Разработка урока ИЗО для 5 класса "Красавица - матрешка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Разработка содержит историческую справку создания русской матрешки и её виды. Конспект будет полезен для подготовки к уроку учителям ИЗО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ИЗО "Красавица - матрешка" 5 класс | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Красавица матрешка»
Цели:
- Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
- Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
- Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
- Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек. г. Семенова. Сергиева Посада. Полховский Майдан.
Оборудование к занятию:
- Плакаты с рисунками..Трафареты. Образцы. Деревянные игушки. Бумажные силуэты.
- У учащихся: альбом, краски (гуашь), кисти округлые №5, №2, №1, карандаш ТМ, М, ластик, тряпочка.
Наглядный материал:
- “Красавица-матрешка” – просмотр презентации.
- Иллюстрации с элементами росписи разных техник.
- Карточки «угадай-ка».
Музыкальный ряд: Русские народные песни
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
а) беседа о возникновении и видах русской матрешки;
б) особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на недели ИЗО. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.
2. Сообщение темы занятия.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрешка)
- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.
Беседа о возникновении и видах русской матрешки.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
(Ответы и предположения детей)
- А на самом деле все было так…
Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.
Матрёшки из Сергиева
Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.
Матрёшки из Полховского Майдана
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
Матрёшка семёновская
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
И именно Семеновская матрешка будет на Олимпиаде в Сочи 2014 году
В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.
Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
- Интересно, а как же рождается матрешка? Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Этапы росписи матрешки.
- Шлифовка заготовки
- Обводка контура узора
- Прорисовывание фона
- Прорисовывание деталей
- Окончательная обводка
Лакировка
4. Практическая работа
- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.
(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, филимоновской, полховской, загорской, семеновской, городецкой техник росписи)
- Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки. (для уч-ся 5-6 кл)
- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.
6. Подведение итогов
Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ученик может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.
- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке. (Ответы и рассказы детей)
- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока изобразительного искусства. Тема "Русская матрешка"
тема "Русская Матрешка"разработана для уроков изобразительного искусства в начальном и среднем звене...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Тема урока "Промыслы нашего края. Матрешка" ИЗО 5 класс.
Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с...
Конспект урока 5 класс "Аппликация Матрешка"
-познакомить детей с видами цветов.- уметь выполнять аппликацию из бумаги и салфеток;-способствовать развитию творческих способностей; -уточнение и обогащение словаря, расширение кругозора....