цвету и музыке, поиску ассоциативных связей между цветом, музыкой и настроением.
- Развивать творческое воображение и фантазию.
- Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.
Наглядные пособия:
В центре доски – имитация палитры художника, сделанная из ватмана, справа и слева – таблички со словами «мажор» и «минор».
Выступление учащейся музыкальной школы.
Материалы и принадлежности: формат бумаги 30 Х 30 см (по два листа на каждого ученика), по 2 вырезанных персонажа, примерно 10 х 10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра, салфетка, электронное пианино, DVD, телевизор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
М: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что его проводят два учителя - ИЗО и музыки. И тема нашего урока называется «Настроение в цвете и музыке».
И: Для начала немного с вами поиграем. На подносе расположены карточки разных цветов. Вы должны выбрать любой цвет, который вам нравиться, каким сегодня вы хотели бы с нами «поздороваться». И с помощью этих «приветиков», мы поприветствуем друг друга. Покажите, у кого какой «приветик»!
Итак, мы видим, что некоторые из вас выбрали яркие, сочные, светлые цвета. Как вы думаете, какое настроение показывают эти цвета? (дети отвечают).
А теперь обратите внимание на то, что некоторые выбрали темные, приглушенные цвета. Как вы думаете, а какое настроение передают эти «приветики»? (дети отвечают).
Итак, мы с вами определили, что яркие сочные цвета такие, как: красный, желтый, оранжевый, зеленый и т.д. определяют хорошее, веселое настроение, а темные, приглушенные цвета, такие как: коричневый, серый, фиолетовый, темно- синий и т. д. говорят о грустном настроении.
М: Ребята, как вы думаете, а в музыке можно ли передать настроение? (дети говорят – можно). В музыке оно передается при помощи ладов: мажора (бодрого и веселого) и минора (грустного, печального).
Сейчас Айтекина Нэфын, которая учится и в музыкальной школе, сыграет нам произведение под названием «Русалочка». А к доске пойдет (Ф.И. ученика) и определит в мажоре или миноре написано это произведение, и в зависимости от этого, подпишет под мажором или минором те чувства, которые передаются в музыке.
И: А параллельно с ним, к доске пойдет (Ф. И. ученика), который должен определить настроение музыки и выложить на палитре художника те цвета, которые соответствуют данному настроению.
(Ученица исполняет музыкальное произведение; другой ученик определяет, что звучит - мажор или минор и под выбранным ладом подписывает те настроения и чувства, которые ему соответствуют. Третий ученик выбирает подходящие по настроению цвета красок в виде вырезанных из цветной бумаги, и приклеивает их к палитре художника).
М: Итак (напр. Саида), по каким признакам ты определила, что мелодия написана в миноре? (Потому, что грустная, печальная - перечисление записи на доске).
И: Рустам, а почему ты выложил такие цвета? (Потому, что ими можно передать грустное настроение).
-А сейчас будет самостоятельное практическое задание:
М: Перед вами лист бумаги и краски. Сейчас прозвучит гениальное произведение Моцарта - Реквием (рассказ о создании произведения).
И: И за тот период пока звучит это произведение, вы должны при помощи красок выразить настроение этого произведения в цвете. ( Звучит «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта). (Дети должны подобрать цветовую гамму из приглушенных, темных тонов и раскрасить свой листок).
И: Ребята, какие цвета вы использовали, чтобы передать настроение музыкального произведения? (черный, серый, фиолетовый, коричневый и т. д.). Какое настроение у вас возникло при прослушивании? (Трагическое, печальное и т. д.). Теперь отложите листочки на край стола, пусть они подсыхают, а мы с вами поговорим о другом настроении.
М: Сейчас Нэфын сыграет нам музыкальное произведение, которое называется «Микки Маус». А к доске пойдет (напр. Байзет) и определит тот характер настроения, который соответствует данному произведению и подпишет те чувства, тот характер, который передается в музыке.
И: А параллельно с ним, к доске идет (напр. Брина), которая должна определить настроение музыки и выложить на палитре художника те цвета, которые соответствуют данному настроению.
М: Итак, Байзет, по каким признакам ты определил, что мелодия написана в мажоре? (Потому, что радостная, веселая - перечисление записи на доске).
И: Брина, а почему ты выложила такие цвета? (Потому, что ими можно передать веселое настроение).
-А сейчас снова практическое задание.
М: Перед вами лист бумаги и краски. Сейчас прозвучит другое произведение В. А. Моцарта – Турецкий марш. ( Рассказ о произведении). За тот период пока звучит эта музыка, вы должны при помощи красок выразить настроение этого произведения в цвете. (Звучит «Турецкий марш» В. А. Моцарта). (Дети должны подобрать цветовую гамму из ярких, сочных тонов и раскрасить свой листок).
И: Ребята, какие цвета вы использовали, чтобы передать настроение музыкального произведения? (Желтый, алый, оранжевый и т.д..). Какое настроение у вас возникло при прослушивании? ( Жизнерадостное, веселое, торжественное).
- Рассмотрите теперь картинки, которые вы приготовили к занятию. Они тоже несут в себе определенное настроение и характер, поэтому разместим их в соответствии от настроения на одном из листочков.
Его фактура не всегда однородна: где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, которые могут что-то обозначать. Расположите, персонаж на листочке, но не просто так, а сочините целую историю. Например, снеговик находится во дворе и начинает таять под весенними лучами, то вот это темное пятно вполне может означать проявившуюся из-под снега проталину. Сюда мы и поместим снеговика.
Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажи каждый в соответствии с колоритом. Аккуратно подклеивают. Педагогу необходимо поддерживать идеи ребенка, предлагать ему искать варианты, пробовать, экспериментировать.
И: – Сейчас еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе или придумать историю.
(Выставка лучших работ. Дети показывают листочки с «настроениями» и рассказывают «истории» своих персонажей).
Итог урока.
- Итак, давайте подведем итоги сегодняшней нашей с вами работы.
- Что нового мы узнали?
- Какие цвета передают грусть, а какие радость?
- А можно ли при помощи музыки передать настроение? Какие лады при этом используются?
- С каким композитором мы с вами познакомились?
-Оценку «отлично» сегодня получили все, а те, кто работал у доски, получают дополнительные оценки по музыке и ИЗО.
М: А мы желаем вам, чтобы только хорошее настроение было у вас на уроках, и в заключении давайте споем песню В. Шаинского «Пожалуйста, не жалуйся». (Исполнение).
-Спасибо всем за урок, до свидания!
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к уроку
«Настроение в цвете и музыке».
- Предварительная подготовка к занятию: дома попросить ребят подобрать картинки с персонажами – «веселый» и «грустный». Вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа, они не должны быть очень большими, постараться подобрать размер приблизительно 10х10 см.
- По возможности доску оформить ярко и красочно (см. приложения).
- Если в классе есть учащийся музыкальной школы, то желательно, чтобы музыкальные примеры исполнял именно он, т.к. это будет ярким дополнением к уроку и в тоже время являться пропагандой специального музыкального образования. Музыкальные примеры можно брать любые, лишь бы они соответствовали теме урока.
Данный интегрированный урок музыки и ИЗО проводился в рамках предметной декады эстетического направления в 2009 году и получил высокую оценку педагогов.
Урок был апробирован в 5»В» классе, по теме третьей четверти «В чем сила музыки», где использовались фрагменты урока по программе «Трагедия и шутка в произведениях В. А. Моцарта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка по теме "Музыка и музыканты", 9 класс.
Данный урок разработан к УМК Кузовлева В. П. 9 класс.Учащиеся учатся монологическому высказыванию на основе прочитанного текста, знакомятся с интересными фактами из жизни знаменитых композиторов и муз...
Методическая разработка урока по ИЗО «Цвет в моих снах»
Познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета –...
Методическая разработка интегрированного урока (физическая культура и музыка) в 5-м классе с использованием музыки к балету "Весна Священная" Игоря Стравинского.
В интегрированном уроке (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...
Методическая разработка открытого мероприятия «Осенние цветы пробуждают мечты»
Методическая разработка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»
Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...
Методическая разработка открытого занятия «Весенние цветы».
Индивидуальное занятие. Знакомство ребёнка с различными весенними цветами. Учим составлять букеты и рисовать весенние цветы....
Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)
Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...