Рабочая программа по ИЗО (основная школа) 5-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Структура документа.
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание, учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методических средств обучения; тематическое планирование.
Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание рабочей программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Содержание обучения в рабочей программе дано крупными блоками (разделами). Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия дей-
ствительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного
искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического ос-
воения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, гра-
фики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с об-
разным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать
его исторические и национальные особенности.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов. В V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Результаты обучения.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 час)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ванн Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России
(А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов по примерной программе | Количество часов | ||||
5класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||
1. | Изобразительное искусство, его виды и жанры | 40 часов | 13 | 14 | 13 | ||
2. | Язык изобразительного искусства и художественный образ | 35 часов | 10 | 13 | 12 | ||
3. | Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 20 часов | 7 | 7 | 6 | ||
4. | Синтез искусств | 2 часа | 1 | 1 | |||
5. | Синтез искусств в архитектуре | 10 часов | 10 | ||||
6. | Синтез искусств в театре | 4 часа | 4 | ||||
Изображение в полиграфии | 6 час | 6 | |||||
Изображение в фотографии | 2 часа | 2 | |||||
Синтетическая природа экранных искусств | 4 часа | 4 | |||||
Изображение на компьютере | 2 часа | 1 | 1 | ||||
7. | Резерв учебного времени. | 14 часов | 5 | 1 | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО: | 35 | 35 | 35 | 17 | 17 |
Тематическое планирование
Тематический блок | Кол-во часов по примерной программе | Тема урока | Опыт творческой деятельности | Кол-во часов |
5 класс | ||||
Изобразительное искусство, его виды и жанры | 13 + резерв 4 часа | 1.Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. | Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц. | 5 |
2. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре | Выполнение набросков, эскизов, учебных и твор-ческих работ с натуры, по памяти и вообра-жению в разных худо-жественных техниках. | 2 | ||
3. Особенности натюрморта | Выполнение учебных и творческих работ в жанре натюрморта | 2 | ||
4. Особенности пейзажа | Работа на пленэре | 2 | ||
5. Особенности анималистического жанра | Выполнение учебных и творческих работ в ани-малистическом жанре | 2 | ||
6. Особенности портрета. | Выполнение учебных и творческих работ в жан-ре портрета | 3 | ||
7. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне) | Посещение музеев изобразительного искусства с использованием эор. | 1 | ||
Язык изобразительного искусства и художественный образ | 10 | 1.Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры | Использования языка графики, живописи, скульптуры в собствен-ной художественно-творческой деятельности | 2 |
2. Пропорции и пропорциональные отношения. | Навыки плоского изо-бражения формы пред-мета | 2 | ||
3. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. | Моделировка светотенью | 2 | ||
4. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. | Моделировка цветом | 2 | ||
5. Объем. Фактура. Формат. | Навыки объемного изо-бражения формы пред-мета. | 2 | ||
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 7 + резерв 1 час | 1.Художник – творец - гражданин | Выполнение учебных и творческих работ | 1 |
2. Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 1 | ||
3. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). | Описание и анализ художественного произведения. | 2 | ||
4. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 1 | ||
5. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 2 | ||
6. Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 1 |
Тематический блок | Кол-во часов по примерной программе | Тема урока | Опыт творческой деятельности | Кол-во часов |
6 класс | ||||
Изобразительное искусство, его виды и жанры | 14 + резерв 1 час | 1.Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. | Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, человека, интерьера, архитектур-ных сооружений. | 4 |
2. Искусство как эмоциональный опыт человечества. | Выполнение набросков, эскизов, учебных и твор-ческих работ с натуры, по памяти и воображе-нию в разных художест-венных техниках. | 2 | ||
3. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), | Выполнение учебных и творческих работ | 2 | ||
4. Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная) | Проектирование облож-ки книги, открытки. Создание иллюстраций к литературным произве-дениям. | 4 | ||
5.Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая) | Выполнение учебных и творческих работ | 2 | ||
6. Произведения выдающихся художников К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов | Посещение музеев изобразительного искусства с использованием эор. | 1 | ||
Язык изобразительного искусства и художественный образ | 13 | 1.Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры | Использования языка графики, живописи, скульптуры в собствен-ной художественно-творческой деятельности | 4 |
2. Композиция (ритм, пространство) | Создание композиций на плоскости и в простран-стве. | 3 | ||
3. Композиция (статика и динамика) | Создание композиций на плоскости и в простран-стве. | 3 | ||
4. Композиция (симметрия и асимметрия) | Создание композиций на плоскости и в простран-стве. | 3 | ||
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 7 | 1.Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв.. | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 2 |
2. Стили и направления (В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федо-тов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский) | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 2 | ||
3. Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) искусстве. | Описание и анализ ху-дожественных произве-дений | 1 | ||
4. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 1 | ||
5. Мемориальные ансамбли. | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 1 |
Тематический блок | Кол-во часов по примерной программе | Тема урока | Опыт творческой деятельности | Кол-во часов |
7 класс | ||||
Изобразительное искусство, его виды и жанры | 13 + резерв 4 часа | 1.Роль изобразительного искусства, архи-тектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества. | Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, человека, интерьера, архитектур-ных сооружений. | 4 |
2. Виды декоративно-прикладного и народного искусства | Изготовление изделий по мотивам художествен-ных промыслов. | 3 | ||
3.Виды дизайна и архитектуры. | Проектирование открыт-ки, визитной карточки, товарного знака, разво-рота журнала. | 4 | ||
4. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Создание эскизов и мо-делей одежды, мебели, транспорта. | 2 | ||
5.Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности бытового, исторического, батального жанров. | Выполнение учебных и творческих работ в бытовом, историческом, батальном жанрах | 3 | ||
6. Произведения выдающихся художников М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин. | Посещение музеев изобразительного искусства с использованием эор. | 1 | ||
Язык изобразительного искусства и художественный образ | 12 | 1.Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. | Использования языка де-коративно-прикладного искусства в собствен-ной художественно-творчес-кой деятельности | 1 |
2. Связь времен в народном искусстве. | Понимание смысла, со-держащегося в украше-ниях древних предметов быта и элементах архи-тектуры. | 1 | ||
3. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. | Различие функций древ-него и современного орнамента. | 1 | ||
4. Истоки и современное развитие народ-ных промыслов: дымковская, филимоно-вская игрушки; Гжель, Жостово,Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особен-ностей). | Использование орнамен-та для украшения пред-метов быта, (прялки , по-суда) | 4 | ||
5. Орнамент как основа декоративного украшения. | Различение националь-ных особенностей рус-ского орнамента и орна-ментов других народов России, народов зарубежных стран. | 1 | ||
6. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). | Использование орнамен-та для украшения пред-метов быта, одежды, по-лиграфических изделий, архитектурных соруже-ний (прялки, народный костюм, посуда, элемен-ты декора избы, книги и др.). | 4 | ||
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 6 | 1.Вечные темы и великие исторические события в зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ванн Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве. | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 2 |
2. Традиции и новаторство в искусстве. | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 2 | ||
3.Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). | Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии основной школы (1)
Рабочая программа по химии основной школы разработана на основе примерной программы (М. : Просвещение, 2010) и включает в себя пояснительную записку, содержание обучения химии в 8 - 9 классах, тематич...
Рабочие программы по геометрии (основная школа)
Рабочие программы по геометрии в 7-9 классах по УМК А.В. Погорелова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ основное общее образование 7 класс
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ основное общее образование 8 класс
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной...
Рабочая программа по Информатике основной школы для 7-9 классов
Рабочая программа по информатике основной школы (7-9 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) по ин...
Рабочие программы по музыке основная школа
Рабочие программы по предмету музыка(Сергеева критская) для 5-8 классов...