Урок-презентация"С чего начинается Родина…"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Минеева Светлана Анатольевна

Урок разработан для учащихся 6 класс с целью воспитания на примере изучения государственной символики, её истории патриотизма и гражданственности, а также формирование устойчивого интереса к истории России 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina.doc111.5 КБ
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.pptx459.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С чего начинается Родина…

  Тип урока: урок изучения нового материала с применением компьютерных технологий.

  Жанр урока: тематический.

  Вид урока: комбинированный урок.

  Технология: личностно-ориентированная

  Цель:

обучающая:

- воспитание на примере изучения государственной символики и её истории патриотизма и гражданственности.

–сформировать представление о государственной символике Российской Федерации (Государственный гимн Российской     Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный флаг Российской Федерации),

– познакомить учащихся с символами РМ

развивающая:

– развить логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;

мотивационная:

– побудить интерес к изучению традиций своей страны.

  Задачи:

 образовательные:

– сформировать представление о государственной символике РФ и РМ.

-  изучение истории происхождения герба, гимна, флага.

– обучить правильному прослушиванию гимна РФ;

воспитательные:

– развить чувство гордости за свою Родину;

- воспитать любовь к Родине, к родному краю, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны;

- формирование устойчивого интереса к истории России.

 – сформировать этические нормы поведения;

развивающие:

– заинтересовать и побудить детей к поиску мест и событий, где встречается государственная символика РФ (флаг, герб и гимн);

-  развить творческий интерес, познавательную активность.

  Методы и приёмы:

1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) создание ситуации успеха в учении;

б) разъяснение;

в) поощрение и порицание ученика.

2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, беседа);

б) наглядные (демонстрация);

в) практические (выполнение рисунка);

г) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному);

д) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя).

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении;

  Требования к знаниям и умениям:

учащиеся должны знать:

• как называется страна, в которой мы живем;

учащиеся должны уметь:

• различать цвета.

   Программно-дидактическое обеспечение: компьютер; электронная презентация по теме «С чего начинается Родина…». Оформление кабинета: плакаты с изображением Государственного флага РФ, Государственного герба РФ;  на доске записать дату, тему урока, эпиграф.

   Методические указания: В уроке необходимо создать ситуацию, в которой у учащихся возникнет чувство гордости за свою Родину. Заранее обратить внимание детей на их внешний вид (хорошо, если они будут в школьной форме).

  Содержание этапов урока. Виды и формы работы.

   План урока:

1. Организационный момент.

 2.Вступительное слово учителя.  Мотивационное начало урока. Постановка темы и цели урока. Методы мотивации - разъяснение, создание ситуации успеха.

3. Изучение нового материала. Объяснение темы урока. Знакомство с государственными символами. Просмотр презентации;

4 Самостоятельная работа. Самостоятельная работа и работа под руководством учителя. Практическое выполнение задания (рисунок флага РМ).

 5. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.

Тест « Знаешь ли ты свой край?». (Первичное осмысление и применение изученных знаний). Словесный – беседа, метод устного контроля и самоконтроля.

6. Постановка домашнего задания. Метод мотивации учебно-познавательной

деятельности – разъяснение.

7. Подведение итогов урока. Методы стимулирования - поощрение, создание

ситуаций успеха.

  Оборудование: плакаты «Государственные символы России» и «Государственные символы РМ»; звукозаписи: Государственный гимн РФ (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова); Государственный гимн РМ (музыка Н. Кошелевой, слова С. Кинякина); изображения флага и герба России. Рисунки «Семейный герб».

Высказывания: «Нет земли краше, чем Родина наша», «Я люблю тебя, Россия», «Припадаю, Россия, к твоей красоте», «А мне Россия всегда мила. В судьбе России – моя судьба».

  Эпиграф: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту Создателя и достоинство своих граждан".

                                                                                     М. Монтень.

                                                        Ход урока:

  1.Организационный момент.                                                      

(Слайд 1- звучит гимн России)

  2. Вступительное слово учителя

     Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!   Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Находимся мы в кабинете истории не случайно, т.к. тема нашего урока «С чего начинается Родина…».  45 минут, конечно, мало, для такой важной, нужной, обширной темы, но мы постараемся сказать о самом главном. Ребята, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Учащиеся: Мама, друг, школа, Родина.

Учитель.  Правильно, Молодцы! Это слово – Родина.

Стихотворения мордовского писателя Никула Эркая «Живу тобою»: 

(читает ученик)

 … Родимый край! Тобою я живу!

Я – в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я – с неутолимой жаждой.

Родимый край, тобою я живу!

                       Мне без тебя на свете жизни нет.

                       Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.

                       Ты – всех моих рассветов полыханье.

                        Мне без тебя на свете жизни нет.

 Учитель. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Ребята, а как называется наша Родина?

Учащиеся:  Россия.

Учитель. Ребята, обратите внимание на высказывания «Я люблю тебя, Россия», «Припадаю, Россия, к твоей красоте».

  3. Изучение нового материала. Объяснение темы урока.

Знакомство с государственными символами

    Учитель.     Россия -  страна большая и сильная, и очень красивая. Люди сложили много песен и сказок.  Но наша страна  -   это не просто поле или лес, города и села, где живут люди. Россия-это государство, а каждое государство имеют свои символы: Назовите, какие символы вы знаете?  

Учащиеся: (герб, гимн, флаг).

Учитель. И сейчас мы с вами совершим необычное путешествие в страну символов.

      И первая остановка нашего путешествия называется "Историческая":  (слайд 1)                               В новое тысячелетие. Россия вошла с обновлённой государственной символикой. Символы государства означают его независимость, подчёркивают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития.

 Учитель. Я прошу ответить  на следующие вопросы:

Учитель. В каком документе утверждены государственные символы России?  

Учащиеся:  Закон

Учитель. Герб, флаг, гимн одним словом.

Учащиеся:   Символ

Учитель. Что за музыкальное произведение звучало в начале урока?

Учащиеся:  Гимн  - торжественная песнь  

Учитель.  Матерчатый знак государства.

Учащиеся:   Флаг    (слайд 2)

Учитель.  Что обозначает  белый цвет флага?                                                                                                                               Учащиеся:    мир, чистоту, благородство, совершенство

Учитель.  Что обозначает   синий цвет флага?  

Учащиеся:   веры и верность, постоянства

Учитель. Что означает красный цвет флага?

Учащиеся:   силу,    кровь, пролитую за Отечество, отвагу, самопожертвование

Учитель. Отличительный знак государства.  

Учащиеся:   Герб - (слайд 3)

      Учитель.  У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орёл. Каждое изображение на гербах несёт определённый смысл. Подумайте, что может означать изображение орла?

Учащиеся:   символ солнца, власти, небесной силы, огня и бессмертия.

Учитель.  Лев?

Учащиеся:   сила, мужество.

Учитель.  Собака?

Учащиеся:    верность, преданность.  

Учитель.  Ворон?

Учащиеся:   долголетие.

Учитель.  Змея?

Учащиеся:   вечность.

Учитель.  Дуб?

Учащиеся:  крепость, сила.

Учитель.  Солнце?

Учащиеся:   свет, богатство, изобилие.

Учитель.  Звезда?

Учащиеся:    ночь, вечность.

Учитель.  Цвета в гербе - это тоже своего рода знаки. Каждый цвет несет богатую информацию о владельце герба. Например: золотой означает - богатство, силу,     верность, постоянство; серебряный – чистота; красный–храбрость, мужество; голубой цвет–величие, красоту, ясность; зеленый - надежду, свободу,         изобилие; черный - скромность, образованность, печаль.

    Ученик  (слайд 3)  Двуглавый орел символизирует единение народов европейской и азиатской частей современной России. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого; в лапах – скипетр и держава - скипетр олицетворяет государственную власть

- держава - олицетворяет единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

 Учитель. Республика Мордовия имеет свою государственную символику, как и любая страна, любая республика - Флаг, герб и гимн выражают государственную символику РМ., многонациональность, самобытность и традиции её народа.

      Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас –

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

 А над нами весело шелестит листва –

Опускаем руки мы по команде «два».

 Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к следующей станции -   « флаг Мордовии»

Флаг – (слайд 4) прямоугольное полотнище, состоит из трех горизонтальных полос: мареновая (темно-красная, красят корнем подмаренника), белая и тёмно-синяя. Похожие цвета использованы на флаге России. Это сходство неслучайно, ведь мордовский народ и русский народ уже 1000 лет вместе. Мареновый цвет на флаге означает животворящее начало, тёмно-синий – напоённая влагой плодородная земля, белый – чистота и мудрость.  На широкой белой полосе располагается восьмиконечная розетка – символ солнца, тепла и доброты.

  ( ученик рассказывает)

Андрей Степанович Алёшин (слайд 5) является автором флага РМ,

Андрей Степанович Алёшин родился в 1959 году в г. Челябинске. Мордвин. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Он является  членом Союза художников России, живет в г. Саранске.

     Учитель. Проверим, кто был самым внимательным. Отвечаем на вопрос:

Какой цвет означает на флаге чистоту и мудрость?

 Учащиеся:  белый.

 Учитель.  Животворящее начало

 Учащиеся: тёмно-красный.

 Учитель.  Напоённую влагой плодородную землю

 Учащиеся: тёмно-синий цвет.

  4. Самостоятельная работа.

  Учитель.   А сейчас мы с вами нарисуем флаг РМ. При выполнении самостоятельной работы используем новые знания о гербах. (учащиеся работают самостоятельно).

Учитель. Ребята, проверяем работы. Хорошо справились с заданием. Молодцы.

                        Следующая остановка «Герб Мордовии».  (слайд 6)        

На гербе мы видим французскую форму щита. Щит часто используется в гербах, т.к. каждому народу приходилось отстаивать свою землю, свободу, независимость. На щите цветов флага еще один щиток с изображением древнего герба г. Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз. На гербе мы видим гривну, женское украшение золотого цвета, как символ древнего происхождения, красоты и богатства мордовского края. 7 орнаментов – 7 городов РМ. Золотые колосья пшеницы – символ процветания и национального единства, т.к. на территории Мордовии дружно живут люди разных национальностей. Завершается герб солярным знаком - восьмиконечная розетка красного цвета, символ солнца, доброты, открытости.

  ( ученик рассказывает)

 Автор герба - Николай Дмитриевич Чикринев. (слайд 7)

Николай Дмитриевич Чикринев. Родился в 1960 году в Мордовии, д. Мордовские Юнки Торбеевского района. Мордвин. Окончил Чувашский педагогический институт имени И.Я. Яковлева. Живет в г. Москве

Учитель.  А сейчас проверим, кто внимательно слушал. Выберите правильный ответ на вопрос:

          Что означают 7 орнаментов на гербе?

  1. 7 районов
  2. 7 городов
  3. 7 крупных рек

Учащиеся: Б)7 городов

Учитель.  Дома вы должны были выполнить работу на тему «Семейный герб». Кто желает рассказать о своей работе? (учащиеся рассказывают о своей работе)

Учитель.  Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

    Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к станции - "Гимн Мордовии» (слайд 8)

- Гимн Республики Мордовия - это музыкальный символ государства. Он может звучать во время торжественных мероприятий государственного значения, на спортивных праздниках в честь победителя и в других важных случаях.

    Гимн звучит на трех языках – эрзянском, мокшанском и русском, подчёркивая тем самым единство русского и мордовского народа.

  ( ученик рассказывает)

  Автор музыки Нина Васильевна Кошелева, (слайд 9) которая родилась и выросла в Мордовии. Нина Васильевна Кошелева родилась 1 июля 1952 г. в с. Вертелим Старошайговского района. Мордовка. Окончила теоретическое отделение Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова (1972), Казанскую государственную консерваторию,  проживает в г. Саранске. Она является Членом Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Мордовии.

  ( ученик рассказывает)

Стихи гимна написал Сергей Васильевич Кинякин, ( слайд 10)

Сергей Васильевич Кинякин родился 24 сентября 1937 г. в г. Москве. Мордвин. В 1941 г. переехал в с. Пичпанда Зубово-Полянского района Мордовии. Окончил филологический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, житель г. Саранска, Член Союза писателей России, заслуженный поэт Мордовии.

    5. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.

  Учитель.  А теперь настало время узнать, кто был самым внимательным. У вас на партах находится тест « Знаешь ли ты свой край?». Кружочком обведите правильные ответы.

 

 Тест

        Знаешь ли ты свой край?

  1. Что относится к государственным символам Республики Мордовия?

 а) рассказ

           б) песня      

           в) гимн

  1. Кто автор флага Республики Мордовия?

           а)  Милованов Б.Г.

           б)  Алёшкин А.С.

           в)  Мухин А.А.

3)  Какие цвета имеет флаг Республики Мордовия?

           а)  красный, синий, зелёный

           б) тёмно-красный, белый, тёмно-синий

           в)  белый, красный, жёлтый

4)  Что означает белый цвет на флаге Республики Мордовия?

            а)  животворящее начало

            б)  напоённая влагой плодородная земля

            в)  чистота и мудрость

5)   Кто автор герба Республики Мордовия?

           а)  Курдюков А.Д.

           б)  Чикринев Н.Д.        

           в)  Макаров В.Ф.

6)   На каких языках звучит гимн Республики Мордовия?

           а)  мокшанский, эрзянский, русский

           б)  русский, татарский

           в)  эрзянский, татарский, мокшанский

7)   Назовите автора музыки гимна Республики Мордовия?

     а) Кошелева Н.В.

     б) Душский М.И.

     в) Вдовин Г.Г.

8)   Кто сочинил слова гимна Республики Мордовия?

    а) Иванов А.В.

    б) Кинякин С.В.

    в) Никонов И.П.

Учитель. А сейчас, ребята, проверим ответы. (слайд 11)

                 

 Проверь себя

           Знаешь ли ты свой край?

1)  Что относится к государственным символам Республики  Мордовия?

           в) гимн

2)  Кто автор флага Республики Мордовия?

         б)  Алёшкин А.С.

           

3)  Какие цвета имеет флаг Республики Мордовия?

        б) тёмно-красный, белый, тёмно-синий

       

4)  Что означает белый цвет на флаге Республики Мордовия?

        в)  чистота и мудрость

5)   Кто автор герба Республики Мордовия?

       б)  Чикринев Н.Д.        

           

6)   На каких языках звучит гимн Республики Мордовия?

       а)  мокшанский, эрзянский, русский

7)   Назовите автора музыки гимна Республики Мордовия?

       а) Кошелева Н.В.

8)   Кто сочинил слова гимна Республики Мордовия?

      б) Кинякин С.В.

Учитель.  Поднимите руку, кто сделал одну ошибку ( 2, 3, 4)?

 Учитель. Наше увлекательное путешествие подходит к концу, и в завершении хотелось бы сказать, что многое может родная земля! Может  накормить тебя тёплым хлебом, напоить родниковой водой,  восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли - долг тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется ее красотой. Это должны делать мы!                                                                  (слайд 2- гимн Мордовии звучит)                                                                                                                                                                                                        Учитель. Что за музыкальное произведение звучит?

Учащиеся: Гимн                                                                                                                          Учитель. Гимн нужно слушать стоя. Поэтому, прошу всех  встать

  6. Домашнее задание.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить проект своего собственного герба. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах.

  7. Подведение итогов урока.

   Учитель оценивает работу класса и называет учащихся, отличившихся на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Энергия ; сила ; кровь , пролитая за Отечество Вера и верность ; постоянство

Слайд 4

Проверь себя Знаешь ли ты свой край? 1) Что относится к государственным символам Республики Мордовия? в) гимн 2) Кто автор флага Республики Мордовия? б) Алешкин А.С. 3) Какие цвета имеет флаг Республики Мордовия? б) темно-красный, белый, темно-синий 4) Что означает белый цвет на флаге Республики Мордовия? в) чистота и мудрость 5) Кто автор герба Республики Мордовия? б) Чикринев Н.Д. 6) На каких языках звучит гимн Республики Мордовия? а) мокшанский, эрзянский, русский 7) Назовите автора музыки гимна Республики Мордовия? а) Кошелева Н.В. 8) Кто сочинил слова гимна Республики Мордовия? б) Кинякин С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»

Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной  работы.  «Пресс- конфере...

С чего начинается Родина?

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...