Методическая разработка к уроку "Настроение в цвете и музыке"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Кийко Наталья Владимировна

Интегрированный урок ИЗО и музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия».

Открытый урок на тему:

Провели:        

учитель музыки        

Кийко Н. В.        

учитель ИЗО:        

Брантова С. Н.        

12 марта 2009г.        

г. Майкоп, 2009 г.

«Настроение в цвете и музыке».

 Цель занятия: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета способами художественного выражения своего настроения, впечатлений и слухового анализа лада в музыке.

Задачи:

  • Определить настроение, как характеризуются «радость» и «грусть».
  • Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти, познакомить учащихся с мажором и минором.
  • Формировать эмоциональное восприятие к цвету и музыке, поиску ассоциативных связей между цветом, музыкой  и настроением.
  • Развивать творческое воображение и фантазию.
  • Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.

Наглядные пособия:

В центре доски – имитация палитры художника, сделанная из ватмана,   справа и слева – таблички со словами «мажор» и «минор».

Выступление учащейся музыкальной школы.

Материалы и принадлежности: формат бумаги 30 Х 30 см (по два листа на каждого ученика), по 2 вырезанных персонажа, примерно 10 х 10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра, салфетка, электронное пианино,  DVD, телевизор.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

М: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что его проводят два учителя - ИЗО и музыки. И тема нашего урока называется «Настроение в цвете и музыке».

 

И: Для начала немного с вами поиграем. На подносе расположены карточки разных цветов. Вы должны выбрать любой цвет, который вам нравиться, каким сегодня вы хотели бы с нами «поздороваться». И с помощью этих «приветиков», мы поприветствуем друг друга. Покажите, у кого какой «приветик»!

Итак, мы видим, что некоторые из вас выбрали яркие, сочные, светлые цвета. Как вы думаете, какое настроение показывают эти цвета? (дети отвечают).

А теперь обратите внимание на то, что некоторые выбрали темные, приглушенные цвета. Как вы думаете, а какое настроение передают эти «приветики»? (дети отвечают).

Итак, мы с вами определили, что яркие сочные цвета такие, как: красный, желтый, оранжевый, зеленый и т.д. определяют хорошее, веселое настроение, а темные, приглушенные цвета, такие как: коричневый, серый, фиолетовый, темно- синий и т. д. говорят о грустном настроении.

М: Ребята, как вы думаете, а в музыке можно ли передать настроение? (дети говорят – можно). В музыке оно передается при помощи ладов: мажора (бодрого и веселого) и минора (грустного, печального).

Сейчас Айтекина Нэфын, которая учится и в музыкальной школе, сыграет нам произведение под названием «Русалочка». А к доске пойдет (Ф.И. ученика) и определит в мажоре или миноре написано это произведение, и в зависимости от этого, подпишет под мажором или минором те чувства, которые передаются в музыке.

И: А параллельно с ним, к доске пойдет (Ф. И. ученика), который должен определить настроение музыки и выложить на палитре художника те цвета, которые соответствуют данному настроению.

(Ученица исполняет музыкальное произведение; другой ученик определяет, что звучит - мажор или минор и под выбранным ладом подписывает те настроения и чувства, которые ему соответствуют. Третий ученик выбирает подходящие по настроению цвета красок в виде вырезанных из цветной бумаги, и приклеивает их к палитре художника).

М: Итак (напр. Саида), по каким признакам ты определила, что мелодия написана в миноре? (Потому, что грустная, печальная - перечисление записи на доске).

И: Рустам, а почему ты выложил такие цвета? (Потому, что ими можно передать грустное настроение).

-А сейчас будет самостоятельное практическое задание:

М: Перед вами лист бумаги и краски. Сейчас прозвучит гениальное произведение Моцарта - Реквием (рассказ о создании произведения).

И: И за тот период пока звучит это произведение, вы должны при помощи красок выразить настроение этого произведения в цвете. ( Звучит «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта). (Дети должны подобрать цветовую гамму из приглушенных, темных тонов и раскрасить свой листок).

 И: Ребята, какие цвета вы использовали, чтобы передать настроение музыкального произведения? (черный, серый, фиолетовый, коричневый и т. д.). Какое настроение у вас возникло при прослушивании? (Трагическое, печальное и т. д.). Теперь отложите листочки на край стола, пусть они подсыхают, а мы с вами поговорим о другом настроении.

М: Сейчас Нэфын сыграет нам музыкальное произведение, которое называется «Микки Маус». А к доске пойдет (напр. Байзет) и определит тот характер настроения, который соответствует данному произведению и подпишет те чувства, тот характер,  который передается в музыке.

И: А параллельно с ним,  к доске идет (напр. Брина), которая должна определить настроение музыки и выложить на палитре художника те цвета, которые соответствуют данному настроению.

М: Итак, Байзет, по каким признакам ты определил, что мелодия написана в мажоре? (Потому, что радостная, веселая - перечисление записи на доске).

И: Брина, а почему ты выложила такие цвета? (Потому, что ими можно передать веселое настроение).

-А сейчас снова практическое задание.

М: Перед вами лист бумаги и краски. Сейчас прозвучит другое произведение В. А. Моцарта – Турецкий марш. ( Рассказ о произведении). За тот период пока звучит эта музыка, вы должны при помощи красок выразить настроение этого произведения в цвете. (Звучит «Турецкий марш» В. А. Моцарта). (Дети должны подобрать цветовую гамму из ярких, сочных тонов и раскрасить свой листок). 

И: Ребята, какие цвета вы использовали, чтобы передать настроение музыкального произведения? (Желтый, алый, оранжевый и т.д..). Какое настроение у вас возникло при прослушивании? ( Жизнерадостное, веселое, торжественное).

- Рассмотрите теперь картинки, которые вы приготовили к занятию. Они тоже несут в себе определенное настроение и характер, поэтому разместим их в соответствии от настроения на одном из листочков.

Его фактура не всегда однородна: где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, которые могут что-то обозначать. Расположите, персонаж на листочке, но не просто так, а сочините целую историю. Например, снеговик находится во дворе и начинает таять под весенними лучами, то вот это темное пятно вполне может означать проявившуюся из-под снега проталину. Сюда мы и поместим снеговика.

 Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажи каждый в соответствии с колоритом. Аккуратно подклеивают. Педагогу необходимо поддерживать идеи ребенка, предлагать ему искать варианты, пробовать, экспериментировать.

И: – Сейчас еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе или придумать историю.

(Выставка лучших работ.  Дети показывают листочки с «настроениями» и рассказывают «истории» своих персонажей).

Итог урока.

   - Итак, давайте подведем итоги сегодняшней нашей с вами работы.

  • Что нового мы узнали?
  • Какие цвета передают грусть, а какие радость?
  • А можно ли при помощи музыки передать настроение? Какие лады при этом используются?
  • С каким композитором мы с вами познакомились?         

 -Оценку «отлично» сегодня  получили все, а те, кто работал у доски, получают дополнительные оценки по музыке и ИЗО.

М:  А мы желаем вам, чтобы только хорошее настроение было у вас на уроках, и в заключении давайте споем песню В. Шаинского «Пожалуйста, не жалуйся». (Исполнение).

    -Спасибо всем за урок, до свидания!



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку

 «Настроение в цвете и музыке».

  1. Предварительная подготовка к занятию: дома попросить ребят подобрать картинки с персонажами – «веселый» и «грустный». Вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа, они не должны быть очень большими, постараться подобрать размер приблизительно   10х10 см.
  2. По возможности доску оформить ярко и красочно (см. приложения).
  3. Если в классе есть учащийся музыкальной школы, то желательно, чтобы музыкальные примеры исполнял именно он, т.к. это будет ярким дополнением к уроку  и в тоже время являться пропагандой специального музыкального  образования. Музыкальные примеры можно брать любые, лишь бы они соответствовали теме урока.

Данный интегрированный урок музыки и ИЗО проводился в рамках предметной декады эстетического направления в 2009 году и получил высокую оценку педагогов.

Урок был апробирован в 5»В» классе, по теме третьей четверти «В чем сила музыки», где использовались фрагменты урока по программе «Трагедия и шутка в произведениях В. А. Моцарта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме "Музыка и музыканты", 9 класс.

Данный урок разработан к УМК Кузовлева В. П. 9 класс.Учащиеся учатся монологическому высказыванию на основе прочитанного текста, знакомятся с интересными фактами из жизни знаменитых композиторов и муз...

Методическая разработка урока по ИЗО «Цвет в моих снах»

              Познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета –...

Методическая разработка интегрированного урока (физическая культура и музыка) в 5-м классе с использованием музыки к балету "Весна Священная" Игоря Стравинского.

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»

Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...

Методическая разработка открытого занятия «Весенние цветы».

Индивидуальное занятие. Знакомство ребёнка с различными весенними цветами. Учим составлять букеты и рисовать весенние цветы....

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...