Урок ИЗО в 5 классе "Украшения в жизни древних обществ"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Урок открывает тему  3 четверти в 5 классе "Декор - человек, общество, время". Презентация с кроссвордом и вопросами будет интересна пятиклассникам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Украшения в жизни древних обществ 5 класс Учитель Скокова Т. С., МБОУ СОШ № 2 1 г. Озёрск, 2013 год

Слайд 2

Одежда Древних Египтян Мужская: Схенти - набедренная повязка Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового, бёдра ремесленника покрывал грубый и толстый холст натурального цвета.

Слайд 3

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек, рубашка калазирис на одной или двух бретелях.

Слайд 4

Маска Тутанхамона Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязная борода, корона, посох а также полосатый платок - клафт .

Слайд 5

Обувь На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем из кожи носили лишь фараоны и их приближенные.

Слайд 6

Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Царица Нефертити

Слайд 7

Ткани Египет считается родиной льна. По тонкости он не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани , надетой на человека, было отчетливо видно его тело. 240 м тончайшей пряжи весили всего 1 г.

Слайд 8

Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: серовато-желтые, кремовые. В одежде знати использовался узор с изображением змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями . Цвет и орнамент

Слайд 9

Украшения Традиционным украшением был ускх -воротник-ожерелье из золотых пластин и жемчуга. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

Слайд 10

Символика Древнего Египта Символ власти Знак силы

Слайд 11

Символика Древнего Египта Путь Солнца по небу Скарабей – символ Бога утреннего Солнца

Слайд 12

Символика Древнего Египта Анх, символ вечной жизни Глаз – уаджет, символ могущества

Слайд 13

Словарная работа Тиара – двойная корона фараона. Лотос – символ плодородия, процветания и бессмертия. Скарабей – священный жук, символ Солнца. Урея – змея, хранительница царей.

Слайд 14

Кроссворд По горизонтали: 1 – вместилище для мумии; 1 3 6 4 2 5 2 – Бог солнца; 3 – полупрозрачный камень; 6 – набедренная повязка 5 – Бог мудрости; 4 – платье египтянки; с а р к о л ф а г а р т е а а б т с р л а к а и з и р с о т т е х с и н ф а р а о н

Слайд 15

Практическое задание Выполни эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: ожерелья, подвески, нагрудного украшения – пекторали, браслета. Продумай форму и укрась предмет. Используй характерные знаки-символы и сочетание цветов.

Слайд 16

Всё на свете боится времени, но само время боится пирамид. Египетская пословица



Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

на тему: « Украшения в жизни древних обществ»

5 класс, 3 четверть

Учитель - Скокова Татьяна Сергеевна,

 МБОУ СОШ № 21

г. Озёрск, 2013 г.


Тип занятия: урок.

Форма урока: смешанный.

Разработан по программе Б. Неменского. «Изобразительное искусство и художественный труд». 5 класс.


Цель: создание эскиза декоративного украшения в древнеегипетском стиле

 Задачи:

Дать представление о символике украшений в жизни древних обществ на примере эпохи Древнего Египта.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Методы:  репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Материалы для учителя: презентация по теме урока, иллюстрации.

Материалы для учащихся: бумага А3, гуашь.

Изучаемые понятия: скарабей, лотос, калазирис, схенти, пектораль, браслет.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Здравствуй, солнце, я твой лучик

Здравствуй – я от солнца ключик (хором)

Постановка проблемы

Учитель: Ребята, угадайте, из какой страны я к вам приехала?

Учитель: А как вы догадались?

Учитель: С искусством Древнего Египта вы знакомились в начале учебного года на уроках истории.

Ребята, к нам обратились за помощью. Для артистов школьного театра нужно придумать костюмы и украшения для спектакля на историческую тему. Давайте, поможем своей школе. А для того, чтобы лучше справиться с этой задачей - мысленно перенесёмся с вами в эту волшебную страну, на тысячелетия назад. (Слайд № 1)

Учащиеся: Из Древнего Египта.


Учащиеся: по костюму и украшениям.

Выбор алгоритмов.

Изучение нового материала.















Египет – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

-Что вы знаете о Древнем Египте?



О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаём, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Египетская одежда на протяжении многих веков остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской.

Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. (Слайд №2)

Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку – схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и красно-коричневый цвет мужского тела. Цвет кожи для мужских фигур был точно установлен в росписях.

(Слайд № 3) В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: прямая, длиной до лодыжек, рубашка «калазирис» на одной или двух бретелях.

(Слайд №4)

Знаками царского достоинства  фараона

Были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт.

Все египтяне тщательно брили волосы, а для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.

(Слайд № 5)

Право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым.

(Слайд №6)

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.

(Слайд №7)

Египет считается родиной льна. О свойствах и внешнем виде египетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различимой глазом пряжи весили всего 1 г. По тонкости египетский лён не уступал натуральному шёлку: сквозь 5 слоёв ткани, надетой на человека, было отчётливо видно его тело.

(Слайд №8)

Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-жёлтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщённым изображением змея – уреуса, жука – скарабея, ястреба с распростёртыми крыльями.

(Слайд № 9)Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности.

Именно в Египте возникли все виды украшений – перстни, броши, браслеты, диадемы.

Символика Древнего Египта.

Опираясь на знания, полученные на уроках истории, попробуйте определить, что символизируют данные изображения. (Слайды № 10, 11, 12)


(Слайд №13)

Словарная работа.

Запомните, что означают данные слова.

Стихотворение читает ученик.

На плите,

   На саркофаге,

      На папирусной бумаге

         И на всём, что видит взгляд,

                                    Иероглифы пестрят.

Рыбы,

  Звери,

    Птицы,

       Точки,

         Загогулины,

           Кружочки…

Всё знакомое почти,

      А попробуй-ка, прочти!





-Это страна пирамид – усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта.





















































































Ответы детей






Учащиеся проговаривают слова вслух

.

(Слайд №14)

Решите кроссворд.

Угадав все слова, загаданные по горизонтали, найдите ключевое слово, зашифрованное по вертикали.


(Слайд № 15)

Постановка художественной задачи:

А теперь, ребята, самостоятельно выполните эскиз традиционного египетского украшения: диадемы, пекторали, браслета и т. п.

В работе вам поможет иллюстративный материал и даже учебники истории.


Выполнение задания.

Завершение урока.

(Слайд № 16)

Египетская пословица.

Подведение итогов.

Экспресс – выставка.





Разгадывание кроссворда





Выполнение практического задания: эскиз украшения.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...