Рабочая программа по ИЗО 8-9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Васильева Наталия Станиславовна

Рабочая программа по ИЗО для 8-9 классов разработана на основе программы Б. М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_8-9.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

основного  общего  образования

по курсу «Изобразительное искусство»

для 8-9 классов

35  часов

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана  на  основании: Федерального  компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной   программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы  Б. М. Неменского «Изобразительное  искусство  и  художественный  труд»; с учетом

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;

В 8-9 классах на «Изобразительное искусство»  отведено  Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации  35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.

Цели  и задачи решаемые при реализации рабочей программы :

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Обоснование  выбора  программы.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.  

Занятия  по  этой  программе  способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Результаты обучения    

В результате обучения изобразительному искусству,  учащиеся получают знания

  • об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;
  • наиболее крупных художественных музеях России и мира;
  • овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры,
  • художественного конструирования в своем творчестве;
  • определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства,
  • узнают изученные произведения;
  • объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
  • эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;
  • используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
  • пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются  следующие  формы  образовательного  процесса: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Технологии  обучения,  используемые  на  уроках:

  • Здоровьесберегающая   технология  ( технология  успешного  обучения,  метод  майевтики,  групповое  обучение  в  малых  группах,  проектная  деятельность  и т.д.)
  • Информационно-коммуникативная  технология

Виды и формы контроля

   Проверкой  знаний,  умений  и  навыков  является  текущая  проверка художественной  деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это  творческие  работы учащихся,  выполненные в  различных видах  изобразительного искусства.

 Планируемый  уровень  подготовки  выпускников  основной  школы.

Учащиеся  должны  знать:

-  о роли  пространственных  и  синтетических  искусств  в  жизни  человека  и  общества;

-  об  историческом  многообразии  художественных  культур  и  о месте  отечественной  художественной  культуры  в  мировом  историко-культурном  пространстве;

-  об  основных  направлениях  и  стилях  в  искусстве,  стилевой  и  временной  принадлежности  характерных  примеров  из  наследия  мирового  искусства;

-  о  видах  пространственных  искусств  и  делении  их  на  три  группы  в зависимости  от разницы  в  их  социальных  функциях:  изобразительная  ( живопись,  графика,  скульптура),  конструктивная  (архитектура,  дизайн),  декоративно-прикладная  и  об  особенностях  образного  языка  каждой  группы  искусств;

-  о  характере  связей  пространственных  и  синтетических  искусств  (кино,  телевидение, и  т.д.),  специфике  их  образного  языка;

-  об  изобразительном  искусстве  как  форме  художественного  исследования  реальности  и  построения  мира  в определенной  системе  ценностей;

-  о  том,  что  художественное  изображение  не является  копией  действительности,  а отражает  переживание  художником  реальности,  организованное  так,  чтобы  зритель мог  понять  мысли  и чувства  художника;

-  о  декоративных  искусствах  как  способе  организации  социально  общения  и  социальной  среды;

-  о  конструктивных  искусствах  как  среде  организации  окружающей  нас  среды  жизни;

-  основные  этапы  истории  развития  русского  и  зарубежного  искусства,  национальные  традиции  в  изобразительном,  декоративно-прикладном  искусстве,  традиции  и  новаторство;

-  об  основных  проблемах  современного  искусства, о выдающихся  представителях  искусства своей страны  и  мира,  их  основные  произведения;  основные  художественные  музеи  и  их  роль  в сохранении  и развитии  культуры  России  и  человечества.

Учащиеся  должны  уметь:

-  использовать языки  пластических  искусств  и художественные  материалы  на  доступном  возрасту  уровне  при  создании  изобразительных,  декоративных  и конструктивных  работ,  фотографии  и  работ  в  синтетических  искусствах;

-  работать  цветом,  тоном,  линией,  пространством,  формой, самостоятельно  используя  средства  художественной  грамоты;

-  понимать  художественно-образный  язык  пластических  и  синтетических  искусств, обладать  опытом  восприятия  и  интерпретации  образов  художественных  произведений;

-  творчески  относиться  к  собственной  деятельности  в  различных  видах  пространственных  и  синтетических  искусств;

-  владеть первичными  навыками  изображения  предметного  мира  (натюрморт,  интерьер),  природы  (пейзаж),  фигуры  и лица  человека;

-  высказывать  аргументированные  суждения  о  произведении  искусства, знать  произведения  золотого  фонда  отечественного  и  зарубежного  искусства.  

Содержание  программы  8 – 9  класс  – 35 часов

Синтез искусств (3 час).

 Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре (10 час).

 Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре (4 час).

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (7 час).

 Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Изображение в фотографии (3 час).

 Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (8 час).

 Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Учебно-тематический  план

Тема

Общее  кол-во  часов

Теория

Практика

Синтез искусств.  Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

3

1

2

Синтез искусств в архитектуре   Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры  

10

-

10

Синтез  искусств  в  театре  

4

-

4

                                                                                            Всего  -  17 часов

№ п/п

                                Тема

Кол-во часов

Требования к  подготовке (компетентности)

Блок  № 1

  Синтез искусств.  Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.  

3  часа  ( теория  -  1  час,  практика  - 2  часа )

 1

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия.Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.Композиция – основа построения изображения

Фронтальная  работа.  Беседа  

1час - теория

-  знание композиционных законов, по которым строится любое изображение; основ композиции как расположение и построение цветовых лил тональных пятен, линий и объемов в некотором сочетании на плоскости и движении;

-  умение анализировать композиционное решение работ художников, их пластическое и образное содержание

 2

Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах(композиция,тектоника,масштаб,пропорции,ритм,Пластика,объем,фактура и цвет материалов)

Индивидуальная  работа.  Выполнение  серии  композиционных упражнений  на  гармонизацию  и зрительный баланс  цвето-тоновых  массс

1час -практика

-  знание об изобразительной композиционной основе выражения содержания произведения, то есть о пластическом сюжете;

-  навык анализа композиции, пластического и образного содержания произведения

 3

Связь архитектуры и дизайна(промышленный,рекламный,ландшафтный,дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Индивидуальная  работа.  Выполнение  цвето-тонального  композиционного  упражнения  

1час -  практика

-  умение понимать построение образа и композиции;

-  умение фантазировать и воображать, эмоционально отзываться, ассоциативно мыслить при создании работы;

-  умение передачи образа не прибегая к конкретному изображению предметов, а только через форму и характер линии, мазка или пятна

Блок  № 2.

Синтез искусств в архитектуре   Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры

10  часов  ( практика  - 10 ч.)

 1

Синтез искусств в архитектуре .Виды архитектуры(культовая, светская, ландшафтная ,градостроительство)

Индивидуальная  работа.  Выполнение  фронтальной  композиции  зданий

1час – практика

-  знание  различий  архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем;

-  навык изображения простейших архитектурных композиций, создавая эмоциональный художественный образ

 2

Художественная культура Древней Руси,ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси.

Индивидуальная  работа.  

1 час – практика

-  знание  различий  архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем;

-  умение использования выразительного  языка при моделировании архитектурного ансамбля;

-  навык владения формообразованием

 3

Живопись, графика,скульптура и архитектура России 18-20 вв.Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени(барокко,классицизм,реализм,символизм,модерн).

Индивидуальнаяработа.

1час - практика

-  знание  различий  архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем;

-  умение конструирования простейших архитектурных композиций, моделированию основных процессов работы архитекторов над художественным образом

 4

Традиции и новаторство в искусстве.Представление о художественных направлениях в искусстве 20 в.(реализм,модерн,авангард,сюрреализм и проявление постмодернизма).

1час – практика

-  знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и  мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен;

-  знание самых выдающихся архитектурных памятников, произведений монументального искусства Греции и Рима;

-  умение создания с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами

 5

Понимание смысла деятельности художника в современном мире.Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.Вкус и мода.

1час - практика

-  знание основных художественных стилей;

-  знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства в жизни общества;

-  знание самых выдающихся архитектурных памятников разных народов, произведения монументального искусства разных стран;

-  умение работать над макетом монументального произведения (витраж)

 6

Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства(виды,жанры,стили)Синтез изобразительного искусства и архитектуры.

Индивидуальная  работа.  

1 час -  практика

-  знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и  мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен;

-  знание образного языка стиля барокко, архитектурных памятников, имена известных зодчих;

-  навык работы над объемным проектом архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора

 7

Ведущие художественные музеи(Лувр,музеи Ватикана,Прадо,Дрезденская галерея и др.)

 1час -  практика

-  знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и  мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен;

-  -  знание образного языка стиля ампир, архитектурных памятников, имена известных зодчих;

-  навык работы над зарисовкой архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора

 8

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства,архитектуры,выявление своеобразия их творчества.(Леонардо да Винчи,Рафаэль Санти,Микеланджело Буанарроти,А.Дюрер, Рембрандт ванн Рейн,Ф.Гойя,К.Моне,П.Сезанн,В.Ван Гог,О.Роден,П.Пикассо,Ш.Э.ле Корбюзье)

1час - практика

-  умение читать в памятниках архитектуры, монументальных видах искусства идею, замысел, обобщенный до символа;

-  умение конструировать простейшие архитектурные композиции, моделировать основные процессы работы архитектора над художественным образом;

-  умение работать по  воображению над проектом различных архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора

 9

Роль  стиля  в  эстетическом единстве  объекта

Индивидуальная  работа.  Проектирование  внешней  среды:  малые  архитектурные формы

1час - практика

-  умение при выполнении работы осуществлять целостный подход и согласованность элементов композиции;

-  знание понятия о творческом процессе как соотношении субъективного и объективного;

-  навыки по созданию собственных дизайнерских работ

 10

Композиционные  особенности,  цветовое  планирование  и  гармония  света  в  интерьере

Индивидуальная  работа.  Проектирование  зон  квартиры  или  дома  с  учетом  стилевого  единства

1час - практика

-  умение при выполнении работы осуществлять целостный подход и согласованность элементов композиции;

-  знание понятия о творческом процессе как соотношении субъективного и объективного;

-  навыки по созданию собственных дизайнерских работ;

Блок  № 3.

Синтез  искусств в театре

4  часа  ( практика  -  4  часа )

 1

 Синтез искусств в театре.Совместные действия сценариста,режиссера,художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

Групповая  работа.  Выполнение  эскиза  оформления  сценической  среды

1час – практика

-  знание сути и задач образной интерпретации в визуально-зрелищных искусствах;

-  умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и её образное решение

 2

Выражение  места  действия  через  деталь

Групповая  работа.  Выполнение  макета  сценической среды  -  места  действия через  деталь

1час - практика

-  умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и её образное решение;

-  навык самостоятельного выполнения творческих заданий и художественных поделок, используя систему основ изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности

 3

Общие законы восприятия композиции картины и сцены.

Индивидуальная  работа.  Выполнение  эскиза   костюма  выразительных  образов  литературных персонажей

1час – практика

-  умение аргументировать собственный поход к художественному  решению сценических образов

 4

Создание  эскизов  костюмов  для  спектакля.Художники театра(В.М.Васнецов,А.Н.Бенуа,Л.С.Бакст,В.Ф.Рындин,Ф.Ф.Федоровский и др.)

Индивидуальная  работа.  Выполнение   макета  костюма  выразительных  образов  литературных персонажей

1час - практика

-  умение выражать свое личное понимание значения костюма различных сценических образов для спектакля;

-  навык проявления наблюдательности, эрудиции и фантазии при разработке проектов одежды и украшений для определенного образа

В  конце  восьмого  года  обучения  учащиеся  должны:

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Средства  обучения:

 1.Печатные (учебники  и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)

 2.Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

 3.Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные )

 4. Наглядные плоскостные (плакаты,  репродукции, иллюстрации)

 5. Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)

Список  литературы:

  1. А.С. Питерских,  Г. Е. Гуров.  Дизайн  и  архитектура  в  жизни  человека  
  2. П.П. Гнедич.    История  искусств  с  древнейших  времен
  3. Л. Волынский.   Лицо  времени.
  4. Ю. Солодовников.  Человек  в  мировой  художественной  культуре
  5. Е. Каменева.  Какого  цвета  радуга
  6. А.Д. Алехин.  Когда  начинается  художник
  7. Ю. Аксенов.  Цвет  и  линия
  8. А. Воротников.  История  искусств
  9. М. Семенова.  Мы – россияне
  10. Н. Костерин.  Учебное  рисование
  11.   Журналы  «Юный  художник»
  12.  О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью


  1. класс

Учебно – тематический  план

Тема

Общее  кол-во  часов

Теория

Практика

Изображение  в  полиграфии

7

1

6

Изображение  в  фотографии    

3

2

1

Синтетическая  природа  экранных  искусств    

8

3

5

                    Всего  -  18  часов

Тематическое планирование

№  п/п

                     Тема

Кол-во  часов.

Требования  к  подготовке   (компетентности)

Блок  № 1.

Изображение  в  полиграфии   7  часов

 ( теория – 1 час, практика  -  6 часов )

  1

 Композиция  -  основа  построения  изображения Специфика изображения в полиграфии

Фронтальная  работа.  Беседа

Индивидуальная  работа.  Выполнение  коллажно-графических  работ  с  разными  видами  композиций  (замкнутой,  раскрытой, центровой,  свободной  и пр.  )

1час – теория

-  знание композиционных законов, по которым  строится любое  изображение

-  умение  анализа работ  художников, композиции,  пластического и образного  содержания произведения

  2

 Многообразие  полиграфического  дизайна.  Образ  -  символ  -  знак. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, афиши, плакаты ,буклеты ,открытки и др.

Индивидуальная  работа.  Выполнение  эскиза  плаката

1час - практика

-  знание  особенностей полиграфического дизайна;

-  умение  моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции;

-  умение выполнения принципиального композиционного построения (макетирования) того или иного вида печатной продукции

  3

 Типы  изображения  в  полиграфии (графическое,  живописное,  фотографическое,  компьютерное)

Индивидуальная  работа.

Создание  серии  комиксов  

1час - практика

-  знание этапов получения полиграфического изображения как многостадийного технического процесса;

-  умение построения образа и композиции в полиграфических изданиях

  4

 Стилевое  единство  изображения  и  текста

Индивидуальная  работа.

Выполнение  эскиза  на  композиционное  построение  полиграфического  дизайна   афиши

1час – практика

-  знание особенностей полиграфического дизайна;

-  умение моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции

  5  

 Множественность,  массовость  и  общедоступность  полиграфического  изображения

Индивидуальная  работа.

Выполнение  эскиза на  композиционное  построение  полиграфического  дизайна открытки

1час – практика

-  знание особенностей полиграфического дизайна;

-  умение моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции

  6

 Искусство  книги.  Изобразительное  понимание  конфликта,  сюжета,  содержания

Индивидуальная  работа.

Выполнение  конструктивного  построения  иллюстрации  к  любимой  книге

1час – практика

-  знание особенностей и специфики полиграфического изображения;

-  умение композиционного  построения элементов книжного дизайна

  7

 Искусство  книги.  Роль  цвето-тонового  пятна  для  передачи  эмоциональной  содержательности  изображения. Художники книги(Г. Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский,Т.А. Маврина и др.)

Индивидуальная  работа.

Выполнение  иллюстрации к  любимой  книге  в  цвете

1час - практика

-  умение выразить свою изобразительную мысль через построение и гармонизацию цветовых пятен, линий, объемов, контрастов;

-  умение выполнения собственных творческих работ

Блок  № 2.

Изображение  в  фотографии     3  часа

( теория – 2  час, практика  -  1  часа )

  1

 Изображение  в  фотографии  и  живописи. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии.

Фронтальная  работа.

Беседа,  создание поисковых групп

1час – теория

-  умение анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

-  умение проведения сравнительного  анализа живописного произведения и фотографии

  2

 Выразительные  средства  в  фотоискусстве(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.)

Индивидуальная,  групповая  работа.

Съемочный  практикум;  выполнение  фотоизображений:  портрет,  натюрморт

1час – практика

-  знание роли и значения света в создании фотоизображения;

-  знание значения плана изображения, ракурса как художественно-выразительных средств

  3

Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники-мастера российской и зарубежной школы.

Индивидуальная  работа.

Анализ  работ  фотожурналистов

1час  -  теория

-  умение создания собственных композиционных работ;

-  умение передавать в работе информацию и неподдельность факта

Блок  № 3.

Синтетическая  природа  экранных  искусств    8  часов

( теория  - 3  часа,  практика  -  5  часов )

  1

 Мастера  кино.(С.М. Эйзенштейн, А.П.Довженко,Г.М.Козинцев,А.А.Тарковский и др.) Фрагменты фильмов(С.М.Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»»,С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.)

Фронтальная  работа.

Беседа

1час – теория

- знание мастеров кино прошлого, стоявших у истоков зарождения экранного искусства ;

-  знание истинной ценности художественного наследия

  2

 Изобразительная  природа  экранных искусств.

Индивидуальная  работа.

Изготовление  динамической игрушки, состоящей  из  двух кадров имитирующей киноизображение

1час – практика

-  знание роли синтетических визуальных искусств;

-  знание о кинозрелище как о творческом процессе

  3

 Специфика  киноизображения:  кадр  и  монтаж. Документальный,игровой и анимационный фильмы.

Индивидуальная  работа.

Изготовление  короткометражного  анимационного  фильма

1час - практика

-  знание роли кадра применительно к киноизображению;

-  знание принципов построения изображения в пространственно-временном развитии;

-  умение построения видеоряда – «раскадровки»

  4

 Специфика  киноизображения.  Коллективный процесс творчества в кино(сценарист,режиссер,оператор,художник,актер).

Коллективная  работа.

1. Создание  сценария,  изготовление  декораций  и  образов  персонажей  для  короткометражного  анимационного  фильма

2.Изображение  отдельных  кадров  единого  фильма

1час – практика

-  умение моделировать различные проявления человеческой жизни, сочиняя нужные ситуации;

-  умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и  её образное решение

  5  

 Кинокомпозиция  и  средства  эмоциональной  выразительности  в  фильме  (ритм,  свет,  цвет,  звук)

Коллективная  работа.

Создание  короткометражного  анимационного  фильма

1час - практика

-  знание понятия кинокомпозиции, в основе которого лежат те же общие законы композиции, что и в рисунке и фотографии: гармонии и контраста, светотонального баланса масс и объемов, но уже в изобразительно-монтажном построении трехмерного пространства и в динамике временного развития

  6

 Телевизионное  изображение,  его  особенности  и  возможности  

Групповая  работа.

Создание  проекта  диалога в  прямом  эфире

1час – практика

-  знание о своеобразии изображения на телеэкране и специфических свойств телевизионного зрелища

  7

 Компьютерная  графика  и  её  использование  в  полиграфии  и  дизайне ,архитектурных проектах.Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.Художник-творец-гражданин-выразитель ценностей эпохи.

Фронтальная  работа.  Беседа

 2час - теория

-  знание роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды

В конце девятого года обучения  изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • роль синтетических визуальных искусств,  принципы  пространственной  и  временной  композиции;
  • задачи  образной интепритации  в  визуально-зрелищных  искусствах;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • анализировать работу  художника,  композицию,  пластическое  и  образное  содержание  произведения;
  • создавать  собственные композиционные  работы;
  • построить  образ  и  композицию  в  полиграфических  изданиях  (книге,  журнале  и  др.);  моделировать  дизайн  различных  видов  полиграфической  продукции;  выполнять  принципиальное  композиционное  построение  (макетирование)  того  или  иного  вида  печатной  продукции  по  выбору;
  • выполнять  и  анализировать  фотопроизведение,  исходя  из  принципов  художественности;  применять  критерии  художественности,  композиционной  грамотности  в  своей  съёмочной  фоторактике;
  • построить  изображение  в  пространственно-временном  развитии;  построить  видеоряд  -  «раскадровку»;
  • аргументировано  анализировать  современные  течения в  изобразительном  искусствеи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список  литературы:

  1. П.П. Гнедич.    История  искусств  с  древнейших  времен
  2. Л. Волынский.   Лицо  времени.
  3. Ю. Солодовников.  Человек  в  мировой  художественной  культуре
  4. Е. Каменева.  Какого  цвета  радуга
  5. А.Д. Алехин.  Когда  начинается  художник
  6. Ю. Аксенов.  Цвет  и  линия
  7. А. Воротников.  История  искусств
  8. М. Семенова.  Мы – россияне
  9. Н. Костерин.  Учебное  рисование
  10.   Журналы  «Юный  художник»
  11.  О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью

Средства  обучения:

1.Печатные (учебники  и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)

2.Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

3.Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные)

4.Наглядные плоскостные (плакаты,  репродукции, иллюстрации)

5.Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...