Единство формы и декора в игрушках.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinstvo_formy_i_dekora_v_igrushkakh_5_kl.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Единство формы и декора в игрушках ( Урок по изо 5 класс) .
Цель : изучение традиционных элементов росписи в глиняной игрушке различных
промыслов ;
овладеть навыком росписи глиняных изделий ;
развивать умение отражать в росписи единство формы и декора , воспитывать
самооценку и самоанализ.
Тип урока : изучение нового материала ,закрепление пройденного.
Методы: рассказ , наглядно-иллюстративный , практическая деятельность.
Оборудование : образцы глиняных игрушек , карты – схемы: роспись разных промыслов ,
иллюстрации игрушек разных промыслов , гуашь , глиняные игрушки
для росписи ,кисть № 3, № 1,тычки, клеенка ,салфетки .
План : 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изложение материала
4. Практическая деятельность
5. Подведение итогов
Ход : I . Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Чтобы вспомнить , что мы изучали на прошлом уроке ,я предлагаю отгадать кроссворд.
1. Г Л И Н А
2. К А Р Г О П О Л Ь С К А Я
3. К О Р М И Л И Ц А
4. С В И С Т У Л Ь К А
5. Б А Р Ы Ш Н Я
6. Ф И Л И М О Н О В С К А Я
7. Д Ы М К О В С К А Я
1.Из какого материала лепили игрушки.
2.Родина какой игрушки русский Север Архангельской области .
3. Охарактеризуйте как называется фигурка женщины с ребенком на руках ?
4. Символическая игрушка , призывающая добрые силы и отпугивающая злые своим звуком.
5. Как в народной игрушке называется образ женщины.
6. Охарактеризуйте как называются фигуры с вытянутыми пропорциями ,небольшой головой плавно перетекающей в длинную , стройную шею , устремленные ввысь.
7. Как называются игрушки появившиеся в слободе близ города Вятка.
Ключевое слово получилось игрушка .Мы с вами познакомились на прошлом уроке с особенностями формы игрушки трех промыслов Каргопольской, Филимоновской, Дымковской.
Разделите картинки на доске на три группы.
Сегодня мы продолжаем изучать народные игрушки .
Тема урока : Единство формы и декора в игрушках.
( Вспомните, что означает слово декор ? ( украшение) .Следовательно, что, мы будем изучать сегодня ? )
Цель урока : Изучить традиционные элементы росписи в глиняной игрушке различных
промыслов.
Расписать заготовленную игрушку ,опираясь на знания элементов декора .
III. Декор игрушек тоже отличается , как и пластическая форма .
(По ходу рассказа учителя рассматривание таблиц «Декор глиняных игрушек» )
филимоновская | каргопольская | дымковская | |
Цвет | Красный, малиновый, синий, Зеленый, желтый | Все цвета, приближенные к натуральным | Белый фон, насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, желтый, фиолетовый. |
Декор | Узкие черточки –полоски Еловые веточки, Розетки, Круги, Ромбы | Огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен хлебных колосьев, веточек растений | Кружки, Точки, Полоски, Горошины, Сеточка |
Роспись дымковской игрушки представляет собой крупный геометрический узор. На одной фигурке применяют 4-8 цветов. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Цветки росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Элементы росписи: круги, полосы, горошины, сеточка, точки.
Любимый цвет филимоновской росписи – малиново - красный. Он преобладает в женских фигурках, часто сплошь покрывая значительную их поверхность. Преобладает орнамент геометрического стиля. Ветки изображаются ёлочкой, напоминая мотивы народной вышивки. Малиновые и зелёные полосы по жёлтому фону придают росписи солнечную яркость.
Цветовое решение каргопольских игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены жёлтой, розовой, серой, коричневой, оранжевой красками. Геометрический орнамент из кругов, крестов, полос, штрихов, колец, похож на древние знаки. В декоре присутствуют мотивы зерён хлебных колосьев, веточек растений. Узор всегда слит с вещью. Форма предмета предопределяет, какой будет узор на ней.
Ритмичное повторение декора помогает сделать игрушку красивой.
Вспомните, что такое ритм? ( чередование элементов ).
Рассмотрите, как чередуются элементы в различных формах ( круглая – хвост индюка, юбочка – параллельно нижнему краю, от пояса к нижнему краю …)
Определите ритм в украшении лошадок.
IV. Практическая работа.
Индивидуальная помощь.
V. Анализ.
Критерии:
- Соответствие декора выбранному промыслу.
- Соответствие цветовой гаммы.
- Композиция.
- Аккуратность.
Самоанализ (поставить игрушку в соответствующий сектор)
Красный сектор – отлично
Жёлтый – хорошо
Зелёный – удовлетворительно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках
конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М. Неменского...
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР
Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...
Методическая разработка урока Изобразительного искусства 5 классапо теме "Единство формы и декора в игрушках"
Урок составлен по программе Неменского на примере Дымковской росписи....