Календарно-тематическое планирование по ИЗО. 5 классы
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Календарно- тематическое планирование по ИЗО (Неменский. 5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_5_klass.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по ИЗО на 2014-2015 учебный год. Учитель: Виноградова Анна Евгеньевна. Программа "Изобразительное искусство" Б. М. Неменского. 5 класс.
Тема года - «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (34ч) | ||||||||||
№ урока | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты освоения программы | Характеристика деятельности уч-ся. Художественно-творческое задание | Формы и виды контроля | Оборудование и материалы ЭОР | Дата проведения | Кол-во часов | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||
Древние корни народного искусства (8 часов) | ||||||||||
Древние образы в народном искусстве. | Традиционные образы народного прикладного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, дерево жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками. | Ориентированный взгдяд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства. Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям ДПИ | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи. Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщительные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы. | Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки. резьбе по дереву. | Стартовый контроль. | Материалы: гуашь, кисти или восковые мелки, акварель, бумага. | |||
Убранство русской избы. | Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть, земля, подклеть – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Задание: создание эскиза декоративного убранства избы, украшение деталей дома солярными знаками. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. | |||||
Внутренний мир русской избы. | Деревенский мудро устроенный быт. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в организации пространства дома. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с деталями крестьянского интерьера | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. | |||||
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. | Предметы народного быта: прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы и др. символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ. | Уметь выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. | Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: смешанная техника(рисунок восковым мелком и акварелью) кисть, бумага. | |||||
Русская народная вышивка. | Крестьянская вышивка -хранительница древних образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность. Символика цвета в крестьянской вышивке. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы. | |||||
Народный праздничный костюм. | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс и южнорусский комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. Символика цвета в народной одежде. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. | Задание: создание эскизов народного праздничного костюма северных или южных районов России. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. | |||||
Народные праздничные обряды (обобщение темы). | Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, создавать атмосферу праздничного действа. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты. Проявлять себя в роли знатоков искусства. Находить общие черты в разных произведениях ДПИ, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Задание: подбор загадок , прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: материалы учащихся. | |||||
Связь времён в народном искусстве (8 часов) | ||||||||||
Древние образы в современных народных игрушках. | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы. Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек). | Ориентированный взгдяд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства. Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям ДПИ | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи. Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Задание: создание из пластилина своего образа народной игрушки. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: пластилин. | |||
Искусство Гжели. | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях гжели. Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета. | Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: гуашь, кисти, бумага. | |||||
Городецкая роспись. | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе. | Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: гуашь, кисти, бумага. | |||||
Жостово. Роспись по металлу. | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов. Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: гуашь, кисти, бумага | |||||
Хохлома. | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: карандаш, гуашь, кисти, бумага. | |||||
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Краткие сведения из истории. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Дерево и береста –основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса, резное узорочье берестяных изделий. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. | Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приёмы росписи. Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи. | Задание: создание эскиза одного из предметов промысла | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: карандаши, бумага. | |||||
Роль народных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Выставка работ и беседы на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве». Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой. | Задание: участие в беседе. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: материалы учащихся. | |||||
Декор – человек, общество, время (11 часов) | ||||||||||
Зачем людям украшения. | Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д. | Ориентированный взгдяд на мир через осмысление разнообразия образов декоративно-прикладного искусства. Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям ДПИ | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи. Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя. Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. | Задание: рассмотрение и обсуждение темы | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: материалы по теме. | |||
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.) Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам эстетическую оценку. Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения | Задание: выполнение эскиза украшения. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: цветные мелки, гуашь, кисти. | |||||
Одежда «говорит» о человеке. | Одежда,костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. ДПИ Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера комнаты, предметов быта и одежды. | Задание: выполнение коллективной работы "Бал во дворце" | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: большой лист бумаги, гуашь, кисти, кусочки ткани, ножницы и клей. | |||||
О чем рассказывают гербы и эмблемы. | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. | Задание: создание эскиза собственного герба, герба своей семьи. Изображение эмблемы класса, школы или кабинета. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: белая и цветная бумага, гуашь, ножницы, клей. | |||||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | Итоговая игра-викторина с привлечение учебно-творческих работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами. | Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его в отличии от искусства народного. Использовать в речи новые художественные термины. | Задание: тематическая беседа | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: материалы учащихся. | |||||
Декоративное искусство в современном мире (8 часов) | ||||||||||
Современное выставочное искусство. | Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале. Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников. | Ориентироваться в широком Разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. | Задание: восприятие различных произведений современного декоративного искусства | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка | Материалы: | |||||
Ты сам – мастер. | Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное. поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, коллажей, декоративных украшений. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств, в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали. Участвовать в подготовке итоговой выставке. | Задание: выполнение творческих работ в разных материалах и техниках. Отчетная выставка работ по декоративно-прикладному искусству. | Текущий, индивидуальная проверка, самопроверка. Итоговый контроль. | Материалы: для аппликации, коллажа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...