методическая разработка урока ИЗО по теме "Сказочно-былинный жанр" 7 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Барбакадзе Светлана Васильевна

7 класс, 3 четверть: "Великие темы жизни", тема: "Сказочно-былинный жанр" по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б.М. Неменского.

Разработка включает  в себя: конспект урока

На уроке была использована технология кейс-метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_izo_7_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе

 по теме «Сказочно-былинный жанр»

(программа ИЗО под редакцией Неменского Б.М.)

Цель: учить художественной  интерпретации литературного текста в процессе иллюстрирования произведений сказочно-былинного жанра (былина «Садко») учащихся 7 класса.  

Основные понятия: жанр, сказка, былина, иллюстрация, техника коллаж.

Планируемые результаты:

Личностные:

 •         активное отношение к традициям сказочно – былинного  жанра  как эстетической ценности;

•        осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие художественных образов былины «Садко».

Познавательные:

•        анализировать собственную учебную деятельность в процессе выполнения коллажа и вносить  необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Регулятивные:

•        проявлять  творческую инициативу и самостоятельность в процессе работы над коллажем;

Коммуникативные результаты:

•        аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания текста былины «Садко»;

•        овладение устойчивыми навыками  самостоятельной, целенаправленной, содержательной изобразительно-учебной деятельности;

•        научиться сотрудничать в ходе решения изобразительно-творческих задач в группах.  

Межпредметные связи: литература (былина «Садко»), музыка (опера «Садко»  Римский-Корсакова ).

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Организация пространства:  презентация к уроку, карточки, рабочая тетрадь

проектор, компьютер, цветная бумага.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат

1. Мотивационная деятельность

Сформировать положительную мотивацию к изучению сказочно-былинного жанра

Приветствие.

Проверка пройденного материала (карточки с терминами, выделить только жанры ИЗО).

Актуализация

-Вспомним тему четверти    

-Какой жанр мы уже рассмотрели

-Продолжим разговор о жанрах.

Работа с презентацией по слайдам 

(слайд 1 – «Золушка», «Садко», «Три богатыря», «Кот в сапогах», «Курочка Ряба», «Русалочка», «Илья Муромец и Соловей разбойник»)

- Что объединяет данные фрагменты?

 -Можно ли объединить их в один жанр?

(слайд 2 Сказочно-былинный жанр.)

 (слайд 3 Определение жанра)

 - Сказочно-былинный жанр — это жанр, изображающий вымышленные события или подвиги богатырей.

 -Сформулируйте тему урока

 -Подумайте, что мы будем сегодня делать?  

 -И изображать будем в технике – коллаж.

(слайды 4,5,6,7)

Самооценка готовности к уроку.

Характеризуют понятия (работа в парах).

Великие темы жизни.

Исторический жанр.

Рассуждают о художественных иллюстрациях к литературным произведениям.

Иллюстрации к сказкам и былинам.

Сказочно-былинный жанр.

Рассуждают о теме и цели урока.

Работать над сказочно-былинным жанром.

Участвуют в обсуждении и рассматривают варианты творческих работ.

Самостоятельная формулировка темы и цели урока.

   2. Учебно-познавательная деятельность

Расширить представление  о сказочно-былинном жанре в изобразительном искусстве.

 (Слайд 8 Иллюстрация былины «Садко»)

-Посмотрите  на слайд, знакомы ли персонажи и произведение?

 -Кем был Садко?

 (Слайд 9,10,11 Изображение муз.инстр. -гусли)

-Посмотрим изображение музыкального инструмента.

-Работа с текстом, прочтение краткого содержания былины о Садко. (см. приложение 1)

-Главное – отсутствие окончания, которое нужно придумать и аргументировать.

-Практическую часть выполнить в технике коллаж.

-Практическую работу вам предстоит делать в группе. Каждая группа получает задание.

1.Группа «оптимисты» завершает былину в позитивном ключе.

2.Группа «пессимисты» - в негативном.

3.Третья группа выступает в качестве экспертов.

Рассуждают о сказочно-былинном жанре в изобразительном искусстве.

Знакомы. Изображён Садко, подводный царь, царевна.

Гусляр.

Рассуждают о профессиональной деятельности Садко.

Прослушивают текст.

Анализируют текст и сочиняют окончание былины.

Анализ теста. Окончание  былины «Садко».

Физминутка

Психологическая и физическая разгрузка.

3.Интеллектуально-преобразующая деятельность.

Сформировать опыт коллективного создания коллажа по мотивам произведения сказочно-былинного жанра.

Организация работы группы «оптимистов»:

выполнить коллаж, используя тёплые, светлые, яркие цвета палитры. Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции. (Слайд 12,13 Иллюстрация былины «Садко», определение «коллаж»)

Организация работы «пессимистов»:

выполнить коллаж, используя холодные, тёмные цвета палитры. Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции. (Слайд 12,13 Иллюстрация былины «Садко», определение «коллаж»)

Организация работы экспертов:

объясняет правила составления критериев оценивания работы.

Импровизационное задание:

Работают над созданием эскиза. Самоорганизация в деятельности: Выполняют иллюстрацию к былине «Садко» в технике коллаж, используя тёплые, светлые, яркие цвета палитры. Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции.

Импровизационное задание: Работают над созданием эскиза. Самоорганизация в деятельности: Выполняют иллюстрацию к былине «Садко» в технике коллаж, используя холодные, тёмные цвета палитры. Материалы: краски, цветная бумага, вырезки из печатной продукции.

Получают представление о критериях оценивания, составляют критерии.

Эскиз (линейный рисунок), коллаж.

Эскиз (линейный рисунок), коллаж.

Критерии оценивания.

4.Контроль и оценка результатов деятельности.

  1. Организация просмотра работ.

  1. Организация обсуждения творческих работ.

- Творческие работы готовы, посмотрим, каким образом через изображение  группам удалось показать свою задумку.

  1. Организация выступления экспертной группы.

 --Прослушайте, как оканчивается былина в первоисточнике.

- Как вы думаете, какая группа своей творческой работой наиболее близка к первоисточнику?

- Вывод: сегодня мы были в роли писателей, художников, ценителей. Если творческая работа группы «пессимистов» не совпадает с первоисточником, это не значит, что их точка зрения не имеет право на существование. У каждого человека своё представление и видение, все мы личности, индивидуальности, и от этого окружающий нас мир  становится более интересным.

Группы представляют свои работы.

Участвуют в обсуждении содержания и художественных средств творческих работ.

Эксперты дают оценку творческим работам, опираясь на критерии оценивания.

Делают выводы,  что группа «оптимистов» наиболее близка к первоисточнику.

Анализ и самоанализ творческих работ.

5.Домашнее задание

Приготовить к следующему уроку сообщение о великих русских живописцах XIX столетия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе по теме "Happy English!" к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс

Методическая разработка урока по английскому языку "Happy English!" разработана к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс. Целью урока являет...

Методическая разработка урока английского языка в 5 м классе. Тема урока: Travelling and transport: choosing the mean of travelling (Путешествия и транспорт: выбор вида путешествия)

Тема урока: Путешествия и транспорт5-й класс, углублённый уровень. Место урока: повторение лексики по теме «Путешествия и транспорт» Учебник: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английс...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...