Сказочно-былинный жанр. Урок ИЗО в 7 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Фомина Вера Александровна

Урок ИЗО в 7 классе по программе Б. Неменнского.

СКАЗОЧНО-БЫЛИННЫЙ ЖАНР.

 (Урок - путешествие)

Цель:   Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в   живописи на примере   творчества В. Васнецова и  И.Я. Билибина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochno_bylinnyy_zhanr_urok_izo_7_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗОЧНО-БЫЛИННЫЙ ЖАНР.

 (Урок - путешествие)

Цель:

    Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в      живописи на примере   творчества В. Васнецова и  И.Я. Билибина.

       Задачи:

1.      Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и  интерес к искусству.

2.     Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

3.    Обучение технике работы  с гуашью.

          Оборудование и материалы:

1.       Медиапрезентация «Сказочно-бвлинный жанр».

2.    Художественные материалы.

Ход  урока 

I.  Организационный момент.

II.    Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.

-     Сегодня мы поговорим об особом жанре - жанре сказки и  былины.

Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь  запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников-писателей.

-     Вспомните народные сказки и их героев.

-     Вспомните писателей-сказочников и героев их книг.

А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство - туда, где живут эти герои.

А путешествовать мы будем не одни, а с художниками-сказочниками.

Вести нас по сказочным тропинкам будут те, кто сегодня  приготовили свои  сообщения. Они, как и в любой сказке, подготовили вам загадки и задания и, конечно же, расскажут об авторах сказочных картин.

Еще в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как правильно сказать, с чем?

(С иллюстрациями.)

Именно такими, как нарисовал их художник, мы и будем себе представлять героев этих книг.

Давайте попутешествуем по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий русский художник И. Билибин.

(Учащиеся выступают с результатами своей творческой поисковой работы, демонстрируют книги и книжные иллюстрации).

 

III.    Краткое   сообщение   о   творчестве   И. Билибина.

      Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств.

1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской продюссора Ашбе.

Лето 1899 года Иван Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством.

В 1899 году Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. В этой серии были «Василиса Прекрасная», «Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке», «Белая уточка», «Царевна-Лягушка» . Также были изданы с рисунками Билибина «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и «Петр Первый» А. Н. Толстого.

Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений.

1.  К какому виду изобразительного искусства мы отнесем работы этого художника? Почему?

2.            Чем отличаются иллюстрации И.Я. Билибина от иллюстраций   таких   же сказок другими художниками?

 По сказочной дорожке мы пришли с вами на древнюю дивную русскую землю.

А вот и жители этой земли. Кто они? Какие это сказки?

А теперь давайте узнаем,  кто увидел их такими.

IV.  Сообщение  о творчестве В. Васнецова.

                                     Гамаюн, птица вещая

(Картина В. Васнецова)

На гладях бесконечных вод,             Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,     Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,        Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,      Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,     Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат         Уста, запекшиеся кровью!..

А. Блок, 23 февраля 1899 г.

Гамаюн - по древнерусским поверьям,  сказочная  птица- вещунья с человеческим лицом.   Трус - землетрясение.

Васнецов Виктор Михайлович  родился 15 мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области, российский художник.

Выходец  из  семьи   сельского   священника,   первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в   1867-1868 гг, учился под руководством И. Н. Крамского.

 В 3868-1875 гг. совершенствует   мастерство   в   петербургской  Академии   художеств, 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок.

Среди его популярных полотен стали   картины  «После  побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880)  (по  мотивам  «Слова  о  полку  Игореве»),   «Аленушка» (1881 г), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-1998) с фигурами конных витязей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича Алеши Поповича - охраняющих границы отечества. Все четыре картины - в Третьяковской галерее.

В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988 г. в Кирове (б. Вятка). Умер 23 июля 1926, Москва.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

1.           Чем различаются картины И.Я. Билибина и В.М. Васнецова?

2.           Кто основные герои картин В.М. Васнецова? (люди или сказочные герои)?

3.           Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

   V.  Получение   творческого   задания.  Выполнение  работы.

-     А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведет нас к новому городу.

Но в этом сказочном городе живут герои, которых вы сами нарисуете. Они такие, какими вы их видите.

В выполнении  работы вам помогут  представленные перед вами иллюстрации.

Можете рисовать любимых сказочных героев, героев новых сказок...

Целевые обходы  учителя во время выполнения работы.

1.          Контроль организации рабочего места.

2.          Контроль правильности выполнения  работы.

3.          Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4.          Контроль объема и качества выполненных рисунков.

VI. Подведение итогов и анализ творческих работ.

В конце урока проводится экспресс-выставка

«Что за прелесть эти сказки».

Работы вывешиваются на доску.

-     А теперь давайте угадаем, кто есть кто?

Авторы рисунков нам помогут. 

VII. Заключительное слово учителя.

Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он ни покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье,  красота, доброта и справедливость.

А этого человеку всегда не хватает в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ИЗО 7 класс "Мифологический жанр"

Сказочно-былинный жанр.(мифологический жанр) (Урок – рассуждение в 7 классе по программе  Б.М.Неменского) Цели: Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере тво...

Презентация "Сказочно-былинный жанр в живописи.В.М.Васнецов.

—Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил  русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмос...

Презентация "Сказочно-былинный жанр в живописи.В.М.Васнецов."

—Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил  русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмос...

методическая разработка урока ИЗО по теме "Сказочно-былинный жанр" 7 класс

7 класс, 3 четверть: "Великие темы жизни", тема: "Сказочно-былинный жанр" по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б.М. Неменского.Разработка включает  в себя: конспект урокаНа урок...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

Сказочно-былинный жанр Тема урока: «Преданья старины глубокой» 7 класс

Народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. С...

Разработка урока ИЗО 7 класс. "Сказочный былинный жанр"

Урок по изобразительному искусству разработан по ФГОС, на уроке использована технология кейс-метода....