Конспект урока ИЗО в 5 классе. Украшения в жизни древних обществ.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Конспект урока ИЗО по программе Б.Неменского в 5 классе. Древний Египет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass_ukrasheniya_v_zhizni_drevnikh_obshchestv.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству
5 класс
Тема: Украшения и одежда в жизни древних обществ. Древний Египет.
Цель: Выявить роль и особенности украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.
Задачи:
- Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
- Познакомить с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти, с цветовой гаммой одежды, материалом.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, слайды, кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами.
Литературный ряд: «Что я видел в Эрмитаже» стихи О. Тарутина
Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы
Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш, ластик, альбомный лист, баночка для воды, салфетка
Литература: Школьная энциклопедия – история Древнего мира, Изобразительное искусство 5 класс - поурочные планы по программе Б.М. Неменского,
Межпредметные связи: история, музыка, литература
План урока:
- Организационный момент: -1 мин
- Вступительная беседа – 5 мин
- Теоретическая часть – 8мин
- Практическая часть – 20 минут
- Анализ работ – 3 мин
- Итог урока – 2
Ход урока:
Деятельность учителя | Д-ть уч-ся | |
орг. мо мен 1 мин Ввод ная бесе да 5 мин Теоре тиче ская часть 8 мин Прак тиче ская часть 20 мин Анализ 3 мин Итог 2 мин | Проверка готовности к уроку. - Ребята, юные искусствоведы, сегодня я предлагаю вам путешествие в загадочную страну пирамид, песка, скорпионов, мумий, фараонов. О какой стране я говорю? -Верно, конечно же о Египте, о Древнем Египте. Мы побываем в этой удивительной стране, оживим эту пустыню, изобразим людей-египтян и заполним это пустое пространство ( на доске пустое место (песок), которое нужно заполнить фигурками людей). А чтобы нам нарисовать египтянина, на что нам нужно обратить внимание в нашем путешествии? -Конечно, зная особенности одежды, мы сможем изобразить древнего египтянина. Итак, в путь! Закройте глаза (звучит музыка, появляется слайд с изображением пирамид, на доску вывешивается орнамент, тема…). -Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте? Где находится Египет? -Кто такой фараон? -Что такое пирамида? Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью. Как вы думаете, зачем? -Хорошо. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. Её высота более 146 метров, вторая по высоте - пирамида Хефрена, она на несколько метров ниже, но всё равно очень высокая. Первую пирамиду Джосера построил зодчий Имхотеп. Предшественницей пирамиды была мастаба (показ). Стены пирамид покрыты рельефами и росписями. (показ) - Скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних египтян, ведь они жили так давно? -Верно, благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили, даже как строили пирамиды. -Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка и качество ткани означало разницу между отдельными классами. -Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти – проговорите это слово (термин, показ). Туловище было свободно от одежды -Почему, как вы думаете? - Конечно, ведь Египет очень близко расположен к экватору. Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором. Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон. Обувь имели право носить только фараоны – сандалии – прикрепить термин Из пальмовых листьев, а затем и кожи. Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх – проговорить слово - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. - А вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин. Другие украшения как женщин, так и мужчин – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы. Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка калазирис - проговорить термин. На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма. - Ребята, обратите внимание на образцы – подсказки, которые расположены перед вами, вы можете использовать этот материал при практической деятельности. - А сейчас, юные искусствоведы, мы будем изображать людей в древнеегипетском костюме. Я вам раздам шаблоны, которые вы обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду. Что будет на человеке, кто это будет: мужчина или женщина, какого цвета будет одежда, какие украшения, какая прическа – решать вам. Поможет вам в работе алгоритм (на доске):
Приступаем к работе (тихо звучит мелодия) Учитель делает целевые обходы:
Каждый ученик выходит к доске и вывешивает свой рисунок, сразу получает оценку – «фараончика» (на обратной стороне письменная оценка)
-Вывешиваем на доску работы, заполняем пустыню людьми. Красиво? Анализ работ. Критерии анализа:
-Теперь, ребята, нам пора возвращаться. Мы совместными усилиями оживили этот горячий песок Египетской пустыни, а заодно очень много узнали об этой удивительной и поразительно красивой стране. - Что нового вы сегодня узнали из нашего путешествия? -Какие бы страны вам ещё хотелось бы посетить? Это очень легко сделать. Сейчас практически во всех школах есть «Школьная энциклопедия», которую я вам рекомендую почитать. Там очень много полезной и интересной информации о разных странах, одежде, архитектурных сооружениях и много иллюстраций. -Что вам больше всего понравилось? -Понравился ли вам урок? -Чем? -На память об нашем путешествии я вам раздам памятки. (кратко изложенный материал урока и кроссворд). Спасибо за работу. | -Египет -На одежду древнего египтянина. Рассказывают Царь, правитель. Гробница фараона. -Показать своё величие, власть, превосходство. -Мы много знаем о жизни древних египтян из росписей и рельефов -Туловище было свободно от одежды, так как в Египте жаркий климат. Работа учащихся Отвечают полными ответами |
Памятка ученику:
Египет – это страна, которая находится в Африке.
Развитие цивилизации Древнего Египта делится на такие периоды как:
Древнее царство – 30 – 23 вв до н. э
Среднее царство - 22 – 18 вв до н.э.
Новое царство - 16 – 11 вв до н.э.
Позднее время – 11вв – 320г до н.э.
Правителей Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы. Самая высокая пирамида - пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6 м. предшественницей пирамиды была мастаба.
Из-за жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только фараоны), а так же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Женщины носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или 2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.
1 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | 2 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
4 | 5 | ||||||||||||
3 | |||||||||||||
По горизонтали:
- Традиционная одежда женщин Древнего Египта.
- Самая высокая пирамида Древнего Египта.
- Обувь, которую имел Древнего Египта и право носить только фараоны .
По вертикали:
- Воротник – украшение мужчин и женщин Древнего Египта.
- Набедренная повязка мужчин Древнего Египта.
- Предшественница пирамиды.
- Предмет, который носили на голове древние египтяне.
- Царь, правитель Древнего Египта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.
Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....
Урок ИЗО в 5 классе "Украшения в жизни древних обществ"
Урок открывает тему 3 четверти в 5 классе "Декор - человек, общество, время". Презентация с кроссвордом и вопросами будет интересна пятиклассникам....
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Украшения в жизни древних обществ»
Цели: познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства; повторить особенности искусства Древнего Египта; сформировать умение различать декоративное искусс...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...
Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ", 5 класс
Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ" несет в себе краткое содержание об искусстве Древнего Египта....
Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"
Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...