ГРАФИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
ГРАФИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafika_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva.rar | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
ГРАФИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Большинство работ, над которыми работают учащиеся на уроках изобразительного искусства в школе, выполняются в цвете. Ведь живопись – эмоционально и полно отражает красочное богатство мира. Менее охотно на уроках используют гелиевые ручки, фломастеры, цветные карандаши. Очень редко выполняются рисунки в разных графических техниках. А ведь в них кроется не только новые пластические возможности. Их особенности помогают раскрыть художественные наклонности детей и более грамотно отнестись к задачам учебной работы.
У каждого материала свой характер. Гелиевая ручка даёт чёткую или лёгкую ажурную линию. Карандаши - более рыхлую, мягкую, а фломастеры оставляют сочные штрихи одинаковой толщины.
.В свободное время, да порой и на уроках, ребята часто исчерчивают ручкой клочки бумаги. Рисуют карикатуры, автомобили, самолёты, чёртиков, всяких моделей и барышень. При этом даже не подозревают, что ручкой и чернилами выдающиеся художники в таком же возрасте создавали шедевры рисунка. Попробовать свои силы в этой технике полезно каждому школьнику. Для таких занятий не требуется особых приготовлений. Нужны лист бумаги и гелиевая ручка (чёрная или тёмно-синяя).
Что же подобрать для первых зарисовок? Лучше, конечно, начать с предметов, графические качества которых наиболее чёткие. Эффектно смотрятся на фоне светлого неба силуэты деревьев, ажурные ветки; декоративные узоры крыльев бабочек на белом фоне. Интересны формы комнатных растений. Можно внимательно рассмотреть и нарисовать сухие растения. Они разнообразны. Стебельки одних – тонкие и нежные; других – твёрдые и упругие.
Чтобы отработать уверенность штрихов, линий, пятен, несколько уроков посвящаем упражнениям по использованию плоскости листа бумаги (без горизонта и перспективы). Это могут быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических фигур и декоративных элементов.
Рисунок №1. Для начала можно поупражняться мягким карандашом, затем гелиевой ручкой и фломастером.
Рисунок №2. Далее упражнения по созданию композиций из линий, пятен и точек с использованием перспективы
Теперь можно попробовать нарисовать линейные рисунки растений, цветов с натуры или по памяти. На первых порах возможен контур рисунка в карандаше с последующей обводкой гелиевой ручкой.
Главное в обучении изобразительному искусству – изучение натуры (в школьных программах отведено на это достаточное количество уроков). Что означает изучать натуру? Это подмечать её особенности, присматриваться к форме, силуэту, фактуре. Пытаться представить объект как бы уже нарисованным на бумаге в той или иной технике. Для этого перед каждым уч-ся можно положить какое-то растение (веточка с листьями, цветок, травинки). Ребята должны тщательно изучить и попробовать нарисовать его так, как его видят, со всеми его деталями. Задание это только на первый взгляд кажется простым. Дети так и воспринимают его, поэтому зачастую рисуют то, что знают, а не то, что видят. Много усилий приходиться приложить, для того, чтобы добиться правильного видения натуры.
Рисунок №3. Рисунки растений.
В графике (в чёрно-белом варианте) изумительно получаются декоративные работы. Декоративная графика – её условные изображения предполагают фантазию формы и содержания. Каждый учащийся имеет возможность додумывать созданный им рисунок и импровизировать. Основным средством изображения здесь является пятно. Пятна могут быть большие, маленькие, разной формы, перетекать друг в друга и т. д. Наряду с гелиевыми ручками можно применять фломастеры (для закрашивания больших пятен). Сначала весь класс выполняет одинаковые рисунки, ориентируясь на работу учителя, которая проецируется на экран при помощи документ-камеры. Следующее задание ребята рисуют самостоятельно. Оно является закреплением и направлено на развитие творческой фантазии и отработки умений и навыков. Итог этой работы – выставка, где анализируется и обсуждается каждый рисунок. Дети принимают активное участие в этом. Здесь нарисованы бабочки и жуки, деревья и ветки растений, улитки и черепахи, фантастические цветы и не менее фантастические животные. Как правило, учащимся нравится трудиться над такими заданиями, так как фантазия у них безгранична, да и средства выражения просты и доступны.
Рисунок №3 взят из интернета.
Рисунок №4. Примеры декоративных работ.
Можно попробовать графические работы в разных жанрах. Например, натюрморт и пейзаж.
Рисунок №4. журнал «Искусство» 23/2008г.
Рисунок №5.Наипростейший вариант натюрморта для детей младших классов.
Рисунок №6. Варианты пейзажей.
Рисунок №5, №6 выполнены уч-ся ГОУСОШ №328 г.Москвы под руководством учителя изо Ирины Поляковой.
Рисунок №7. Неплохо смотрятся фигурки животных, выполненные в силуэте (пятном).
Работа ручкой приучает к наблюдательности, внимательности, уверенности и аккуратности. Ошибки, легко исправляемые в рисунках, сделанных другими материалами, здесь практически нельзя исправить. Это, как ни странно, одно из самых привлекательных свойств этой техники.
Суркова Вера Васильевна – учитель изобразительного искусства.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 352 с углубленным изучением немецкого языка Красносельского района Санкт-Петербурга.
Адрес: 198264 Санкт-Петербург, ул. Пограничника Гарькавого д.20 к.4 кв.41, электронная почта: vera.47@list.ru
Телефон: 8 (905)-229-30-27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства "Светотень в графике"зентаци
Фрагменты презентации можно использовать на других уроках по изобразительной грамотности...
Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»
Данная разработка является завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...
Пикулева Т.Р., Нежнова Л.Т. Конспект интегрированного урока «Компьютерная графика как вид изобразительного искусства"
На уроке обучающиеся закрепляют полученные знания, делая это в форме игры, знакомятся с новыми понятиями, выполняют задание при помощи новой компьютерной технологии....
Статья «Художественное воспитание на уроках изобразительного искусства средствами силуэтной графики"
Актуальность данной темы обусловленна необходимостью художественного воспитания школьников через искусство силуэтной графики....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе.
Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе....
Графика на уроках изобразительного искусства
Графика на уроках изобразительного искусства...